Продуктивная деятельность как основа развития мелкой моторики
статья (младшая группа)

Ольга Анатольевна Черкашина

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного  возраста с ОВЗ. Именно продуктивная деятельности является основой в развитии мелкой моторики детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon produktivnaya_deyatelnost.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                  Актуальность работы по развитию мелкой моторики

                                   у детей дошкольного  возраста

                        с ограниченными возможностями здоровья.

Продуктивная деятельность как основа развития мелкой моторики.

                             

                                                  «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

                                                                                             В.А Сухомлинский!

С рождения ребенок  -  первооткрыватель, пытливый исследователь мира, который его окружает! Именно исследования дают  возможность удовлетворить присущую всем детям любознательность. В процессе исследования дети испытывают удивление, восторг, радость, учатся решать проблемы, ставить цель, делать выводы, проверять их опытным путем, действуя самостоятельно или с помощью взрослого. Опыты и эксперименты помогают развиваться малышу! И именно посредством опытов  и экспериментов ребенок учится изобретать и создавать.

Моделирование предметов окружающего мира приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Это и есть «продуктивная деятельность», которая занимает существенное место в жизни ребенка! И именно продуктивная деятельности является основой в развитии мелкой моторики детей младшего возраста.

Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Здесь отмечается  огромное значение  ручного труда  в развитии мелкой моторики.

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? Если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.  Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

           Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребенок постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Лепка - самая хорошая гимнастика для пальчиков малыша. Для первых занятий следует взять соленое тесто — это самый мягкий и приятный материал, затем пластилин.

Игры с прищепками – замечательное силовое упражнение.

Изготовление поделок из природного материала - желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.

Сортировка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук. Можно использовать крупы, насыпанные в большую емкость, в качестве «сухого бассейна». Сделать его очень просто: в небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 — 15см. заполнить предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Сухой бассейн используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.

А работа с бумагой, ножницами, пластилином, природным материалом, тканью – это не только сенсорно-двигательные упражнения, это представления детей об окружающих предметах, способствующих проявлению речевой и умственной активности, выступающих как специфическое образное средство познания действительности. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как здесь речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной работы. Занимаясь с детьми ручным трудом,  у педагога есть возможность обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов, их грамматические формы (например, согласование прилагательного с вопросительным существительным, различение и правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т.п.)

Кроме этого,  можно активно развивать и связную речь ребят. Большинство детей, даже в старшем дошкольном возрасте, предпочитают отвечать на вопрос  односложно.  На занятиях по ручному труду они прослушивают образцы простых и распространенных предложений, ведь взрослый «оречевляет» показ действия, логический ход работы. Формируется форма ответа, которой ребенок овладевает – предложение.

Также на занятиях по ручному труду создаются условия для развития  самостоятельной  детской речи — дети говорят о том, что им предстоит делать, оценивают свои работы и работы других детей.

         Таким образом, любая ручная деятельность ребенка благоприятна для  его развития. Занятие продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша....

«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики рук дошкольков

Развитие мелкой моторики рук очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности способной логически мыслить. Немало в...

Игры с прищепками – как основа развития мелкой моторики и развития речи

Подборка интересных игр с обычными бельевыми прищепками для детей 2-6 лет....