Презентация, мастер - класс на тему самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"( 2022г)
материал (младшая группа)

Митаки Татьяна Ивановна

Познакомить педагогов с приемами и методами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx95.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Колокольчик» с.Троицкое»

Мастер-класс

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

http://www.mdoo30rzn.ru/wp-content/uploads/2018/11/518919dc6151b.jpg

        Выполнила воспитатель:

Митаки Татьяна Ивановна

Троицкое 2022

Слайд 1 Всем добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по теме самообразования: 

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Слайд 2 ЦЕЛЬ:

  1. Повышение профессиональной компетенции теоретического и практического уровня.

 ЗАДАЧИ:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие мелкой моторики и координации движений
  3. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  2. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

Слайд 3 С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем этого мира, который его окружает.

Китайская пословица гласит:  

 «Расскажи – и я забуду,

 Покажи – и я запомню,

 Дай попробовать, и я пойму».

Но и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Дети в этом возрасте доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, дотронуться языком, понюхать, постучать им и т.д.

Актуальность моей темы: Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, которые позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше.

Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега, пересыпая песок из ладошки в ладошку, мягкий – твёрдый, малыши с удовольствием обследуют пластилин, познавая его свойства.  

Опытно-экспериментальная деятельность предполагает решение какой-либо проблемной ситуации.  Исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями.

Для экспериментирования должно быть выделено место и оснащено специальным оборудованием.

Слайд 4 Материальная база центра экспериментирования состоит из:

  • природных материалов (ракушки, камешки, палочки, деревянные палочки, ореховые скорлупки, песок, семена);
  • образцов ткани, бумаги;
  • сосудов и ёмкостей (пластмассовые миски, баночки, стаканы);
  • приборов и инструментов (ложки, совки, трубочки, пластиковые увеличительные стёкла, воронки);
  • предметов для игр-экспериментов (вертушки, формочки для песка);
  • вещества (сахар, соль, крупы, краски);

Слайд 5 Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов.

 Слайд 6 Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивается мелкая моторика, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка, пополнение знаний способствует развитию речи.

Слайд 7 В процессе[a] экспериментирования словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Слайд 8 При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Слайд 9 Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово, заучивание стишков, продуктивная деятельность (лепка, рисование).

Слайд 10 Для развития игровой ситуации использую сказочного персонажа.

Слайд 11 В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры.

Слайд 12   Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?») (игра на муз. инструментах)

Слайд 13 тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.

Слайд 14       Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь, предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.  (про воду).

Слайд 15 Благодаря опытам дети делают выводы с помощью воспитателя.

Слайд 16 Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких открытий.

Слайд 17 У детей появился интерес к растениям (цветы). Они могут различать некоторые виды (фикус, бальзамин), узнали много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.

Слайд 18 (Если растение не поливать, то земля станет сухой и растение завянет и погибнет). Принимают участие в практической деятельности по уходу за растениями).

Слайд 19 Отдельной и большой работой стал проект «Огород на подоконнике». 

Слайд 20 Дети с интересом участвовали в замачивании семян,

Слайд 21 наблюдали за всходами своего огорода и в дальнейшем наблюдении за огородом.

Слайд 22 Так же была проведена работа по совместной деятельности детей и родителей. Для родителей вывешиваем консультации в уголке информации (опыты в домашних условиях).

Слайд 23 Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям и ставят опыты дома с родителями.

Мастер – класс:

Тема: «Свойства ткани»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).

Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Ход: воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с тканью (складывают, сворачивают, мнут).

- Что произошло с тканью? Какая она стала?

Вывод: если ткань сжимать в руках, она мнется.

Опыт №2

Тема: «Свойства ткани»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (намокает).

Оборудование: кусочки ткани, емкость с водой.

Ход: по показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде.

 - Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?

 Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет.

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход:

Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

- Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или пластмассовый шприц (без иглы). Отпустить губку в воду и отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Вывод: воду можно собрать с помощью разных предметов.

Тема: «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Воспитатель предлагает детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие.

Воспитатель раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли ваши кораблики? Почему? (нет ветра, который их подталкивает). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок? (мы его выдыхаем).

Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер» -воспитатель показывает детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».

Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?» - дети дуют на свои кораблики.

Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.

Слайд 24 Вывод: Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и про...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План самообразования:Экспериментирование как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста

АктуальностьКаждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире, и мира в себе - наша основная взрослая задача. Став восп...

Презентация "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции теоретического и практического уровня по теме.ЗАДАЧИ:- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.- Развитие мелкой моторики ...