МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКА
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бутко Виктория Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Д Е Т И        Д О Л Ж Н Ы        З Н А Т Ь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ЗЕМЛЯ, ЛУНА, МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, КОСМОС, ПЛАНЕТА, ХВЕЗДА, КОРАБЛЬ, ЛУНОХОД, РАКЕТА, КОСМОНАВТ, СПУТНИК, КОМЕТА, СОЗВЕЗДИЕ, СТАНЦИЯ, КОСМОДРОМ, СКАФАНДР, ШЛЕМ, НЕВЕСОМОСТЬ, ТУМАННОСТЬ, ТЕЛЕСКОП, АСТРОНОМ, ЗАТМЕНИЕ, СИЯНИЕ, СТАРТ, ПОСАДКА.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   СОЛНЕЧНЫЙ. ЛУННЫЙ, ЗЕМНОЙ, ЗВЕЗДНЫЙ, КОСМИЧЕСКИЙ, ИСКУССТВЕННЫЙ, МЕЖЗВЕЗДНЫЙ, МЕЖПЛАНЕТНЫЙ.

ГЛАГОЛЫ:   ЛЕТЕТЬ, ПАДАТЬ, ВЗЛЕТАТЬ, ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ, ПРИЛУНЯТЬСЯ, ОТРАЖАТЬ, НАБЛЮДАТЬ.

             Д Е Т И        Д О Л Ж Н Ы         У М Е Т Ь

НАЗЫВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА:

ДАЛЕКО – БЛИЗКО                                    

ВЫСОКО – НИЗКО

УЛЕТЕТЬ - …

ТЕМНО - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

КОСМОНАВТ – СМЕЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, УМНЫЙ…

ЗВЕЗДА – МАЛЕНЬКАЯ, ЯРКАЯ, ЖЕЛТАЯ, КРАСИВАЯ…

СОЛНЦЕ - …

КОСМОС - …

СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ:

РАКЕТА, КОСМОС, ЛЕТЕТЬ, В.                                    

ЛУНА, ЭТО, ЗЕМЛЯ, СПУТНИК.

ЛУНА, ЗЕМЛЯ, МЕНЬШЕ.

ЛУНА, ВРАЩАТЬСЯ, ЗЕМЛЯ, ВОКРУГ.

ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ:

СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЛАМПА.

ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, РАКЕТА.

ПРИЛУНИТЬСЯ, ПРИЗЕМЛИТЬСЯ, ПРИПОЗДНИТЬСЯ.

ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

ВЗЛЁТ, ПОСАДКА, СТАРТ, ПРИЗЕМЛЕНИЕ, СКАФАНДР, ШЛЕМ, СОЗВЕЗДИЕ, ЛУНОХОД, КОСМОНАВТ, СПУТНИК, НЕВЕСОМОСТЬ.

В М Е С Т Е        С        Р Е Б Е Н К О М

     РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

     ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ПОЧЕМУ ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ, ЧТО ЭТО ЗА ПРАЗДНИК;

      РАССМОТРЕТЬ КАРТИНКИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ В КНИГАХ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КОСМОСА, КОСМОНАВТОВ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ;

     РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ПЕРВОМ КОСМОНАВТЕ – Ю. А. ГАГАРИНЕ;

     ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ЗВЕЗДНЫМ НЕБОМ, ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ;

     СПРОСИТЕ У РЕБЕНКА, ПОЧЕМУ ИНОГДА ЗВЕЗД НЕ ВИДНО, КАК ОНИ ЭТО ПОНИМАЮТ, СКАЖИТЕ ВЕРНЫЙ ОТВЕТ;

     ПОЧИТАЙТЕ О КОСМОСЕ РАССКАЗА, СТИХИ, ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ, ПОПРОБУЙТЕ САМИ СОСТАВИТЬ ЗАГАДКИ.

                                                                                     

МАЛЕНЬКИЕ СВЕРКАЮЩИЕ ТОЧКИ.          

ИХ ВИДНО ТОЛЬКО НОЧЬЮ.

ЖИВУТ ОНИ НА НЕБЕ.

БОЛЬШОЕ, ТЕПЛОЕ, КРУГЛОЕ,

ХОДИТ – БРОДИТ ПО НЕБУ.

ЖЕЛТЫЙ, ПОХОЖ НА КУСОЧЕК СЫРА,

ВИСИТ НА НЕБЕ.                                                    



Предварительный просмотр:

www.logoped.ru

Д Е Т И        Д О Л Ж Н Ы        З Н А Т Ь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ОСА, ПЧЕЛА, МУХА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА, МУРАВЕЙ, КУЗНЕЧИК, КОМАР, СТРЕКОЗА, БОЖЬЯ КОРОВКА, ПАУК, МАЙСКИЙ ЖУК, ЖУК-ПЛАВУНЕЦ, ВОДОМЕРКИ, ЖУК-ЩЕЛКУН, ЖУК-СЛОНИК, ПАНЦИРЬ, ЛАПКИ, БРЮШКО, УСИКИ, КРЫЛЬЯ, ХОБОТОК, ПЫЛЬЦА, СПИНКА, ЖАЛО.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   ПОЛЕЗНЫЕ, ВРЕДНЫЕ, ШЕСТИНОГИЙ, КРАСИВАЯ, ЯРКАЯ, ПЕСТРАЯ, ПЯТНИСТАЯ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, ДРУЖНЫЕ, ТРУДОЛЮБИВЫЕ, ОСТОРОЖНЫЕ, БЛЕСТЯЩИЕ, ЖУЖЖАЩИЕ, ЗАЩИТНАЯ ОКРАСКА, ЯДОВИТЫЕ.

ГЛАГОЛЫ:   ЛЕТАЕТ, ЖУЖЖИТ, ЖАЛИТ, КУСАЕТ, СОБИРАЕТ, ОПЫЛЯЕТ, ОХРАНЯЮТ, ПОРХАЮТ, ПОЛЗУТ, СТРЕКОЧЕТ, ЗВЕНИТ, УНИЧТОЖАЕТ, ПЛЕТЕТ, ЕСТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ, ПРЫГАЕТ, ПИЩИТ, СТРОИТ, ОТКЛАДЫВАЕТ, ЗАСЫПАЕТ.

Д Е Т И        Д О Л Ж Н Ы        У М Е Т Ь

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

БАБОЧКА – КРАСИВАЯ, ЯРКАЯ, ПЕСТРАЯ…

МУРАВЕЙ – МАЛЕНЬКИЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ…

КУЗНЕЧИК - …

ПЧЕЛА - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:

ПЧЕЛА – ЖУЖЖИТ, ЛЕТАЕТ, ЖАЛИТ, СОБИРАЕТ НЕКТАР…

КУЗНЕЧИК – ПРЫГАЕТ. СТРЕКОЧЕТ…

ОПИСЫВАТЬ ПО ПЛАНУ:                        

НАЗВАНИЕ

ВНЕШНИЙ ВИД

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

ПОЛЬЗУ ИЛИ ВРЕД ПРИНОСИТ

КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ

СРАВНИВАТЬ:

БАБОЧКУ И ПЧЕЛУ

КОМАРА И МУРАВЬЯ

МУХУ И СТРЕКОЗУ

НАХОДИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

        

                 В М Е С Т Е        С        Р Е Б Е Н К О М

     РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

     СПРОСИТЬ РЕБЕКА, КАКОЕ СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА, КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ В ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ;

     РАССМОТРЕТЬ НАСЕКОМЫХ, ИХ ЧАСТИ ТЕЛА;

     РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ НАСЕКОМЫЕ ЧЕЛОВЕКУ, УЧИТЬ ЕГО БЕРЕЖНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ;

     РАССКАЗАТЬ, ЧТО МУХА – ВРЕДНОЕ НАСЕКОМОЕ, ПЕРЕНОСЧИК РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ;

     ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:                

ДОМОВИТАЯ ХОЗЯЙКА

ПРОЛЕТАЕТ НАД ЛУЖАЙКОЙ,

ПОХЛОПОЧЕТ НАД ЦВЕТКОМ –

ОН ПОДЕЛИТСЯ МЕДКОМ.

НА ПОЛЯНКЕ ВОЗЛЕ ЕЛОК

ДОМ ПОСТРОЕН ИЗ ИГОЛОК.

ЗА ТРАВОЙ НЕ ВИДЕН ОН,

А ЖИЛЬЦОВ В НЕМ МИЛЛИОН.

С ВЕТКИ НА ТРОПИНКУ,

С ТРАВКИ - НА БЫЛИНКУ

ПРЫГАЕТ ПРУЖИНКА,

ЗЕЛЕНЕНЬКАЯ СПИНКА.

СПАЛ ЦВЕТОК И ВДРУГ ПРОСНУЛСЯ:

БОЛЬШЕ СПАТЬ НЕ ЗАХОТЕЛ,

ШЕВЕЛЬНУЛСЯ, ВСТРЕПЕНУЛСЯ,

ВЗВИЛСЯ ВВЕРХ И УЛЕТЕЛ.

НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,

 А НОС КАК СПИЦА.



Предварительный просмотр:

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       З Н А Т Ь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ПОСЕЛОК, КРАЙ, ПРИРОДА, ЛЕС, УЛИЦА, ДОМА, ДВОРЫ, СТАДИОН, БАССЕЙН, МАГАЗИНЫ, БИБЛИОТЕКА, ПОЧТА, ДОМ КУЛЬТУРЫ, ШКОЛЫ, ДЕТСКИЙ САД, ПАМЯТНИКИ, БОЛЬНИЦА, ПОЛИКЛИНИКА, ШАХТА, ФАБРИКА, КАРЬЕР, АДРЕС, КИОСК, ГАЗОН, ПОДЪЕЗД, ТРОТУАР.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: СТАРЫЕ, ТИХИЕ, СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ, МНОГОЭТАЖНЫЙ, ШУМНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, КАМЕННЫЕ, ДЕРЕВЯННЫЕ, КИРПИЧНЫЕ, ОДНОЭТАЖНЫЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КРАСИВЫЕ, ШИРОКИЙ, ПРЯМОЙ, УЗКИЙ.

ГЛАГОЛЫ:   ЖИТЬ, СТРОИТЬ, ПЕРЕСТРАИВАТЬ, ЕЗДИТЬ, ПЕРЕЕЗЖАТЬ, СМОТРЕТЬ, РАСТИ, ХОРОШЕТЬ, РАСШИРЯТЬСЯ, БЛАГОУСТРАИВАТЬ, РЕМОНТИРОВАТЬ, УБИРАТЬ, ЛЮБИТЬ, ГОРДИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ, ТРУДИТЬСЯ, ПОМОГАТЬ.

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       У М Е Т Ь

ОБРАЗОВЫВАТЬ МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО:

ДОМ – ДОМА

УЛИЦА – УЛИЦЫ

ДВОР – ДВОРЫ

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:

ДОМ – ОДНОЭТАЖНЫЙ, МНОГОЭТАЖНЫЙ, КИРПИЧНЫЙ…

УЛИЦЫ – ШИРОКИЕ, УЗКИЕ, ПРЯМЫЕ, ЧИСТЫЕ…

ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:

ОДИН ДОМ, ДВА ДОМА,…,ПЯТЬ ДОМОВ…

ОДНА УЛИЦА, ДВЕ УЛИЦЫ,…, ПЯТЬ УЛИЦ…

ОДИН МАГАЗИН, ДВА МАГАЗИНА,…, ПЯТЬ МАГАЗИНОВ…

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ:

НАЗВАТЬ СВОЙ АДРЕС

СКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ НУЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС

КОМУ МОЖНО ГОВОРИТЬ СВОЙ АДРЕС, А КОМУ – НЕТ

НАХОДИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ:

МЕЖДУ ПОСЕЛКОМ И ДЕРЕВНЕЙ

МЕЖДУ ГОРОДОМ И ПОСЕЛКОМ

В М Е С Т Е       С        Р Е Б Е Н К О М

       РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

       РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПОСЕЛОК, ГДЕ ОН ЖИВЕТ, В ЧЕСТЬ КОГО НАЗВАН ПОСЕЛОК, ЧЕМ ОН ЗНАМЕНИТ;

       ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ГЛАВНУЮ УЛИЦУ, КАКИЕ НА НЕЙ ПОСТРОЕНЫ ДОМА;

       ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ПО ПОСЕЛКУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТРОЕНИЯ, ДОМА, А ТАКЖЕ НА ПАМЯТНИКИ;

       ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ ПОНЯТИЕ «УЛИЦА», РАССКАЗАТЬ, ЧТО КАЖДАЯ УЛИЦА ИМЕЕТ СВОЕ НАЗВАНИЕ, А КАЖДЫЙ ДОМ – СВОЙ НОМЕР;

       ВЫУЧИТЬ С РЕБЕНКОМ СВОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС;

       НАРИСОВАТЬ КАРТИНУ «ДОМА НА МОЕЙ УЛИЦЕ»;

       СОСТАВИТЬ РАССКАЗ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (ПРОИЗВОЛЬНЫЙ РАССКАЗ РЕБЕНКА).

       



Предварительный просмотр:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: МЫЛО, ПОЛОТЕНЦЕ, ЗУБНАЯ ЩЕТКА, РАСЧЕСКА, НОЖНИЦЫ, ВАННА, РАКОВИНА, ШАМПУНЬ, МЫЛЬНИЦА, КРАН, ВОДА, ОДЕКОЛОН, ДУХИ, ДЕЗОДОРАНТ, ВИХОТКА, ГЕЛЬ, КРЕМ, УТРО-ВЕЧЕР.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   ДУШИСТЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, МАХРОВОЕ, ГЛАДКИЙ, МЫЛЬНЫЙ, ЯРКИЙ, ПРИЯТНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СУХОЙ, МОКРЫЙ, БЛЕСТЯЩИЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ТУАЛЕТНОЕ, БАННОЕ, ДЕТСКИЙ, ВЗРОСЛЫЙ, ГУСТОЙ, ЖИДКИЙ, МЯТНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, ЦВЕТНОЕ, БЕСЦВЕТНЫЙ, УТРЕННИЙ, ВЕЧЕРНИЙ, РУМЯНЫЙ, БЛЕДНЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ, ВРЕДНЫЙ, ГУСТОЙ.

ГЛАГОЛЫ:   МЫТЬ, ВЫМЫТЬ, ЧИСТИТЬ, ПРИЧЕСЫВАТЬ, ВЫТИРАТЬ, ОТКРЫВАТЬ, ЗАКРЫВАТЬ, СТИРАТЬ, ТЕРЕТЬ, ВЫДАВЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, СМЫВАТЬ, МАЗАТЬ, ЗАСУЧИВАТЬ, ПАЧКАТЬ, МАРАТЬ, НАМЫЛИВАТЬ.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:

Слово ШАМПУНЬ – мужского рода, значит: 

ПАХУЧИЙ ШАМПУНЬ

ГУСТОЙ ШАМПУНЬ

Стирать белье, засучивать рукава

Много полотенец, много мыльниц (расчесок,

Ножниц, одеколона, духов, мыла, геля…)

СОСТАВЛЯТЬ:

Рассказ – описание или загадку – описание, основываясь на характерных признаках:

Маленькое, махровое, цветное, мягкое,

пушистое, висит рядом с раковиной, нужно,

чтобы вытирать руки и лицо.

Гладкое, твердое, душистое, белое, овальное, лежит в мыльнице, бывает туалетное, банное, хозяйственное, нужно, чтобы мыть руки.

Бывает массажная, сделана из

пластмассы или дерева, нужна,

чтобы расчесывать волосы.

СРАВНИВАТЬ:

Объяснить, чем похожи и чем отличаются (по форме, величине, по цвету, на ощупь, для чего нужны):

        ПОЛОТЕНЦЕ – МЫЛО

РАСЧЕСКА – ЗУБНАЯ ЩЕТКА

ВАННА - МЫЛЬНИЦА

        

ОТВЕЧАТЬ   НА   ВОПРОСЫ:

  • ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДОЛЖНЫ УМЫВАТЬСЯ, МЫТЬСЯ?

  • ПОЧЕМУ ВАЖНО МЫТЬ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ? 

  • ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЧИСТИТ ЗУБЫ?

  • ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ С ГРЯЗНУЛЕЙ?

ОТГАДЫВАТЬ   ЗАГАДКИ:

УСКОЛЬЗАЕТ КАК ЖИВОЕ, 

НО НЕ ВЫПУЩУ ЕГО Я.

БЕЛОЙ ПЕНОЙ ПЕНИТСЯ.

РУКИ МЫТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ.

                                ДОЖДИК ТЕПЛЫЙ И ГУСТОЙ,

                                ЭТОТ ДОЖДИК НЕ ПРОСТОЙ:

                                ОН БЕЗ ТУЧ, БЕЗ ОБЛАКОВ

                                ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ИДТИ ГОТОВ.

РЕЗИНКА – АКУЛИНКА

ПОШЛА ГУЛЯТЬ ПО СПИНКЕ.

И ПОКА ОНА ГУЛЯЛА,

СПИНКА РОЗОВОЮ СТАЛА.

               ГОВОРИТ ДОРОЖКА –

               ДВА ВЫШИТЫХ КОНЦА:

               - ПОМОЙСЯ ХОТЬ НЕМНОЖКО,

               ЧЕРНИЛА СМОЙ С ЛИЦА!

               ИНАЧЕ ТЫ В ПОЛДНЯ

               ИСПАЧКАЕШЬ МЕНЯ.



Предварительный просмотр:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: ЧАЙ, КОФЕ, ПОДЛИВ, КОМПОТ, КИСЕЛЬ, КАКАО, КОТЛЕТА, ЩИ, БОРЩ, СУП, УХА, РАССОЛЬНИК, КАША, САЛАТ, ПЮРЕ, ПЛОВ, ГУЛЯШ, ПЕЧЕНЬЕ, КОНФЕТЫ, САХАР, ШОКОЛАД, МАРМЕЛАД, КАРАМЕЛЬ, ТОРТ, ПИРОГ, БЛИНЫ, БЕЛЯШИ, МУКА, ОЛАДЬИ, ХЛЕБ, ПЕЛЬМЕНИ, БАТОН, БУБЛИК, МОЛОКО, КЕФИР, СМЕТАНА, МАЙОНЕЗ, МАСЛО, ТВОРОГ, СЫР, МАРГАРИН, РЫБА, МЯСО, КОЛБАСА, КРУПА, КОНСЕРВЫ, СОЛЬ, ПЕРЕЦ, ПРИПРАВА, ЯЙЦО.

ПРИЗНАКИ:  ВАРЕНЫЙ, СЫРОЙ, ВКУСНЫЙ, СЛАДКИЙ, СОЛЕНЫЙ, ГОРЬКИЙ, КИСЛЫЙ, ЖАРЕНЫЙ, ПЕЧЕНЫЙ, КИПЯЧЕНЫЙ, ЯБЛОЧНЫЙ, КАРТОФЕЛЬНЫЙ, МЯСНОЙ, КАПУСТНЫЙ, РЫБНЫЙ, МАННАЯ, РИСОВАЯ, ПОЛЕЗНАЯ И Т.Д.

ДЕЙСТВИЯ:  ВАРИТЬ, МЫТЬ, СТРЯПАТЬ, ЖАРИТЬ, ПЕЧЬ, РЕЗАТЬ, ТЕРЕТЬ, РАЗЛИВАТЬ, КИПЯТИТЬ, НАКЛАДЫВАТЬ, ЗАВТРАКАТЬ, ОБЕДАТЬ, УЖИНАТЬ, УГОЩАТЬ, ПРОБОВАТЬ, СОЛИТЬ, ПЕРЧИТЬ, РАСКАТЫВАТЬ, РАЗМЕШИВАТЬ, ЗАЩИПЫВАТЬ.

РЕБЕНОК   ДОЛЖЕН   УМЕТЬ

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ

ОГУРЕЦ  (какой?) – длинный, короткий, зеленый,

                                    свежий, соленый…

ПЮРЕ (какое?) – картофельное, овощное, горячее,

                               вкусное, сладкое…

РЫБА (какая?) – морская, речная, живая, скользкая,

                              жареная, соленая, сушеная, копченая…

ТОРТ (какой?)… МОЛОКО (какое?)…  КОЛБАСА (какая?)…

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ

КАШУ – ВАРЯТ, МОЛОКО – ПЬЮТ, КОТЛЕТЫ – ЖАРЯТ, ХЛЕБ – РЕЖУТ, УТРОМ – ЗАВТРАКАЮТ, ДНЕМ – ОБЕДАЮТ, ВЕЧЕРОМ – УЖИНАЮТ, ГОСТЕЙ – УГОЩАЮТ, БУЛОЧКИ – ПЕКУТ.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

ЭТО ЯЙЦО, ВЗЯТЬ ЯЙЦО, РАЗБИТЬ ЯЙЦО,

НЕТ ЯЙЦА, КУПИТЬ ЯЙЦО, ДВА ЯЙЦА, ПЯТЬ ЯИЦ.

ЭТО КОТЛЕТА, НЕТ КОТЛЕТЫ, ПОЛОЖИТЬ КОТЛЕТУ,

 ЖАРИТЬ МНОГО КОТЛЕТ, УГОЩАТЬ КОТЛЕТАМИ.

ЭТО ХЛЕБ, НЕТ ХЛЕБА, РЕЗАТЬ ХЛЕБ, ПОДАТЬ ХЛЕБ,

ОДНА БУЛКА ХЛЕБА, ДВА КУСКА ХЛЕБА, КВАС ХЛЕБНЫЙ.

ВМЕСТЕ   С   РЕБЕНКОМ

ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ

- ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЕДА?

- КТО ГОТОВИТ ЕДУ?

- ИЗ ЧЕГО ГОТОВЯТ ТО ИЛИ ИНОЕ БЛЮДО?

- ГДЕ БЕРУТ ПРОДУКТЫ?

- ПОЧЕМУ ВРЕДНО ЕСТЬ МНОГО КОТЛЕТ?

ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

ПУЗЫРЮСЬ Я И ПЫХЧУ,

ЖИТЬ В КВАШНЕ Я НЕ ХОЧУ,

НАДОЕЛА МНЕ КВАШНЯ –

ПОСАДИТЕ В ПЕЧЬ МЕНЯ.

                                          (тесто)

                                                                 БЕЗ ЧЕГО ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ?

                                                                                                         (без корки)

МАЛЕНЬКОЕ, СДОБНОЕ,

КОЛЕЧКО СЪЕДОБНОЕ.

Я ОДНА ТЕБЯ НЕ СЪЕМ,

ПО КУСОЧКУ ХВАТИТ ВСЕМ.

                                     (бублик)

                                                              ЗА КУДРЯВЫЙ ХОХОЛОК

                                                              ЛИСУ ИЗ НОРКИ ПОВОЛОК.

                                                              НА ОЩУПЬ – ГЛАДКАЯ,

                                                              НА ВКУС – КАК САХАР СЛАДКАЯ.

                                                                                                       (морковь)

ПОИГРАЙТЕ В ИГРУ «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»



Предварительный просмотр:

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       З Н А Т Ь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ВЕСНА, МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ, СНЕГ, СОСУЛЬКИ, ПРОТАЛИНЫ, СОЛНЦЕ, РУЧЬИ, ГОНЦЫ ВЕСНЫ, ПОЛОВОДЬЕ, ЛЕДОХОД, КАПЕЛЬ, ПАВОДОК, ЛУЖИ, ВЛАГА, ПОСЕВЫ, ПОСАДКИ, ПРОБУЖДЕНИЕ, ПОДСНЕЖНИК, ОТТЕПЕЛЬ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   ХОЛОДНЫЕ, ЖУРЧАЩИЕ, ЗВОНКИЕ, ГОВОРЛИВЫЕ, БУЙНЫЕ, ШУМЛИВЫЕ, МНОГОВОДНЫЕ, ВЕСЕННЕЕ, ЛУЧИСТОЕ, ТЕПЛОЕ, ЯРКОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ, КРАСНОЕ, ВЛАЖНЫЙ, МАРТОВСКАЯ, ВЕШНИЕ ВОДЫ, ЛАЗУРНОЕ, ЧИСТОЕ, ЯСНОЕ, ПТИЧЬЕ, ПРОХЛАДНЫЕ, СОЛНЕЧНЫЙ, РЫХЛЫЙ, СУРОВЫЙ.

ГЛАГОЛЫ:   НАСТУПИЛА, ПРОДВИГАЕТСЯ, ПРИЛЕТЕЛИ, ВЫЛЕТЕЛИ, КРУЖАТСЯ, ВЬЮТСЯ, ХЛОПОЧУТ, ВЬЮТ, ЖУРЧАТ, БЕГУТ, ЗВЕНЯТ, ЗАТОПЛЯЕТ, ТРОНУЛСЯ, ПОЮТ, ПРОБИВАЮТСЯ, ТАЕТ, СВЕТИТ, ГРЕЕТ, ПРИГРЕВАЕТ, КАПАЕТ, ТЕЧЕТ, ДЫШИТСЯ, ПАХНЕТ, ПРОСЫПАЕТСЯ, ОСЕДАТЬ.

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       У М Е Т Ь

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:

ПРИШЛА – ВЕСНА                

ПЛЫВУТ - …

ДУЕТ - …

БЕГУТ - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:

СОЛНЦЕ – ГРЕЕТ, СВЕТИТ…

ОБЛАКА - …

СНЕГ - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:

ЗЕМЛЯ – ЧЕРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, МЕРЗЛАЯ…

СОЛНЦЕ - …

ПТИЦЫ - …

ЧИСТЫЙ, БЫСТРЫЙ, ЗВОНКИЙ – РУЧЕЙ

ЯРКОЕ, ЛУЧИСТОЕ, ТЕПЛОЕ - …

ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ: 

СИНИЙ ЛЕД ПОХОЖ НА (СТЕКЛО…)

ГУСТОЙ ТУМАН - …

ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА - …

СОСУЛЬКА - …

СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ «ПОТОМУ ЧТО»:

ПОЧЕМУ СНЕГ ТАЕТ? СНЕГ ТАЕТ, ПОТОМУ ЧТО…

ПОЧЕМУ БЕГУТ РУЧЬИ?…

В М Е С Т Е       С       Р Е Б Е Н К О М

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

ОНА ПРИШЛА С ЛАСКОЙ

И СО СВОЕЙ СКАЗКОЙ.

ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ ВЗМАХНЕТ –

В ЛЕСУ ПОДСНЕЖНИК РАСЦВЕТЕТ.

ВИСИТ ЗА ОКОШКОМ

КУЛЕК ЛЕДЯНОЙ.

ОН ПОЛОН КАПЕЛИ

И ПАХНЕТ ВОДОЙ.

ПЕРВЫМ ВЫЛЕЗ ИЗ ЗЕМЛИЦЫ

НА ПРОТАЛИНКЕ,

ОН МОРОЗА НЕ БОИТСЯ,

ХОТЬ И МАЛЕНЬКИЙ.

БЕГУ Я, КАК ПО ЛЕСЕНКЕ,

ПО КАМЕШКАМ ЗВЕНЯ!

ИЗДАЛЕКА ПО ПЕСЕНКЕ

УЗНАЕТЕ МЕНЯ.

ПОЧИТАЙТЕ СТИХИ:

ВЕСНА

К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ

БЫСТРЫМИ ШАГАМИ,

И СУГРОБЫ ТАЮТ

ПОД ЕЕ НОГАМИ.

ЧЕРНЫЕ ПРОТАЛИНЫ

НА ПОЛЯХ ВИДНЫ.

ВИДНО, ОЧЕНЬ ТЕПЛЫЕ

НОГИ У ВЕСНЫ!

                             

                                       И. ТОКМАКОВА.



Предварительный просмотр:

Д Е Т И     Д О Л Ж Н Ы     З Н А Т Ь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН, ДОЧЬ, БРАТ, СЕСТРА, ВНУК, ВНУЧКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, СЕМЬЯ, ТЁТЯ, ДЯДЯ, ОТЕЦ, МАТЬ, ШКОЛЬНИК, ШКОЛЬНИЦА, ОТЛИЧНИК, БАССЕЙН, ШАХМАТЫ, ШАШАКИ, ЖУРНАЛ, КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, ДОМ, КВАРТИРА, ПОДЪЕЗД.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ЛАСКОВЫЙ, СТАРШИЙ, МЛАДШИЙ, ВЗРОСЛЫЕ, ЛЮБИМЫЙ, ДРУЖНЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ, ВЫСОКИЙ, НИЗКИЙ, ДЕТСКИЙ, СТАРЫЙ, МОЛОДОЙ, ЦВЕТНОЙ, МЯГКИЙ, ТВЕРДЫЙ, УДОБНЫЙ, БЛАГОУСТРОЕННАЯ, ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХКОМНАТНАЯ, СИЛЬНЫЙ, СЛАБЫЙ, ПРИМЕРНЫЙ, ШАЛОВЛИВЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ГРУСТНЫЙ, МУДРЫЙ, ГЛУПЫЙ, ЛЕНИВЫЙ.

ГЛАГОЛЫ:   СИДИТ, СТОИТ, СПИТ, РИСУЕТ, ШИТЬ, ПОРОТЬ, ВАРИТЬ, ГЛАДИТЬ, ЧИНИТЬ, РВАТЬ, ШТОПАЕТ, СТИРАЕТ, УБИРАЕТ, РАЗБРАСЫВАЕТ, РАССКАЗЫВАЕТ, ПЛАЧЕТ, СМЕЕТСЯ, ДРУЖИТ, ССОРИТСЯ, ПОМОГАЕТ, УХАЖИВАЕТ, ВОРЧИТ, ЛЮБИТ, ПЕЛЕНАЕТ, СТРЯПАТЬ, ПОСЕЩАТЬ.

ДЕТИ     ДОЛЖНЫ     УМЕТЬ:

Подбирать признак:

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?), дедушка (какой?)…

Образовывать притяжательные прилагательные:

Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Кофта (чья?) – дочкина, мамина, бабушкина…

Пальто (чьё?) – мамино, папино, бабушкино…

Уметь сравнивать кто старше/младше:

Папа – сын /папа старше, а сын младше/

Папа – дедушка …..

Дядя – внук…

Внучка – бабушка…

Понимать логоко-грамматические конструкции:

Мамина дочка, мама дочки, дочка мамы.

Составлять рассказ о своей семье:

С кем ты живешь?

Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?

Как вы живете?

Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?

Чем вы любите заниматься в выходные дни?

Как проводите праздники?

К кому вы любите ходить в гости? Почему?

Любишь ли ты своих родных? За что?

ВМЕСТЕ     С     РЕБЕНКОМ:

Поговорите с ребенком о своей семье, получите ответы на вопросы:

  • С кем ты живешь?
  • Сколько человек в твоей семье?
  • Назови всех членов семьи.
  • Кто самый младший/старший?
  • Предложите ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию родителей, место работы.
  • Нарисуйте в альбоме картинку «Моя семья» /совместно/.

Почитайте вместе с детьми рассказы, сказки, стихи о семье, о семейных отношениях, взаимоотношениях в семье. Рассказы о вежливости.

Поиграйте в игру «Распределим обязанности». Кто что будет делать, например:

СЫН – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за покупками…

ДОЧЬ – моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать…

ОТЕЦ – зарабатывает деньги, делает ремонт…

МАТЬ – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит…



Предварительный просмотр:

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       З Н А Т Ь

ПРЕДМЕТЫ:   МАШИНА, ТРАНСПОРТ, АВТОБУС, МЕТРО, ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, ПОЕЗД, САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, ВЕРТОЛЕТ, ЛОДКА, ГРУЗОВИК, ВОДИТЕЛЬ, ПИЛОТ, КАПИТАН, ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ГАРАЖ, СТОЯНКА, ОСТАНОВКА, ТРОТУАР, РЕЛЬСЫ, ДОРОГА, РАКЕТА, КОНТРОЛЕР, КОНДУКТОР, ВОКЗАЛ, АЭРОПОРТ, ПОРТ, ПРИСТАНЬ, АЭРОДРОМ, КОЛЕСО, РУЛЬ, ДВЕРЦА, СТЕКЛО, ФАРЫ, КАПОТ, БАГАЖНИК, НАСОС, ШОФЕР, КАТЕР, БИЛЕТ, РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ, РАКЕТА, ЭЛЕКТРИЧКА, САМОСВАЛ, ТАКСИ, ТЕЛЕГА, ВЕЛОСИПЕД, МОТОЦИКЛ, ТРАКТОР, КОМБАЙН, МЕТРО, АВАРИЯ.

ПРИЗНАКИ:   НАЗЕМНЫЙ, ВОДНЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, ГУЖЕВОЙ, БЫСТРЫЙ, СКОРЫЙ, РЕАКТИВНЫЙ, ПАССАЖИРСКИЙ, ЛЕГКОВАЯ, ГРУЗОВАЯ, СКОРАЯ, ПОЖАРНАЯ, УБОРОЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, ГОРОДСКИЕ, ПРОСЁЛОЧНЫЕ ДОРОГИ, ТРАМВАЙНАЯ, ТРОЛЛЕЙБУСНАЯ, АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА, ПОДЗЕМНЫЙ, РЕЧНОЙ, МОРСКОЙ, СНЕГОУБОРОЧНАЯ, МИЛИЦЕЙСКАЯ.

ДЕЙСТВИЯ:   ЕХАТЬ, ПЛЫТЬ, ЛЕТАТЬ, СИГНАЛИТЬ, ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ПОВОРАЧИВАЕТ, ПЕРЕВОЗИТ, СТОИТ, ЧИНИТЬ, РЕМОНТИРОВАТЬ, ЛОМАЕТСЯ, ОТЧАЛИВАТЬ, ВЗЛЕТАТЬ, САДИТСЯ, ТОРМОЗИТЬ, ТРОГАТЬСЯ, ПРОПУСКАТЬ, ВЫРУЛИВАТЬ, БУКСОВАТЬ.

Д Е Т И       Д О Л Ж Н Ы       У М Е Т Ь

НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:

ВОЗИТ МОЛОКО – МОЛКОВОЗ

МЕШАЕТ БЕТОН – БЕТОНОМЕШАЛКА

ВОЗИТ ЦЕМЕНТ – ЦЕМЕНТОВОЗ

ВОЗИТ ВОДУ – ВОДОВОЗ

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:

АВТОБУС – ЕДЕТ, ПЕРЕВОЗИТ ЛЮДЕЙ, ПОВОРАЧИВАЕТ, ТОРМОЗИТ..

КОРАБЛЬ – ПЛЫВЕТ, ОТПЛЫВАЕТ, ПРИЧАЛИВАЕТ…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:

СТАРЫЙ - …

НОВЫЙ - …

ГРУЗОВОЙ - …

БЫСТРОХОДНЫЙ - …

ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:

НАЗВАНИЕ

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ (ЧТО СВЕРХУ, СНИЗУ, СБОКУ, СПЕРЕДИ, СЗАДИ, ВНУТРИ)?

ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА?

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЕТ?

СРАВНИВАТЬ ДВА ВИДА ТРАНСПОРТА:

ЧТО ОБЩЕГО И КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПО ПЛАНУ ОПИСАНИЯ.

В М Е С Т Е       С       Р Е Б Е Н К О М

     РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

     ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ПОНАБЛЮДАТЬ НА УЛИЦЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ РАЗЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА;

     ПОЗНАКОМИТЬ ЕГО С ТАКИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА, КАК НАЗЕМНЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, ВОДНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ;

     ПОБЕСЕДОВАТЬ С НИМ О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ О ПРОФЕССИИ ШОФЕРА;

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

НА РЕЗИНОВОМ ХОДУ

ВСЕ ДОРОГИ ОБОЙДУ.

Я НА СТРОЙКЕ ПРИГОЖУСЬ,

Я РАБОТЫ НЕ БОЮСЯ.

МНЕ ОТКРЫТЫ ВСЕ ПУТИ.

ВАМ СО МНОЙ НЕ ПО ПУТИ?

ЧТО ЗА ЧУДО – СИНИЙ ДОМ!

РЕБЯТИШЕК МНОГО В НЕМ.

НОСИТ ОБУВЬ ИЗ РЕЗИНЫ

И ПИТАЕТСЯ БЕНЗИНОМ.

ПАРОВОЗ БЕЗ КОЛЕС! 

ВОТ ТАК ЧУДО ПАРОВОЗ!

НЕ С УМА ЛИ ОН СОШЕЛ –

ПРЯМО ПО МОРЮ ПОШЕЛ.

ОН В БЕЗБРЕЖНОМ ОКЕАНЕ

ТУЧ КАСАЕТСЯ КРЫЛОМ.

РАЗВЕРНЕТСЯ НАД ЛУГАМИ,

ОТЛИВАЕТ СЕРЕБРОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по оформлению родительского уголка ко дню космонавтики

Многие из наших коллег, готовяськ тому или иному празднику задаются вопросом "Чем  и как оформить уголок для родителей?". Каждый год одно и тоже оформление уголков и папок с консультациями надоед...

Материал по оформлению родительского уголка ко Дню Победы

Здесь я предоставляю статью о "Георгиевской ленте"....

Материал для оформления информационного уголка для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика»

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зав...

материал для оформления уголка "Парикмахерская"

предложенный материал может быть использован для оформления уголка или альбома "Прически для девочек"...

Материал для оформления уголка

Материал для оформления уголка к предметной неделе. Тема недели "Игрушки"...

Материал для оформления уголка природы "Календарь весны"

В данной папке представлены народные приметы, пословицы и поговорки на каждый месяц весны, на каждый день.Источники: http://proeveryday.ru/index.php?id=narodnhttp://komanda-k.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B...