Почему ребенок не говорит к 3 годам
консультация (младшая группа)

Причины речевых нарушений и рекомендации родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ребенок не говорит к 3 годам

Основные причины речевых нарушений

- наследственные факторы

- патологии во время беременности

- родовые травмы

- перенесенные инфекционные заболевания в первые 3 года жизни, вызвавшие осложнения

- неблагоприятные социально-психологические факторы

 

социально-психологические причины

- отсутствие родителей в течение длительного периода, для ребенка это серьезная психологическая травма, которая проявляется апатией, отсутствием интереса ко всему новому. ребенок замыкается в себе и это отражается на его речи.

- неблагоприятная обстановка в семье, постоянные скандалы между родителями, жесткий тип воспитания, множества запретов приводят к тому, что ребенок замыкается и у него пропадает желание говорить.

- «сюсюканье» с ребенком. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

- гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

- недостаток общения с ребенком. в раннем возрасте словарный запас ребенка формируется на основе общения с близкими. Если родители мало общаются с малышом, не дают ему высказать свои мысли, у него отсутствует мотивация к развитию речевых навыков.

Рекомендации родителям

  • Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
  • Включайте ребенку музыкуПесенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
  • Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
  • Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
  • Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.

Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание.

Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

- Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

- Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши, мозаика.

- Застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

- Массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с волчками.

- Занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка)

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года читает стихи, а ваш непонятно лепечет, это не повод думать, что у него серьезные проблемы.

В случае легких нарушений, родители могут справится с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов не обойтись.

Помните, что большинство нарушений можно свести к минимуму, или вовсе устранить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Почему ребенок плохо говорит?

Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на  этот вопрос  одним предлож...

Почему ребенок плохо говорит

В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...

Почему ребенок плохо говорит?

К возникновению  речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет.

Причины отсутствия и задержки речи у детей....

Почему ребенок плохо говорит в 3-4 года?

В данной консультации раскроются слкдующие вопросы:Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы логопеда.Ответы на вопросы родителей....

Почему ребенок не говорит в 4 года?

Все современные родители хотят, что бы их дети начали говорить ворвемя и этот важный аспект разватия не отставал от нормы. Волнения по этому поводу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраст...