Система оценки коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике

Лысова Надежда Валентиновна

В материале представлен материал по оценке развития коммуникативных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №19 «Земляничка»

Система оценки коммуникативных умений и  навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Фамилия, имя ребенка: _________________

Учитель-дефектолог:  __________________      

Умение, навык

Балл на начало года

Балл на конец года

Комментарии

Формирование умений выражать просьбы/требования

  1. Просит повторить понравившееся действие
  2. Просит один из предметов в ситуации выбора
  3. Просит поесть/попить
  4. Требует предметы/игрушки
  5. Требует выполнения любимой деятельности
  6. Просит о помощи

Сумма баллов

2.

Формирование умений выражать просьбы/требования

  1. Просит повторить понравившееся действие
  2. Просит один из предметов в ситуации выбора
  3. Просит поесть/попить
  4. Требует предметы/игрушки
  5. Требует выполнения любимой деятельности
  6. Просит о помощи

Сумма баллов

3.

        Формирование социальной ответной реакции

  1. Откликается на свое имя
  2. Выражает отказ от предложенного
  3. предмета/деятельности
  4. Отвечает на приветствия других людей
  5. Выражает согласие
  6. Отвечает на личные вопросы

Сумма баллов

4.

Формирование умений называть, комментировать и описывать

предметы, людей, действия, события

  1. Дает комментарии в ответ на неожиданное
  2. событие
  3. Умеет называть различные предметы
  4. Умеет называть различных персонажей из книг,
  5. мультфильмов
  6. Определяет принадлежность собственных
  7. вещей (мой)
  8. Умеет называть знакомых людей по имени
  9. Комментирует действия, сообщение
  10. информацию о действиях
  11. Описывает местонахождение предметов, людей
  12. Описывает свойства предметов
  13. Описывает прошедшие события
  14. Описывает будущие события

Сумма баллов

5.

Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

  1. Умеет привлекать внимание другого человека
  2. Задает вопросы о предмете («Что___?»)
  3. Задает вопросы о другом человеке («Кто___?»)
  4. Задает вопросы о действиях («Что делает___?»)
  5. Задает общие вопросы, требующие ответа
  6. да/нет
  7. Задает вопросы о местонахождении предметов
  8. («Где___?»)
  9. Задает вопросы, связанные с понятием времени
  10. («Когда___?»)

Сумма баллов

6.

Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

  1. Выражает радость, сообщает о радости («ура»,
  2. «весело»)
  3. Выражает грусть, сообщает о грусти («мне
  4. грустно», «грустит»)
  5. Выражает страх, сообщает о страхе («мне
  6. страшно»)
  7. Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый»,
  8. «сердится»)
  9. Сообщает о боли («Больно», «болит»)
  10. Сообщает об усталости («Устал»)
  11. Выражает удовольствие/недовольство

(«нравится/не нравится»)

Сумма баллов

7.

Формирование социального поведения

  1. Просит повторить социальную игру
  2. Просит поиграть вместе
  3. Выражает вежливость
  4. Умеет поделиться чем-либо с другим человеком
  5. Выражает чувство привязанности (обнимает,
  6. целует)
  7. Оказывает помощь, когда попросят
  8. Умеет утешить другого человека

Сумма баллов

8

Формирование диалоговых навыков

  1. Умеет инициировать диалог, обращаясь к
  2. человеку по имени
  3. Умеет инициировать диалог, используя
  4. стандартные фразы
  5. Умеет завершить диалог, используя
  6. стандартные фразы
  7. Умеет поддержать диалог, делясь информацией
  8. с собеседником
  9. Умеет поддержать диалог, организованный
  10. собеседником
  11. Умеет поддержать диалог на определенную
  12. тему
  13. Умеет поддержать диалог в различных
  14. социальных ситуациях
  15. Умеет соблюдать правила разговора (смотрит
  16. на собеседника, соблюдает дистанцию,
  17. слушает)

Сумма баллов

9.

Общая сумма баллов

 Для оценки используется балльная система.

 «0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.

«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.

«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми. Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.

Уровни развития коммуникативных умений, навыков:

Низкий уровень:  умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание.

Средний уровень:  умения называть различные предметы,  людей (по имени), описывать действия и местонахождение предметов;  отвечать и задавать простые вопросы, адекватно выражать собственные эмоции.

Высокий уровень: умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени;  умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах; формирование социального поведения.

Разработано в соответствии с рекомендациями А.В.Хаустова. (А.В.Хаустов. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, 2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...

Консультация "Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра"

Консультация знакомит с  особенностями формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС. Также перечислены уровни помощи и раскрыты этапы формирования некоторых навыков....

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

Формирование двигательных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Формирование двигательных навыков у детей с расстройством аутистического спектраЗанятия физическими упражнениями необходимы каждому из нас. Они заряжают нас энергией, помогают успокоиться, улучшают со...