"Как развивать коммуникативные способности детей"
консультация (старшая группа)

Сайгина Светлана Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

           МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида»
         

«Как развивать коммуникативные способности детей»
                (консультация для родителей)

                                               

                                                Подготовила воспитатель
                                               Сайгина С.И.

               

                                                 

                                                 г.о. Саранск

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых-помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
   Способность общаться-это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими ( «Я  хочу!»); 2) умение организовать общение ( «Я умею!»);, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!»).
     Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
     Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми-педагогами, воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблему него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение-тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
     Взрослые должны внимательно познакомиться с принципами, которые должны быть положены в основу общения с детьми.

ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Я НЕ ВСЕЗНАЙКА, ПОЭТОМУ Я НЕ БУДУ ПЫТАТЬСЯ БЫТЬ ИМ,
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЛЮБИЛИ, ПОЭТОМУ Я БУДУ ОТКРЫТ ЛЮБЯЩИМ ДЕТЯМ.
Я ТАК МАЛО ЗНАЮ О СЛОЖНЫХ ЛАБИРИНТАХ ДЕТСТВА, ПОЭТОМУ Я ПОЗВОЛЯЮ ДЕТЯМ УЧИТЬ МЕНЯ.
Я  ЛУЧШЕ ВСЕГО УСВАИВАЮ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. ПОЭТОМУ Я ОБЪЕДИНЮ                           СВОИ УСИЛИЯ С УСИЛИЯМИ РЕБЕНКА.

 Я ЛЮБЛЮ, КОГДА МЕНЯ ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ. ПОЭТОМУ Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ РЕБЕНКУ И ЦЕНИТЬ ЕГО.
Я-ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО МОЖЕТ ПРОЖИТЬ МОЮ ЖИЗНЬ. ПОЭТОМУ Я НЕ БУДУ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫУПРАВЛЯТЬ ЖИЗНЬЮ РЕБЕНКА.
Я ЧЕРПАЮ НАДЕЖДУ И ВОЛЮ К ЖИЗНИ ВНУТРИ СЕБЯ. ПОЭТОМУЯ БУДУ ПРИЗНАВАТЬ И ПОТВЕРЖДАТЬ ЧУВСТВО СМЕЛОСТИ У РЕБУНКА.
Я НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СТРАХ, БОЛЬ, РАЗОЧАРОВАНИЕ И СТРЕССЫ РЕБУРКА ИСЧЕЗЛИ. ПОЭТОМУ Я БУДУ СТАРАТЬСЯ СМЯГЧАТЬ УДАРЫ.
Я ЧУВСТВЮ СТРАХ, КОГДА Я БЕЗЗАЩИТЕН. ПОЭТОМУ Я БУДУ ПРИКАСАТЬСЯ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ БЕЗЗАЩИТНОГО РЕБУНКА С ДОБРОТОЙ, ЛАСКОЙ И НЕЖНОСТЬЮ.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

      В старшем дошкольном  и младшем школьном возрасте можно выделить несколько особенностей личностного развития ребенка, на которые следует обратить внимание, отвечая на вопрос: «Что помогает и что мешает моему ребенку общаться с другими?»
    Наиболее достоверным диагностическим методом, видимо, можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подергивание головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.
    Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других да и для него самого. Например, девочка, играя с куклой, наказывает ее, повторяя фразу: «Так тебе и надо дрянная девочка! Иди в угол, чтобы я тебя больше не видела…» Ваш сын, играя с мальчиками, стремится к «победе» любой ценой. «Я лучше знаю! У тебя все равно не получится!»-кричит он. Присмотритесь к играм детей-не поавда ли, порой в них зеркально отображается наша взрослая жизнь?!
    Для того, чтобы определить, как ребенок относится к себе, что для него значимо в отношениях с другими людьми, каким он видит свое семейное окружение, можно применять психологические тесты.
    Несколько советов, как их использовать:
- выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении;
- ребенок не должен думать, что его оценивают и проверяют, лучше эти занятия проводить в виде игры;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал, ответил или нарисовал неправильно.
       
МОЙ РЕБЕНОК НОРМАЛЬНО ОБЩАЕТСЯ С ДРУГИМИ…
     Свой ребенок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребенка его родители-это совершенно особенные люди, его дом-это целый огромный дом. Комната и коридор кажутся ему громадными, полными чудес и приключений. В этом мире у него сначала есть только вы-близкие люди: мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тёти, с которыми надо разговаривать, другие дети, с которыми можно играть, огромная улица с бегающими по ней собаками. Ваш малыш может очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. « Ну и что, - скажите вы, - мой все это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается! « Прекрасно, вроде бы у вашего ребёнка нет особых проблем, но, что это?  Вдруг он поссорился с мальчиком или девочкой из своего детского сада, а вот он стесняется подойти к взрослому и спросить его о чем-то.
    Практически у каждого ребёнка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значить, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых говорилось выше. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребёнку в его повседневной жизни. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так помогите ему в этом. Попробуйте развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
     
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ

     Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешанность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п. Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимание.
    Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания.  Отвержение, излишняя требовательность-это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
     Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются:
а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой:
в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.
    Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения , соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контакта со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя. Замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная  склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.  
   У дошкольников могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:
- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок ( обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице);
- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
- отсутствие способности к эмоциональной  саморегуляции и контролю за своим поведением;
- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
    При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта  и психолога.


     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.

, Брусова С.Ю., воспитательРазвиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития детей:        Развитие свободног...

Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»...

Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».

Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов....

"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"

Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».

Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей и исполнителей, все присутствующие являются участниками ...

Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».

Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей и исполнителей, все присутствующие являются участниками ...