Консультация « Как защитить своего ребенка».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Александровна Тихонова

Даже в детсадовской жизни найдётся немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребёнка. Самая распространённая ситуация-проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zashchitit_svoego_rebenka.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация « Как защитить своего ребенка».

Как защитить интересы своего ребёнка

             Даже в детсадовской жизни найдётся немало поводов для того, чтобы защитить интересы ребёнка. Самая распространённая ситуация-проведение разного рода исследований (тестирования) без информирования родителей и без получения от них разрешения на эти действия в отношении их ребёнка. Педагоги чаще всего объясняют необходимость проведения такого рода исследований образовательной практикой, необходимостью оценить результаты развития ребёнка. Как правило всё завершается тем, что воспитатели выстраивают рейтинговые таблицы( столько- то детей показали высокий уровень развития, столько-то –средний, столько-то –низкий). На самом же деле ,педагоги обязаны использовать подобные действия прежде всего для оценки эффективности своей собственной деятельности, а полученные результаты –для того, чтобы искать и находить индивидуальные, подходящие для каждого конкретного ребёнка методы и приёмы.

Как предотвратить проблему

                    Прежде всего , стараться быть в курсе событий. На родительских собраниях надо не просто безропотно выслушивать мнение педагогов об «усвоении ребёнком программы», а спрашивать о том, какими они видят сильные и слабые стороны, достижения и перспективы ребёнка, что они делают для того, чтобы помочь ему достичь лучших результатов, что предлагают делать вам, родителям.

               Обязательно обсуждайте с педагогами все тревожащие вас ситуации. Лучше пусть вас посчитают излишне внимательными родителями, чем недосказанное вами будет мешать ребёнку жить.

           Не принимайте на веру всё негативное, что говорят о малыше педагоги. Прежде всего нужно получить факты, подтверждающие их мнение. Для этого всегда используйте своё право, присутствовать в группе , наблюдать за ребёнком среди сверстников. Вполне возможно, что вы увидите те факторы, которые вызывают негативное поведение ребёнка, и поймёте, что дело вовсе не в нём.

            В случае, если вы увидели подтверждение мнения воспитателя, не принимайте это как трагедию. Ребёнок растёт и развивается, так что правильным будет решение - обсудить ситуацию и предпринять совместные действия в пользу малыша.

Будьте уверены: если этого не сделаете вы, не сделает никто.

Если ребёнок всё время льнёт к вам

      Если ребёнок не отходит ни на шаг, льнёт к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребёнок только пошёл в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные оправданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.

Как предотвратить проблему

           Предлагайте ребёнку больше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.

         Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: « Я вижу, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу?»

       Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребёнок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы, яблока.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

     Если вы знаете, что ребёнок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.

   Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь себе игру».

   Не потакайте зависимому состоянию ребёнка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите на то место, где он может играть.

    Не толкайте и не тяните ребёнка, это ещё сильнее усугубит ощущение незащищённости. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить бельё».

   Пригласите в гости друзей или сверстников ребёнка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите малыша научить друзей играть в его любимую игру.

    Обеспечьте ребёнка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.

Если дети балуются

Этот тип поведения довольно распространён среди младших дошкольников, особенно среди четырёхлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьёзные проблемы.

Как предотвратить проблему

Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте их к этому в специально отведённое время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть.

       Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе неплохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

       Может оказаться так, что ребёнок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьёзных проблем в своей жизни.

      Он прячется «под маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствии того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

     Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребёнок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.

    Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих.

      Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твёрдо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьёзным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Если ребёнок плохо ест

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему

    Вы являетесь для ребёнка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.

   Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.

   Можно сказать: «пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».

   Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению

здорового отношения к ней.

    Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор.

    Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

   Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еды в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.

       Объясните ребёнку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.

       Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой

порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

      Если ребёнок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему

новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте своё положительное отношение к конкретной еде.

Если ребёнок сосёт палец

Для детей меньше четырёх лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это считается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребёнок, который сосёт палец, страдает ещё какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психологическими проблемами.

Как предотвратить проблему

     По возможности оберегайте ребёнка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.

    Если ребёнок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.

   Предоставьте больше возможности для творчества-рисования, лепки, игры.

    Предложите ему нарисовать то, что его беспокоит.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Все привычки, которые действуют на ребёнка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным.

   Когда ребёнок начнёт сосать палец, займите его чем- то другим, таким же « успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушке, полистать книжку.

   Когда вы видите, что ребёнку некоторое время удаётся не сосать палец, тихонько скажите ему: « Ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец подальше ото рта».

  Так как привычки- это чаще всего неосознанные действия, ребёнок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

Если ребёнок дразнится и ругается

     

Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше. Не стоит считать, что всё плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от2,5 до 3,5 дет и от 4 до 5.

Как предотвратить проблему

      Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне не приятно, я злюсь, мне больно и т.д.

     Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

     Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость- ребёнок видит, что родители поступают именно так.

   Если ребёнок ищет внимания и власти- полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или люди пожалуются вам на это, скажите: « Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте  никакого волнения или гнева, так как ребёнок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.

    Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешивайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

Если ребёнок дерётся

     Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин - мужские гормоны ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, « отлучением от себя». Прежде чем- либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

   Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

   Многие дошкольники ещё не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

   Можно и нужно научить детей действовать по- разному в разных обстоятельствах : там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно –

 уйти от драки.

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

   Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.

   Сделайте дома подобие боксёрской груши.

       

Как справиться с проблемой, если она уже есть

   Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: « Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

  Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т.п.

   Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберёшь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

   Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Защити своего ребенка"

Совместимы ли понятия  "дошкольник" и "зависимость"? О какой зависимости можно говорить уже в дошкольном возрасте? Как предупредить ее развитие? Ответить на эти вопросы поможет буклет «Защити сво...

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.    По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), максимальное количество детских смертей, не связанных с бо...

Консультация "Как воспитать своего ребенка успешным членом общества?"

Как воспитать своего ребенкауспешным членом общества...

Акция «Безопасная дорога - защити своего ребенка"

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»Акция                             ...

Как вовремя распознать риск физического или морального насилия, чтобы защитить своего ребенка.

Информация для всех желающих защитить своего ребенка от физического и морального насилия....

Безопасная дорога – защити своего ребенка.

Образование деток правилам дорожного движения...