Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»
консультация

Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_konsultatsiya.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

--Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие речевого дыхания;
  • умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

--Формирование грамматического строя речи:

  • работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
  • словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
  • соединение основ (сок выжимает — соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
  • названия детёнышей животных;
  • названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
  • названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
  • синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

--Словарная работа:

  • правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
  • активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
  • устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

--Развитие связной речи:

  • овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
  • умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» — т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

Дидактическая игра должна опираться на программный материал.

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.

Пособия должны быть внешне привлекательными.

Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

--игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

---настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

---словесные игры (без наглядного материала).

Игры с мячом

В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.

«Мяч бросай и животных называй»,

«Мяч бросай, четко фрукты называй»,

«Кто где живет?», «Скажи ласково»,

«Что происходит в природе?»,

«Составь предложение», «Подскажи словечко»,

«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

  • повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
  • обеспечивается психологический комфорт;
  • дети запоминают большое количество речевого материала;
  • активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме «Развитие речи у дошкольников посредством дидактических игр»

Заниматься с ребенком с задержкой речевого развития в детском саду и дома — так, чтобы было интересно и ребенку и взрослому....

Доклад на педсовет "Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр"

laquo;Игра- это искра,зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский....

Мастер-класс для родителей "Развитие речи старших дошкольников посредством лего-комплектов "Построй свою историю"

laquo;Построй свою историю» - набор предназначен для изучения русского и иностранного языков.«Построй свою историю» - предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарн...

Консультация для родителей- "Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр"

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрДорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для ...

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактической игры

Актуальность.К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.Обра...

Развитие речи старших дошкольников посредством дидактических игр

     Дидактические игры развивают объяснительную речь, упражняют в составлении связных высказываний, способствуют пополнению и закреплению словаря, формируют навыки быстрог...