"Как развивать коммуникативные способности детей"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида»
«Как развивать коммуникативные способности детей»
(консультация для родителей)
Подготовила воспитатель
Сайгина С.И.
г.о. Саранск
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых-помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться-это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими ( «Я хочу!»); 2) умение организовать общение ( «Я умею!»);, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми-педагогами, воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблему него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение-тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Взрослые должны внимательно познакомиться с принципами, которые должны быть положены в основу общения с детьми.
ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Я НЕ ВСЕЗНАЙКА, ПОЭТОМУ Я НЕ БУДУ ПЫТАТЬСЯ БЫТЬ ИМ,
Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЛЮБИЛИ, ПОЭТОМУ Я БУДУ ОТКРЫТ ЛЮБЯЩИМ ДЕТЯМ.
Я ТАК МАЛО ЗНАЮ О СЛОЖНЫХ ЛАБИРИНТАХ ДЕТСТВА, ПОЭТОМУ Я ПОЗВОЛЯЮ ДЕТЯМ УЧИТЬ МЕНЯ.
Я ЛУЧШЕ ВСЕГО УСВАИВАЮ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. ПОЭТОМУ Я ОБЪЕДИНЮ СВОИ УСИЛИЯ С УСИЛИЯМИ РЕБЕНКА.
Я ЛЮБЛЮ, КОГДА МЕНЯ ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ Я НА САМОМ ДЕЛЕ. ПОЭТОМУ Я БУДУ СТРЕМИТЬСЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ РЕБЕНКУ И ЦЕНИТЬ ЕГО.
Я-ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО МОЖЕТ ПРОЖИТЬ МОЮ ЖИЗНЬ. ПОЭТОМУ Я НЕ БУДУ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫУПРАВЛЯТЬ ЖИЗНЬЮ РЕБЕНКА.
Я ЧЕРПАЮ НАДЕЖДУ И ВОЛЮ К ЖИЗНИ ВНУТРИ СЕБЯ. ПОЭТОМУЯ БУДУ ПРИЗНАВАТЬ И ПОТВЕРЖДАТЬ ЧУВСТВО СМЕЛОСТИ У РЕБУНКА.
Я НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СТРАХ, БОЛЬ, РАЗОЧАРОВАНИЕ И СТРЕССЫ РЕБУРКА ИСЧЕЗЛИ. ПОЭТОМУ Я БУДУ СТАРАТЬСЯ СМЯГЧАТЬ УДАРЫ.
Я ЧУВСТВЮ СТРАХ, КОГДА Я БЕЗЗАЩИТЕН. ПОЭТОМУ Я БУДУ ПРИКАСАТЬСЯ К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ БЕЗЗАЩИТНОГО РЕБУНКА С ДОБРОТОЙ, ЛАСКОЙ И НЕЖНОСТЬЮ.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно выделить несколько особенностей личностного развития ребенка, на которые следует обратить внимание, отвечая на вопрос: «Что помогает и что мешает моему ребенку общаться с другими?»
Наиболее достоверным диагностическим методом, видимо, можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют такие привычки, как грызение ногтей, непроизвольное подергивание головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих.
Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других да и для него самого. Например, девочка, играя с куклой, наказывает ее, повторяя фразу: «Так тебе и надо дрянная девочка! Иди в угол, чтобы я тебя больше не видела…» Ваш сын, играя с мальчиками, стремится к «победе» любой ценой. «Я лучше знаю! У тебя все равно не получится!»-кричит он. Присмотритесь к играм детей-не поавда ли, порой в них зеркально отображается наша взрослая жизнь?!
Для того, чтобы определить, как ребенок относится к себе, что для него значимо в отношениях с другими людьми, каким он видит свое семейное окружение, можно применять психологические тесты.
Несколько советов, как их использовать:
- выберите время, когда ребенок находится в хорошем настроении;
- ребенок не должен думать, что его оценивают и проверяют, лучше эти занятия проводить в виде игры;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал, ответил или нарисовал неправильно.
МОЙ РЕБЕНОК НОРМАЛЬНО ОБЩАЕТСЯ С ДРУГИМИ…
Свой ребенок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребенка его родители-это совершенно особенные люди, его дом-это целый огромный дом. Комната и коридор кажутся ему громадными, полными чудес и приключений. В этом мире у него сначала есть только вы-близкие люди: мама и папа. Постепенно в его такой большой, но знакомый и понятный мир начинает входить чужое: чужие дяди и тёти, с которыми надо разговаривать, другие дети, с которыми можно играть, огромная улица с бегающими по ней собаками. Ваш малыш может очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом. « Ну и что, - скажите вы, - мой все это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается! « Прекрасно, вроде бы у вашего ребёнка нет особых проблем, но, что это? Вдруг он поссорился с мальчиком или девочкой из своего детского сада, а вот он стесняется подойти к взрослому и спросить его о чем-то.
Практически у каждого ребёнка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значить, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых говорилось выше. Теперь необходимо поддержать и развить их. Конечно, это доступно и самому ребёнку в его повседневной жизни. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так помогите ему в этом. Попробуйте развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ В ОБЩЕНИИ
Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешанность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.п. Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения с братом (сестрой), он не ходит гулять, так как на него не обращают внимание.
Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность-это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются:
а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой:
в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.
Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения , соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контакта со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя. Замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.
У дошкольников могут проявиться следующие неблагоприятные характеристики:
- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок ( обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице);
- неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
- множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
При выявлении таких особенностей желательно провести более глубокое обследование у невропатолога, детского психотерапевта и психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
, Брусова С.Ю., воспитательРазвиваем речь и коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания и развития детей: Развитие свободног...
Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»
Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»...
Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».
Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов....
"Совершенствование коммуникативных способностей детей 2 - 3 лет через развитие творческих способностей"
Данная презентация показывает важность подвижных, театрализованных, речевых совместных игр воспитателей с детьми...
«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»
Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...
Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».
Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей и исполнителей, все присутствующие являются участниками ...
Консультация для родителей: «Развиваем творческие способности детей через коммуникативные игры – танцы».
Происхождение коммуникативных игр - танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на зрителей и исполнителей, все присутствующие являются участниками ...