Артикуляционная гимнастика
консультация

Наследова Ирина Владимировна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
-
благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
-  артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
- познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью игровых упражнений;
- упражнения должны быть понятны и доступны ребёнку;
- упражнения проводятся систематически;
- темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается;
- эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательными упражнениями.

Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения;
- к детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими, плавными, без подёргиваний (подбородок «не прыгает»;)
- в 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений;
- следует обращать внимание  если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время.

Рекомендации к проведению упражнений.
-первые упражнения выполняем медленно, перед зеркалом, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль.
- в дальнейшем занятия могут проходить без зеркала;
- полезно задавать наводящие вопросы, например (что делают губы?, что делает язычок?, где он находится (вверху или внизу)?
-упражнения необходимо выполнять точно и плавно;
- занятия проводятся два раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_gub.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                                     УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Трубочка

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.

Улыбка

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Бублик

Губы округлить (шепотом произнеся звук о) и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Заборчик

Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и.)

                             УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

 Птенчик

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.

Лопаточка

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.

Чашечка

Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.

Иголочка

Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.

 Наказать непослушный язычок

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

Часики

Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Взрослый приговаривает: «Тик-так, тик-так...». При движении язык не прикасается к губам и зубам.

Змейка

Широко открыть рот. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот. Затем выдвинуть, двигая им из стороны в сторону, и снова убрать.

Качели

Открыть рот, как при звуке а. Языком тянуться к носу («Раз!») и подбородку («Два!»).

Конфета

Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Чистим зубки

Губы сомкнуты, языком совершаются круговые движения языка между губами и зубами. Рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Нижняя челюсть и губы неподвижны. Движущийся из стороны в сторону кончик языка должен находиться у десен, а не скользить по верхней кромке зубов. Движущийся снизу вверх кончик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.

 Маляр

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать ее пальцем).

Оближем губки

Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Горка

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.

Трубочка

Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в получившуюся «трубочку».

Лошадка

Открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.

Грибок

Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть. (Язык — это тонкая «шляпка гриба», а растянутая подъязычная связка — его «ножка».)

 Гармошка

Улыбнуться и приоткрыть рот, язык присосать к небу (как при цокании, но с большой задержкой). Не отрывая язык от неба, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку, причем надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...