Консультация для родителей «Как активизировать речь ребенка в раннем возрасте»
консультация

Смецкая Алла Николаевна

Консультация для родителей

«Как активизировать речь ребенка в раннем возрасте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как активизировать речь ребенка в раннем возрасте»

Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи.  Мы расскажем о том, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Разъясним, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи. Перечислим признаки, когда вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов. Уточним, к какому специалисту лучше обратиться. Но в любом случае основными помощниками для неговорящего ребенка будут родители. Поэтому дополнительно мы приведем полезные игры и упражнения и подскажем, как их лучше провести с учетом возраста и особенностей развития речи вашего малыша.

Какие стороны речи требуют родительского внимания. Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детей, мы имеем в виду.

Активный словарь ребенка (собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок.

Пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает. Понимание речи окружающих людей развивается раньше, чем ребенок начинает говорить. Это значит, что пассивный словарь малыша всегда больше активного, то есть он понимает больше слов, чем сам может произнести. Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно.

Как развивается речь в 1-2 года? Когда обращаться к педиатру, неврологу? После года ребенок активно наращивает словарный запас, подражает речи взрослых. Его фразы чаще всего состоят из одного слова «Дай!», или из двух «Мама нет», «Дай пи». Вместо целого слова он часто произносит только один слог (собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами. В активном словаре малыша второго года жизни количество слов уже достигает 50-100, а у некоторых детей — 300-400. Предложения состоят из 3-4 слов, они не всегда согласованы между собой («Вова бай-бай»). Если ребенку приходится повторять за взрослым слова и фразы из простых слов, чаще всего он делает это правильно. Малыш может выполнить инструкцию из этапов типа «Возьми яблоко и отнеси его папе». Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй), неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты.

Признаки неблагополучия в 2 года: 

  • малыш не может ответить на простые вопросы;
  • он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию;
  • ребенок не может повторить за взрослым простые слова;
  • его предложения состоят из 1-2 слов;
  • до полутора лет он не может произнести ни слова;
  • к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители;
  • он не стремится общаться ни с взрослыми, ни с детьми.

 Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстников, нужна консультация педиатра и профильного специалиста: детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь; дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками; логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей. Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста. Но последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи. Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года.

 Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики: «Жмурки». Зажмурить глазки, широко открыть их. Чередовать несколько раз. «Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой. «Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками. Дыхательно-голосовые упражнения для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения: «Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз. «Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести: «У-У-УХ». «Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат. «Часики». Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!». Игры на подражание у ребенка в 1-2 года «Комарик», «Жук Женя». «Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей», «Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки»: «х-х-х». «Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж: «ф-ф-ф». «Ходьба». «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух), и после к бегу перейдем (ухх!). Игры на развитие понимания речи в 1-2 года «Снег». Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)». «Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку». «Водичка». Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок». Игры на включение в речь простейших слов «Бобик». Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши), Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав! (хлопаем в ладоши), сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам). «Машенька-Маша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!» «Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль», побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина: «Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка: «Би-би-би!» «Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га, и-го-го…». Давай поговорим с собачкой, с кошечкой, с мышкой. «Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при помощи вопросов: «Кто это? Что она делает? Как она поет?»

Как развивается речь в 2-3 года? Когда обращаться к логопеду? На третьем году жизни малыш активно пользуется речью, общаясь с взрослыми и сверстниками. Он задает простые вопросы: «Где? Куда? Когда?» Ребенок может говорить не только о том, что видит, но и об отвлеченных вещах, о том, что произойдет. В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового. Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается. Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро. Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат. Возможные симптомы задержки речевого развития: очень медленно накапливается активный словарь, к трем годам употребляет не более 50 слов; слова искажены так, что их невозможно понять, плохо и неотчетливо произносит звуки, «каша во рту»; малыш с трудом строит фразы, делает это неправильно (Мальчик горка санка катается); явно предпочитает общаться не словами, а жестами. ребенок не стремятся к общению, уходит от ответа, не задает вопросов. Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата. Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог. Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года.

Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик. Артикуляционная гимнастика «Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы. «Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди. «Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами. «Ежик фыркает». Вибрация губ. «Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно. «Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу. «Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы. Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года «Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз. «Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате. «Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы! Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года «Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)». «Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя» «Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом». План важнейших действий для развития речи ребенка.

 Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата. Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности: Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть. Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами. Формирование сенсорных навыков. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка. Развитие понимания речи, пассивного словаря. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками. Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.