Воспитание послушания у детей
консультация (старшая группа)

Шибанова Наталья Владимировна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_poslushaniya_u_detey.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

             Воспитание послушания у детей.

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы. Но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т. е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 – 8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Наверное, все взрослые согласятся с этим. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Воспитание послушания требует от родителей терпения и спокойствия. Больше, чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое

поведение. Нельзя постоянно порицать и упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку его шалости кажутся невинными, нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами и запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, серьезно и умело отвечать на них, верить в возможности ребенка, доверять ему, проявлять такт в общении с ним. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать то, что он может наверняка сделать. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка к послушанию. Очень важно не просто предъявить требования к ребенку, но и попытаться разъяснить ему, для чего они, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить очень многое: почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Дети, например, реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнить требования, когда они предъявлены ему тоном приказа или с раздражением. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ровным тоном.

Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас. Следует повторить просьбу еще раз, но уже более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, вы спокойно потребуйте исполнения своей просьбы и пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. В таких случаях очень важна единая линия всех взрослых членов семьи. Если ребенок начнет искать поддержки у других, он должен у всех встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания. Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: будь умником, ты же обещал слушаться. Следует избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: сколько раз тебе говорить, пока сто раз не скажешь, никогда не послушает. Дети, как правило, выражают много различных желаний, в этом проявляется их стремление к самостоятельности. Активности. Хорошие желания ребенка – довести начатое дело до конца, помочь маме в уборке квартиры, сделать что-нибудь приятное бабушке и др. – надо всемерно поддерживать и поощрять. Но дети выражают много и таких желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научиться подчиняться слову «нельзя». Вместе с тем, недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей "Воспитание послушания у детей дошкольного возраста"

Цель консультации: познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, дать советы и рекомен...

Консультация для родителей. "Воспитание послушания у детей."

Послушание маленького ребенка является основой развития у него драгоценного качества_- дисциплинированности. В послушании  выражаеться уважение и доверие ребенка   к воспитате...

Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности....

Воспитание послушания у детей среднего возраста.

Индивидуальная консультацияЦель: Познакомить родителей с причинами появления непослушания, показать важность и значимость этой проблемы, помочь родителям в воспитании послушания у своих детей, подсказ...

Воспитание послушания у детей.

Антон Семенович Макаренко писал: “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить...

Воспитание послушания у детей младшего дошкольного возраста.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послуш...

Воспитание послушания у детей.

Что же такое послушание? Воспитание послушания у детей, требования к родителям....