Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"
консультация

Макарова Ольга Владимировна

Консультация знакомит с  особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialno-bytovyh_navykov_u_detey_s_ras.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-бытовых навыков

у детей с расстройствами аутистического спектра.

Учитель-дефектолог Макарова О.В.

Ребёнок овладевает социально-бытовыми навыками и элементарными бытовыми умениями, наблюдая за поведением родных и других окружающих его людей в повседневной жизни, подражая им и действуя путем проб и ошибок.

Дети с расстройствами аутистического спектра воспринимают мир иначе, чем другие люди, поэтому у них возникают сложности с освоением простых элементарных действий, производимых в быту, которые без проблем осваивают их сверстники

Детям с расстройствами аутистического спектра требуются специально организованные условия обучения и многократное, совместное со взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Приобретая определённые умения и навыки, детям с расстройствами аутистического спектра необходимо как можно чаще пользоваться ими для их сохранения – иначе может возникнуть деавтоматизация.

Обучение ребенка с РАС усвоению социально-бытовых навыков следует начинать с полной физической помощи взрослого – «рука в руке».

Уровни помощи взрослого при формировании у ребенка с расстройством аутистического спектра социально-бытовых навыков:

 совместные действия взрослого и ребенка – «рука в руке», которые нужно сопровождать пошаговой инструкцией или комментарием действий;

 частичная помощь действием (заключительное действие ребенок выполняет самостоятельно);

 ребенок выполняет действие под контролем взрослого;

 ребенок выполняет действие самостоятельно, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;

 ребенок выполняет действие самостоятельно, по программе действий, выведенной на наглядный уровень (например, при надевании одежды – все предметы должны лежать в заданной последовательности или ребенку предлагают предметные схемы действий);

 ребенок выполняет действие в полном объёме самостоятельно.

Этапы формирования некоторых навыков с использованием

физической помощи взрослого.

Навык

Этапы

Повторять все пункты до окончания процесса, сопровождая каждое действие словесным комментарием (кратким и чётким). Постепенно сокращайте свою помощь. Всегда поощряйте ребенка. 

1. Умение пользоваться ложкой.

1. Встаньте за спиной ребёнка, вложите ложку в руку ребёнка, а другую руку положите сбоку от тарелки.
2. Держите руку ребёнка с ложкой своей рукой.
3. Зачерпните ложкой еду.
4. Поднесите ложку до рта ребёнка и дайте ему возможность съесть.
5. Опустите ложку в тарелку и дайте ребёнку возможность проглотить пищу.

2.Умение пользоваться вилкой

1. Встаньте за спиной ребенка, вложите вилку в руку ребенка.

2. Держите руку ребенка с вилкой своей рукой.

3. Наколите кусочек пищи на острые зубчики вилки.

4. Поднесите вилку с наколотым кусочком в рот ребенка и дайте ему возможность есть пищу.

5. Опустите вилку в тарелку и дайте ребенку возможность проглотить пищу.

3. Умение пользоваться ножом.

Подобрать подходящий (легкий, неострый, удобный для намазывания).
1. Положите то, что будете намазывать на хлеб в удобную посуду (например, мягкое масло).
2. Встаньте за спиной ребёнка, возьмите его левой рукой кусочек хлеба,

в правой - нож.
3. Возьмите на кончик ножа небольшое количество масла.
4. Намажьте хлеб маслом.
5. Предложите ребёнку самостоятельно намазать масло на хлеб.

4. Умение мыть руки.

1. Встаньте позади ребёнка и возьмите своими руками его руки.
2. Включите воду.
3. Подставьте обе руки ребёнка под воду.
4. Возьмите мыло и подставьте его под воду.
5. Намыльте руки ребёнка.
6. Положите мыло на место.
7. Потрите тыльные стороны одной и другой ладони.
8. Подставьте под воду обе руки и мойте их, потирая одна другую, пока не смоется вся пена. 

9. Закройте кран. 
10. Возьмите полотенце и вытрите руки ребёнка.

Одновременно с формированием социально-бытовых навыков педагоги и родители ребенка с расстройством аутистического спектра проводят работу по развитию внимания, памяти, речи, мышления, коммуникативных навыков, организуют работу по коррекции нежелательного поведения.

Формирование и закрепление социально-бытовых навыков происходит постепенно, изо дня в день, повторяя одни и те же рутинные дела. При этом важно не количество затраченного времени на повторение определённого навыка, а регулярностью повторяющейся деятельности, то есть приобретение ребёнком практического выполнения данного навыка. Повторяя одну и ту же череду дел каждый день, ребенок сможет запомнить их последовательность. Обучающий постепенно займёт роль наблюдающего и должен постепенно снижать количество подсказок, сводя их до минимума. Важно, чтобы сформированный навык был функционально востребован.

Для успешного формирования и закрепления социально-бытовых навыков необходимо:

• соблюдать чёткий режим дня;

• рационально организовывать окружающую обстановку;

• осуществлять постоянное руководство взрослыми, включающее: личный пример взрослых; показ, объяснение, пояснение, поощрение детей во время процесса обучения; закрепление навыков при проведении упражнений в действиях, игровых приёмов; постоянный повтор выученных действий; проведение беседы и консультаций для семьи ребенка, обучение родителей выполнению ребёнком алгоритмов действий. Отработкой навыка является его перенос в реальную жизнь. Навыки следует закреплять постоянно и в разных условиях – дома, в образовательной организации, в гостях и пр.

Также важно проговаривать со всеми людьми с кем встречается ребенок во дворе, детском саду, с родственниками о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться при взаимодействии с ребёнком это позволит избежать негативных эмоций с обеих сторон. Сформированные санитарно-гигиенические навыки являются основой успешной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра в обществе.

Литература.

  1. Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации/Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2019. – Сургут.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...