Консультация для родителей "Логопедические игры"
консультация

Гологудина Ольга Васильевна

Данная консультация предназначена для родителей старших дошкольников по организации логопедических игр в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_igry_doc.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Л О Г О П Е Д И Ч Е С К И Е

И Г Р Ы

ПРЕДЛОГИ                                     
Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?
Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».
Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, между, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится.

     

 !  Обратите внимание:   ребёнок должен

не показывать, а объяснять, кто где находится.

«ЧЕГО СКОЛЬКО?"

Многие дети не могут правильно соединить существительное

с числительным и говорят, например: «5 яблока, 2 груш» и т. п.
Считать имеет смысл до пяти, так как в русском языке окончания изменяются обычно при сочетании с числами 1, 2 и 5. Считаем всё (всех), что (кто) поддаётся счёту.
Когда ребёнок будет безошибочно соединять существительные с числительными, добавьте прилагательные: 1 красное яблоко, 2 красных яблока, 5 красных яблок и т.
                                             

                                       


«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Далеко не каждый ребёнок легко подберёт «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно прежде всего для сравнения, т. е. развития мышления.

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи:

Существительные: смех — ..., лето — ..., день — ..., добро— ... , и т. п.
Глаголы: пришёл — ..., нырнул — ..., влетел — ... , потерял— ... ,и т. п.
Прилагательные: широкий — ..., маленький — ..., богатый — ... , холодный— ... , и т. п.
Наречия: далеко — ..., высоко — ..., глубоко — ... , весело— ... , и т. п.

                                   

  «ОБЩИЕ СЛОВА»     

 Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:

Назови: фрукты..., рыб..., мебель..., птиц...

Назови одним словом: туфли, ботинки, сапоги - это (обувь)

 молоток, пила, топор — это (инструменты)   , сосна, берёза, клён - это (деревья)

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»     

Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.
Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт...); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает...); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).

«ОДИН – МНОГО»

    В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.
стол — столы, стул — стулья, пень — пни, дом — дома.

«СЛОВО НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК»   

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.
Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас...).

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»   


Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений:
«Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»   


Назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Ребёнок не только должен сказать, что лишнее, но и обязательно объяснить,  почему.

В таких случаях наводящими вопросами подтолкните ребёнка к пониманию сути — признаков, по которым нужно объединять. Например:
автобус - остановка - троллейбус;
сосна — ёлка — шишка;
ваза — роза — нарцисс;
карандаш - бумага - фломастер;
суп — тарелка — ложка;
мама — соседка — папа;
яблоко - яйцо - груша.

                                   

  «ПРИДУМАЙ СЛОВЕЧКО!

Придумать слова, относящиеся ко времени года

 (зима — снег, мороз, лёд, стужа, метель, изморозь...; осень — листопад, лужи, грязь, урожай, линька, заготовки... и т.д.).
Затем с этими словами можно придумывать предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.

Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....

Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"

Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....