Дидактические игры с детьми от полутора до двух лет.
консультация (младшая группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным,стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_detmi_ot_polutora_do_dvuh_let.docx365.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с детьми от полутора до двух лет.

Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным,стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.

Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим.

Поэтому для этого возраста разработаны развивающие игры и игрушки,  для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством,положением предметов в пространстве и пр.

Когда у малютки еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, жестом указывая на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых: начинает понимать ситуацию через

эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Основополагающую роль в познании окружающей среды играют действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета (игрушки). Первые действия можно назвать пробующими, малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если он вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование

проходит успешно и у ребенка не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям – уже познавательного характера.

Выявляя свойства предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, дети применяют определенную тактику, стремясь полнее «изучить» познаваемый предмет в процессе действия.

Постепенно в ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира.

Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования

предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.

На втором и особенно на третьем году жизни совершенствуется познавательная деятельность малыша: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение,

целенаправленное достижение результатов), которая достигает своего наивысшего подъема к трем годам. У детей этого возраста в большинстве случаев наблюдаются целенаправленный поиск информации, стремление ее использовать; относительно высокая избирательность реагирования; элементы планирования и прогнозирования; умение быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать результативные решения.

К концу первой половины второго года жизни уже совершенствуются устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о развивающейся у него способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте становятся более отчетливо выраженными специфические исследовательские действия руки,

совершенствуется речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: «Кто там?», «Что там?» и др. Малыши начинают более уверенно действовать в незнакомой для них ситуации.

Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш – не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т. д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных

свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов,развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей.

Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий; легкий – тяжелый

и т. п.), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо и т. д.). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и т. п.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка взрослого развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих

задач: 1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; 2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.); 3)развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук; 4) развитие познавательной

активности (любознательность); 5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1 Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2 Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы.

3 Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4 Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

5 Игрушки сюжетные, небольшого размера (4–10 см): куколки, машины, елочки,овощи, фрукты из папье-маше и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они помогают: 1) сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов; 2) выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы; 3) осуществлять простые поисковые действия

методом «проб и ошибок» в решении практической задачи; 4) ввести элементы «экспериментирования»; 5) обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости; 6) обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка. Следовательно, занятия

с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику,например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т. п., оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

Занятия с детьми раннего возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Специфика обучения в ранний период жизни проявляется и в том, что оно происходит при непосредственном участии взрослых не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка.

Следовательно, наиболее целесообразный путь интеллектуального развития детей раннего возраста – это расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т. д. возникают у детей сначала практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.

Перечень развивающих игр – занятий с детьми

от 1года 6 месяцев – до 2 лет.

Возраст 1год 6 месяцев - 1год 9 месяцев

Продолжать обучать отбирать предметы для нанизывания на стержень

( кубы, шары со сквозным отверстием). Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и цвет, величину и цвет.

https://iknigi.net/books_files/online_html/74127/i_063.jpg

Продолжать развивать навык действия с предметами в определенной последовательности.

https://img.labirint.ru/rcimg/1bf843030b5f3094ffa50b58cc5934ab/1920x1080/comments_pic/0831/01lab949v1217580880.jpg?1217580925

Продолжать обучать действиям со сборно – разборной игрушкой.

Закреплять умение находить предметы в соответствии с их размерами: большой – поменьше – маленький или маленький – побольше – самый большой.

https://iknigi.net/books_files/online_html/74127/i_060.jpg

Продолжать обучать действиям со сборно – разборными игрушками разной величины.

https://iknigi.net/books_files/online_html/74127/i_061.jpg

Продолжать обучать ориентироваться в трех предметах: большой, поменьше, маленький, выполнять последовательные действия их вкладывания и выкладывания.

https://iknigi.net/books_files/online_html/74127/i_058.jpg

Продолжать обучать собирать пирамидку  (на стержне) из 3-4  колец одного цвета. Собирать пирамидку  (башенку) из 4-8 последовательно уменьшающихся предметов .

https://iknigi.net/books_files/online_html/74127/i_059.jpg

Развитие речи и мышления — один из важнейших

разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное раз

витие ребенка, которому предстоит жить вXXI в., в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности

для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного

развития мозга ребенка.

Уровень современных науч ных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения егонесовершенства. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство по сути являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие нибудь 2–3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300–400, а

к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов.

Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и

в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.

Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так,например, к семи месяцам после рождения мозг ребенкаувеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза,а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой,а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст — важнейший стартовый период жизни человека.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.

На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и

т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой–маленький; твердый–мягкий; легкий–тяжелый), их количество (один,

много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает,что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «ста

новится» маленьким, если его сравнивать с еще большим.

Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

У двух , трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т. д.

В раннем детстве мышление носит наглядно действенный характер, но постепенно формируется наглядно образное мышление, свойственное дошкольному периодудетства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом

ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.

Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на2–3 м году жизни, наблюдаются большие индивидуаль

ные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в процессе роста ребенка и его развития – эти различия

сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятияпо развитию речи.

Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.Важно различать понимание речи (пассивный словарь)и произнесение слов — активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.

Задачами первых лет жизни являются, во первых, расширение понимания речи взрослых и, во вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потомучто в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый,

обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания,

передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к эле

ментам духовной культуры.

Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя(внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь и мышле

ние — не одно и то же, потому что мышление — отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Нельзя ставить знак равенства между умением говорить и умственным развитием ребенка, но речь тем неменее имеет прямое отношение к развитию мышления.

Какая между ними связь? Каждое слово — это речевой знак. Ребенок очень рано понимает, что все можно обозначить словом. И, произнося сакраментальное «Это что?»,требует, чтобы взрослые называли все, что он видит вокруг: предметы, их признаки, действия с ними.

Итак, в слове заложено знаковое обозначение всего окружающего. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Иначе все на свете, например каждый листочек на каждом дереве, имело бы свои названия. Однако, когда мы произносим слово «лист» (не важно, какой — кленовый, березовый), мы понимаем, что речь идет не о дереве в целом, не окроне и не о корнях. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни.

Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так, например, все мягкое — это «киса» (кошка), а все круглое — «лябико» (яблоко). Овладение обобщениями по существенным признакам на 2–3 м году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста.

Развитие функции обобщения в речи, начинающееся в раннем детстве, продолжается и в дошкольном, и в школьном возрасте: ребенок переходит ко все более сложным обобщениям и понятиям.

 Уровень обобщений и отвлечений (абстрагирование) в речевом мышлении, по сути дела, и определяет интеллектуальную развитость. Начало

же формирования речевого мышления закладывается ужев раннем возрасте.

Вот почему и педагогам, и родителям очень важно не оставлять без внимания развитие речевых навыков у детей, являющихся основой развития их мышления и интеллекта.

Итак, на третьем году жизни ребенка начинается, как уже говорилось выше, сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного

словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать? На что обратить внимание?

Прежде всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями.

Кроме того, необходимо активизировать словарь ребенка, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначения предметов.

Необходимо развивать разговорную речь ребенка: использовать любые поводы для разговора с ним, побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения; учить отвечать на вопросы; обращаться с вопросами к взрослому; поддержать желание общаться со сверстниками. Следует

учить выражать мысли, строя предложения из 2–3 слов.

Необходимо также совершенствовать грамматическую структуру речи: побуждать ребенка использовать в предложениях разные части речи, правильно употреблять имена существительные, глаголы (их разные формы).

Формировать у детей 2 го года жизни элементарные

знания о ближайшем окружении.О близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат,сестра) и их участии в жизни ребенка («Мама кормит Ва

сю»; «Папа гуляет с Васей»; «Сестренка играет с Васей»;

«Бабушка поет Васе песенку» и т. п.).

О самом себе:

•о своем имени («Кто у нас Вася?», «Ты кто, как тебя зовут?», «Да, ты — Вася!);

•о внешнем виде («Где у Васи ручки? Где глазки? Где носик?» и т. п.);

•о действиях в окружающем («Что Васенька делает?Моет руки, ест, играет, одевается, купается» и т. п.);

•о самочувствии («Вася хочет есть»; «Вася устал, хочет спать» и т. п.);

•о желаниях («Пойдем гулять»; «Буду играть»; «Дай конфетку» и т. п.).

О пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т. п.); о блюдах (суп, каша, кисель и т. п.).

Об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, мяч, матрешка, пирамидка, шарики, кубики, барабанчик, каталка гремушка и т. п.).

О предметах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка, одеяло, подушка и т. п.).

О личных вещах(полотенце, рубашка, штанишки,

платье, туфли, ботики, платок, шапка и т. п.).

О животных и птицах, живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попугай .).

О растениях дома (цветы в горшках, цветы в вазе, посадки в ящиках и т. п.) и вблизи дома (трава, цветы, деревья и т. п.).

О погодных явлениях на чувственном уровне (солнце —тепло; дождь — мокро, сыро; ветер — холодно и т. п.).

О некоторых конкретных ситуациях общественной жизни

(например, «тетя продавщица», «дядя шофер»;«дядя доктор» и т. п.).

Итак, у детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающем, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружа

ющем.

В связи с этим вначале осуществляется целенаправленное ознакомление с домашним (дети 1 года–1,5 лет), а затем и более широким кругом людей (дети от 1,5 до 3 лет),принимающих участие в их жизни повседневно (близкие взрослые) в бытовых ситуациях (например, «мама стирает», «папа красит», «тетя шьет» и т. д.), а затем эпизодически и в других ситуациях (например, «дядя доктор лечит», «тетя повар готовит», «шофер ведет машину», «почтальон разносит почту», «дворник подметает» и т. д.).

Нужно помочь ребенку «открыть себя», привлекая внимание к нему самому (например, «Где у Саши глазки? Ушки? Носик? Кто у нас Саша? Кого зовут Саша?»). Особоевнимание надо обращать на лицо человека («А где у мамы

глаза, уши, нос?» и т. д.) и вести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот, нос и т. п.(дети 1 года–1,5 лет) и более детально: губы, зубы, брови,щеки и т. д. (дети 1,5–3 лет). Позднее дети узнают и запо

минают названия частей тела: голова, руки, ноги(1,5–2 года); живот, спина, шея, пальцы, ногти и т. д.(2–3 года). Дети постепенно начинают понимать, что части тела имеют свое назначение (функции): уши слушают, глаза смотрят, ноги ходят и т. п.

Развитие речи

В первой половине 2 го года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период ребенок осваивает слова, обозначающие предметы и действия с ними, овладевает смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, возникающий при непосредственном контакте с предметами обихода, игрушками, при совместных действиях со взрослым и т. п. Ребенок начинает понимать, на что направлены уси лия взрослого, знакомящего его с таким заманчивым ок

ружающим миром. Он слышит названия предметов, характеристику их свойств, относящихся к цвету, форме,величине, положению в пространстве, фактуре, массе, количеству, соотношению частей, действиям с ними, а так

же результатов последних и многое другое. Однако это обилие информации перевести в активную речь пока не удается: к 1,5 годам активный словарь составляет всего 30–40 слов. В становлении активной речи большую роль

играет формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, «облегченные» слова,звукоподражания и т. п.). Итак, одновременно с главнойзадачей развития понимания речи решаются задачи освоения активной речи.

Во второй половине 2 го года жизни ребенок интенсивно овладевает активной речью. Чувственный опыт, накопленный ранее, постепенно переводится в речевой план, но только при условии целенаправленной педагогической работы. К концу 2 го года активный словарь ребенка насчи

тывает уже 300–400 слов, из которых он строит простые предложения из 2–3 слов.

Каковы же методические приемы ознакомления с окружающим и развития речи ребенка 2 го года жизни?В работе с детьми до 1,5 лет, как уже говорилось выше,на первый план выступает развитие понимания речи

взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда, шапка, шуба,стул, стол, чашка, ложка и т. п.) и элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью ко

торых взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать их и выполнять. Расширяется запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями. Ребенок должен знать свое имя, имена близких людей, названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, средств передвижения (коляска, машина),несколько известных ему животных и растений, находя щихся в ближайшем окружении. Его следует учить пони

мать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных, бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить, спать, идти гулять),игровые действия (покатай, сними, закрой и т. п.), а также слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный цветок, маленький цыпленок и т. д.). Необходимо учить понимать слова, а затем и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребенку, передавая смысловые отношения между предметом и действием, предметом и его свойством и т. д. Необходимо учить обобщать предметы по существенным признакам.Воспринимаемые слова дети должны воспроизводитьне только после того, как услышат их в речи взрослого, но

и по собственной инициативе. С этой целью следует побуждать детей в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев к лепету, а также произнесению отдельных «облегченных»слов; от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев учить называть «облегченными» словами (например, би би, га га) и

произнесенными правильно предметы и действия, используя «стихийные» и специально создавая ситуации заинтересованности в них. Необходимо формировать умениеподражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;

воспроизводить некоторые интонации (удивление, ра

дость, неудовольствие и т. д.).

Расширять речевое общение детей, побуждая их к диалогу всеми доступными для него средствами. Следует также побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств: слов и звуко

сочетаний. С этой целью в процессе общения следует вовлекать в диалог детей, владеющих речевыми навыками,и детей, которым активная речь не дается или дается с большим трудом. Необходимо выразить радость от диало

га с активным в речевом отношении ребенком, тем самым создавая ситуацию возможного подражания ему со стороны других детей.

К 1,5 годам связи между предметом и словом становятся более прочными. Дети начинают точнее обобщать предметы, группируют по просьбе взрослого однородные объекты.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев у детей возникает понимание речи взрослого, не подкрепленной ситуацией. Однако роль наглядности в развитии речи в этот период еще очень велика.

Во второй половине 2 го года жизни задача развития понимания речи взрослых остается актуальной. Следует расширять пассивный запас слов, обозначающих людей (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка); неко

торых животных и растения, их части и свойства; действия людей и животных; назначение комнат жилого помещения и способ ориентировки в них.

Необходимо так строить фразу, обращенную к ребенку,чтобы он приобретал навык понимать, а затем и строить предложение из 2–3 слов, используя предлоги и наречия,наиболее часто употребляемые в повседневной жизни (на

пример, «Леша сидит на стуле»; «Молоко в чашке»;

«Здесь шарики, а там кубики» и т. д.).

С 1,5 лет воспитатель обязан больше внимания уделять развитию активной речи. Вначале малыша побуждают произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, дейст

вий с ними, их качества и др. Взрослый дает образец построения фразы из слов, которыми владеет ребенок. Таким образом, он учится пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти и т. п.), правильно называть неко

торые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить и т. п.).

Во второй половине 2 го года жизни воспитатель постепенно в общении с ребенком все реже употребляет «облегченные» слова, поощряя замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик так» — часы;вместо «ав ав» — собака и т.д.).

В 1 год 9 месяцев–2 года дети почти перестают пользоваться «облегченными» словами. Развивается умение обобщать предметы по существенным признакам. Речь становится не только средством общения со взрослым в са

мых различных ситуациях, но и средством познания: при наблюдении окружающего, в игре, при режимных моментах, при возникновении потребности в чем либо. Все чаще звучат вопросы: где? Что там? Кто пришел? Куда пойдем?Значит, ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами в различных ситуациях.

К концу 2 го года жизни дети повторяют за взрослым целые предложения. Они уже способны употреблять слова, относящиеся к разным частям речи, понимать смысл предложений, описывающих настоящее, прошедшее или

будущее событие и т. п. Их речь становится более выразительной интонационно.

Одним из условий развития речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Успешность решения этой задачи зависит от умения педагога заинтересовать ребенка, найти живой, доступный ему повод для

общения. Наиболее удачными являются ситуации действий с предметами обихода и игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с детьми 2 младшей группы

1. Закрепить знание детей о свойствах песка: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.2. Устанавливать простые логические связи: мокрый – лепится…3. Воспитывать...

Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета

В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....

Конспект НОД по методике Музыкально – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С детьми средней группы

1.Название              Музыка для кукол 2.Програмное содержание Образовательные задачи  -формировать представление...

Дидактическая игра с детьми 6-7 лет "Семейное древо"

Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и семейными ценностями....

Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.

Дети 5-6 лет – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки, и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуетс...

играем в дидактические игры с детьми дома и по дороге в детский сад

памятка длля родителей "играем в дидактические игры с детьми дома и по дороге в детский сад"...

Дидактическая игра по ФЭМП (Состав числа из двух меньших) «Собери букет»

Дидактическая игра для подготовительной группы способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших в пределах 10....