Консультация для родителей "Развиваем речь у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Буслаева Татьяна Викторовна

Игры и рекомендации по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvivaem_rech.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» с.Кармалы»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для родителей

 «Развиваем речь у детей младшего дошкольного возраста»

      Составила:

воспитатель МБДОУ «Березка» с.Кармалы

                                          Буслаева Татьяна Викторовна

        

        

2021 год

Речь для детей раннего возраста играет огромную роль в его развитии.

Ребенок вступает в общение со взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты высказываний, у ребенка 3 лет в среднем составляет 25-30 слов. К 3 годам она увеличивается в 3-4 раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать активизирует словарь малыша (на протяжении третьего года он увеличивается в 5-6 раз, усложняет грамматическую форму высказываний.

Одной из главных задач по развитию речи является понимание речи. В начале третьего года жизни ребенок хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Можно подумать, что он понимает содержание того, о чем говорится при нем, о знакомых вещах и явлениях. Однако, понимание им речи окружающих еще недостаточно совершенно. Необходимо формировать умения различать предметы (по внешнему виду, знакомить с отдельными признаками предметов, их названием, отношениями (временными, причинно-следственными, места, развивать способность обобщения.

На третьем году жизни важно развивать активную речь. Словарь детей составляет 800-1100 слов. В этом возрасте дети часто употребляют глаголы. Выступая в роли сказуемого, глаголы «тянут» за собой дополнения – объект действия или обстоятельство. Поэтому, рассказывая о каком либо действии, дети не ограничиваются одним словом, а используют простые предложения. Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается активный словарь прилагательных и наречий, в речи детей широко представлены местоимения. В речи детей появляются падежные окончания. Они употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, изменяют их по лицам. Речь детей состоит преимущественно из простых повествовательных предложений. Нередко они пользуются и восклицаниями. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы в речи детей встречались разнообразные вопросы.

Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе.

Поиграйте с ним, склоняя слово (красный, нет красной машинки, беру красную чашку)

Неправильно произносит звуки?

Чётко определите какие. Подберите картинки с «проблемными»звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» – солнышко, велосипед, часы.

Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «кашина» вместо «машина».

В таких случаях чётко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему.

Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя.

Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему прослушать.

Развитие произношения (совместная работа с малышом)

1.Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребёнку, вдыхать воздух надо через нос, а выдыхать - через рот, покажите, как это делать.Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочерёдно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

2. Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

3. Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой.Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам».Научите малыша чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на горлышко.

Игры с ребёнком.

«Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительномпадеже множественного числа.

Давай поиграем. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить«Чего не стало?»).Ребенок пытается угадать и отвечает«Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например,сказал так«не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним.Вместо этого сразу же скажите правильный вариант«Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

Речевая игра по теме

«Игрушки» («Как мы играем»).

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Можно использовать игрушечный телефон. Вы «набираете номер»на игрушечном телефоне и начинаете разговор: «Здравствуйте, Катя и Серёжа! Это Вам Артём звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать, как? Сейчас мы с Артёмом вам расскажем»:

Артём (имя Вашего ребенка, что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т. д.

Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.

А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.

Что мы делаем с машиной? Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.

А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Консультация для родителей «Проблема становления речи у детей младшего дошкольного возраста»

Для преодоления задержки речевого развития рассмотрим основные направления комплексной системы работы по развитию речи, которая позволит малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говори...

Консультация для родителей «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей (младшая группа) на тему «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: рассказать родителям воспитанников (законным представителям) о роли и значении р...

Консультация для родителей на тему: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».

При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...

Консультация для родителей по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

Советы родителям направленные на  укрепление качества речи в дошкольном возрасте...

Консультация для родителей тема: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».

При благоприятных условиях воспитания и развития к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элеме...

Консультация для родителей по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

Необходимо научить ребёнка  правильно разговаривать....