Консультация для родителей подготовительной группы " Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?"
консультация (подготовительная группа)

Ковыльченкова Елена Леонидовна

1.В чём состоит психологическая готовность ребёнка к школе.

2. Как вызвать у ребёнка интерес к школьно--учебной деятельности.

3.Упражнения на развитие внимания у детей.

4.Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

5.Упражнения на развитие произвольного внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы : « Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу »

Мы часто слышим жалобы  от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых , а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п.

Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации , они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный ( мало обдуманный) характер ( подробно об этом в разделе « Произвольность поведения»).

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать своё поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравиться. Всё это может явиться причиной негативного отношения к школе.

В процессе консультирования  дошкольников мы часто стакиваемся с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т. д.

Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учёбе.

В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности ребёнка к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированной школьной мотивации.

Она включает в себя:

Наличие познавательных интересов.(Ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других  интеллектуальных заданий).

Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно- занимательным (дошкольным) элементам деятельности.

Эмоционально-благополучное отношение к школе.

Что же делать, если у ребёнка школьная мотивация отсутствует?

Не играть с ребёнком, а только постоянно говорить ему слово « Надо!»?

Но в этом случае мы можем навсегда лишить ребёнка интереса к интеллектуальным занятиям, и ещё до школы эти занятия будут восприниматься им как тяжёлый труд, он так и не научится получать удовольствие от него. В результате процесс обучения в школе будет мукой для него и для вас. А если постоянно играть с ребёнком, предоставлять ему полную свободу выбора занятий, тогда, что же он будет делать в нашей «нормальной» школе?

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Как заинтересовать?

1.Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

2.Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

3.Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

4.Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком лёгким. Оно должно быть посильным.

5.Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

6.Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

7.Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь, не сравнивать его с другими детьми, только- с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!»

Лучше сказать так: « Сегодня ты выполнил задание намного быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать  вашего ребёнка на собственное совершенствование.

Хочу предложить несколько упражнений на развитие внимания у детей:

1.Называйте ребёнку различные слова. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова, например, хлопнуть, если услышит название животного.

2.далее можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда как условленно, услышит слово, обозначающее растение.

3.Затем можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши если называют животное и встаёт если называют растение.

Упражнения на развитие концентрации внимания и его устойчивости:

1.На бланке напечатаны буквы в случайном порядке. В каждой строке  примерно 30 букв.

Ребёнок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их. Придумывайте слова смешные, детям это всегда нравится.

2.Дайте ребёнку небольшой текст ( газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую –либо букву ( например, «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты  на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов- ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

3.Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников.

Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, т.к. инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, ответьте, что пусть он делает так, как понял.

Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжать выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнения на развитие распределения внимания.

Если ребёнок владеет обратным счётом, то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами  простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

Упражнение на развитие объёма внимания.

Для проведения этого упражнения необходимо два рисунка. На первом рисунке - в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнку предлагают посмотреть на первый квадрат ( остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребёнку рисунок с пустыми квадратами).

Время показа одной карточки-1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

Объём внимания ребёнка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек, (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес--лучшая из мотиваций, он делает детей по- настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается,, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком

Итак, успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу» .

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: «Безопасность ребёнка на прогулке в зимний период»

laquo;Безопасность ребёнка на прогулке в зимний период»     Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы ...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу»

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интере...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему «Учите ребёнка любить книгу»

Уважаемые  родители!  С детства прививайте ребенку любовь к чтению.  Пусть она  проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.  Важно, ...