Картотека "Нетрадиционные пальчиковые игры"
материал (средняя группа)

Нетрадиционные "Пальчиковые игры" - это занимательные игры с различными предметами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_netraditsionnyh_palchikovyh_igr.docx119.05 КБ

Предварительный просмотр:

«КАРТОТЕКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»

Горох

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Опустить кисти рук в « сухой бассейн», помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Тесто

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Фасоль

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.

Ход:

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в бассейн, помешать фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Лодочка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Формировать произвольные движения пальцев.

Ход:

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Повар

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать координированным движениям пальцев.

Ход:

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают

платочки

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Колобок

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Стимулировать тактильные ощущения.

Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Зарядка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Способствовать нормализации мышечного тонуса.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» Растопырить пальцы, напрягать, их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

Ладошки здороваются

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмем.

Лягушки

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа.

Ход:

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Пальцы играют

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев посредством самомассажа. Увеличивать объем и амплитуду движений.

Ход:

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.

Медведь

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, катая его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку - нажим на один палец.

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»—

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

до весны сопят в берлоге.

Щелчки

Цель: Развивать тонкие движения пальцев.

Ход:

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

— Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдём, — сказал барсук,—

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, —

Вот и слышен перестук!

Репка

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, «вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.

Ход:

На каждую строчку тянуть палец за ногтевую фалангу.

Тянут, тянут

бабка с дедкой

Из земли

большую репку:

«Вот пришла бы

наша внучка,

Помогла б

собака Жучка.

Где же кошка,

мышка-крошка?

Хоть держалась крепко (одноимённые пальцы подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

Цепочки

Цель: Развивать координацию движений

Ход:

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди силён, красив —

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

дайте нам скорей «зелёный»!

Мы вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы — машина и прицеп.

Очень крепок этот сцеп.

Ладонь – кулак

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись - открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена рук; одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.

Один кулак — одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь — ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!

Птичка

Цель: Развивать координацию движений пальцев рук.

Ход:

На каждое слово пальцы одной руки соединяются с большим пальцем, начиная с указательного… Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

смена рук

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Ножки

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев.

Ход:

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) это 1 -я пара. Затем — большой палец левой руки с указательным правой это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее — размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д.

Наши пальчики, как ноги,

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

Пианист

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Пальцы опускаются на стол по порядку — от мизинца к большому — на каждый слог стиха. После каждой строчки — смена рук.

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты, как Пароль:

«до, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

до, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль.»

Рыбка

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

К картонным заготовкам рыбок с нарисованной головой и глазом пристегнуть прищепки в виде плавников и хвоста:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком

Ёлка

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

К картонной заготовке коричневого цвета (ствол) пристегнуть зеленые прищепки в виде еловых лап:

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Пальчики кивают

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — кивание одного пальца 2—4 раза.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот знает все на свете,

А вот этот любят дети.

Колечки

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Большой и указательный пальцы правой руке замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем ее пальцы правой.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали, Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?

Мяч

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев

и ладоней.

Ход:

Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцам мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Гусенок

Цель: Массаж (самомассаж) пальцев с использованием прищепок.

Ход:

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) ее каждое слово.

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок.

— Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

Мишутка

Цель: Укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Нажимаем пальцем на стопор или любую кнопку. Нажим — на каждый ударный слог, после двустишия — смена рук.

Шёл мишутка — топ да топ —

Вдоль звериных тайных троп,

Но устал и сел на пень

И ему подняться лень.

Друзья

Цель: укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Сжимаем кистевой эспандер на каждый ударный слег, после каждой строчки — смена рук.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт!

Прогулка

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И идём пальцами, как ножками, не отрывая «обувь»

от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы — словно балеринки,

Но, надетые в ботинки.

Каждый пальчик — будто ножка,

Только шаркает немножко.

Горошки

Цель: Укрепить мышцы кистей рук.

Ход:

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод) и так набирает целую горсть. После двустишия — смена рук.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки —

Руки держат все горошки.

Альпинист

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем веревку диаметром 4—б мм и завязываем на ней 4—6 узлов. Подвешиваем ее вертикально Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при подъеме по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист —

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

Обжора

Цель: Развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие.

Ход:

Берем небольшой носовой платок за уголок и вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками.

У меня живёт проглот —

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Братцы

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Катание палочки (карандаша) между большим и другими пальцами

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчишки,

Целых четыре весёлых братишки.

Пятый братишка — на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!

Цапля

Цель: Развивать координацию движений

Ход:

Нашиваем на материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Идем по ним указательными и средними пальцами обеих рук.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу -

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Зверята

Цель: Массаж (самомассаж) подушечек пальцев.

Ход:

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.

На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Голубей и глухарей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза е ежа,

Черепаху и ужа.

Волк

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Серый волк — зубами щёлк.

Не боимся тебя, волк.

Платки

Цель: Совершенствовать тонкие движения пальцев.

Ход:

На картонную заготовку квадратной формы пристегнуть прищепки в виде кистей:

Вот так радость, вот так диво

Как прекрасно, как красиво!

Платочки украшены руками,

Подарю теперь их маме.

Лиса

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Разноцветный забор.

Цель: развитие пространственной ориентации, развитие зрительного внимания.

Ход:

Показать ребёнку картинку, на которой изображён дом, а перед домом — забор. Спросить у малыша, указывая на забор, что это такое, для чего нужен забор, какой может быть забор по высоте. На прямоугольную картонную заготовку пристегнуть прищепки. Вокруг дома частокол:

Вырос новенький забор.

Не перелезть через него,

Он выше папы моего.

Гусь

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение.

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

«Га — га — га» гогочет гусь

Я семьёй своей горжусь.

Ёжики

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение

Ход:

Из твёрдого картона вырезать силуэты ёжиков. Обратить внимание ребёнка, что к нему в гости пришли разноцветные ёжики. Но пока они шли, то растеряли все свои иголочки. Попросите ребёнка помочь ёжикам и сделать им иголочки из прищепок.

Собаки

Цель: Закрепить сенсорные навыки, развивать воображение

Ход:

Открывать и закрывать прищепку, проговаривая при этом двустишие:

Две собаки лают, друг друга не кусают.

Только голос подают — видно зубы берегут.

При этом локти на столе, прищепки параллельно столу и направлены друг против друга.

Орешки (мячи)

Цель: развитие тонких движений пальцев рук

Ход:

Ребёнку даётся по паре  грецких орехов (мячика). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один орешек вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Силачи

Цель: развитие мускулатуры пальцев рук

Ход:

Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!

Котенок

Цель: самомассаж пальцев и ладоней

Ход:

Бельевой прищепкой на ударные слоги

стиха поочерёдно «кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и

обратно

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Лягушка (кулак - ребро — ладонь).

Цель: развивать межполушарное взаимодействие

Ход:

Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

КАРТОТЕКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРhttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11f9/000a85c0-7fc1c9e2/hello_html_40b205cd.jpg

        

Материал подготовили:

учитель-логопед: Воронина С.В.

педагог доп. образования: Асютина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...