«Культурный досуг ребенка дома на основе народного творчества»
методическая разработка

Туманова Татьяна Николаевна

Семья во все времена традиционно является  основным  институтом воспитания. В течении всей взрослой жизни ребёнок сохраняет приобретённые в своей семье знания.

В данное время больше хочется знать о русской культуре, как жили наши предки, во что одевались, какие и как  отмечали праздники, какие соблюдали традиции и обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_sayt.docx413.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурный досуг  ребенка дома  на основе народного творчества»

Воспитатели : Труфанова Т.В.

Туманова Т.Н.

Группа №102 «Фантазёры»

 Семья во все времена традиционно является  основным  институтом воспитания. В течении всей взрослой жизни ребёнок сохраняет приобретённые в своей семье знания.

В данное время больше хочется знать о русской культуре, как жили наши предки, во что одевались, какие и как  отмечали праздники, какие соблюдали традиции и обычаи.

Вызвать интерес к народной культуре детей -  требует высочайшего мастерства и как показывает опыт, только в совместной работе педагогов и родителей заметен результат и основной задачей здесь является приобщение ребят к важной части духовной культуры русского народа.

Как можно разнообразить культурный досуг детей дома с приобщением к русскому народному творчеству.

Для развития у ребёнка  мелкой моторики пальцев , художественного вкуса  отличным помощником станут различные образцы декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково…)

https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-b/6008088995.jpg https://www.lavka-podarkov.ru/upload/iblock/a08/Image00002_medium.jpg https://sivka-burka.com/upload/iblock/14a/14a4f94b8b922dfdf6d3b89256af8192.jpg https://cdn2.static1-sima-land.com/items/1208185/2/700-nw.jpg

Обратив внимание на  филимоновскую игрушку можно выделить несколько  видов детской деятельности:

  1. Знакомство с мастерами Филимоново через чтение стихов и рассказов. Рассматривание филимоновских игрушек.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f47/0019501e-f6e6180f/hello_html_ece84f7.jpg

  1. Игры со свистульками.
  2. Аппликация, ручной труд,  лепка игрушек (петушок, курочка, собачка…)
  3. Рисование небольших элементов или фируг филимоновской росписи с  соблюдением основных цветов. https://srisovki.com/wp-content/uploads/2020/10/img546.jpg
  4. Роспись объёмных игрушек и плоскостных силуэтов. https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/w/WlHUjNKBd5n9PYRVh730GCauSTxsoirOZLJ62I/slide-10.jpg

По такой же аналогии проводится знакомство с другими видами росписи. Для закрепления представлений детей обязательно  проводим следующие игры: «Опиши игрушку», «Третий лишний», «Найди сходство и отличие».

Важно для развития коммуникативно-речевых навыков применять малые фольклорные формы: загадки ,поговорки, прибаутки ,потешки,  скороговорки, пословицы, чистоговорки. Благодаря тому, что ребёнок довольно легко заучивает тексты, включающие в свой состав  звукосочетаниями разной степени сложности (чистоговорки, скороговорки), у него улучшается дикция, вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, , формируется фонетическое восприятие, которое имеет большое значение значение для успешного овладения грамотой.

Поговорки, пословицы, необходимо использовать в конкретной ситуации, важно показать детям иносказательность, предложить подобрать под пословицу ситуацию. Например: 

1.Аппетит приходит во время еды.
Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.

2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Во время знакомства с загадками , следует вначале  рассмотреть предмет, животное, явление (дверь, ветер, белка…). Выделить их признаки (какой? какая?),  действия (что делает? чем питается?), сходство с другими предметами (на что похож? кого напоминает?).

1.Никого не обижает, а её все толкают (дверь)

2.Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)

3.Не мышь, не птица, в лесу резвится,на деревьях живёт и орешки грызёт (белка)

В возрасте  4 - 6 лет появляется потребность в знакомстве и знании о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в детском собственном опыте. Источник, благодаря которому дети черпают знания и представления о разных сферах деятельности это русские народные сказки . Обязательно читаем своим детям сказки и желательно побуждать их пересказывать сказки, придумывать новый конец или ход повествования,  лепить и рисовать  наиболее понравившихся героев. Отличный помощник здесь игра «Угадай сказку», взрослый показывает картинку из сказки (младший возраст) https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/05/geroi_skazki_kolobok_kartinki_4.jpg, зачитывает фразу или абзац  из сказки (старший возраст), http://jpuzz.ru/public/16308/4425629373.jpg ребёнок отгадывает.

Народные игры широко используются для развития  двигательной активности .Они включают в единое действие  детей и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку, расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Здесь при выборе мы обязательно учитываем место проведения, возраст участников и их количество.

Свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ в таких играх как «Лиса и зайчики», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Совушка»

«Пятнашки», «Гуси и волк», «Стой, иди, на месте замри» создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в старшем возрасте.

Певческие навыки и чувства ритма развиваем через прослушивание русских народных песен, отбивание ритма на шумовых народных инструментах (бубен,ложки, трещотка и другие). https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a7b/000c7a12-0a0d61d1/img20.jpg

В заключении хочется отметить, что при организации досуга детей дома на основе народного творчества можно применять разные виды детской деятельности:

  • Декоративно-прикладное творчество (лепка, аппликация, роспись, вышивка, плетение, резьба по дереву).
  • Устное народное творчество (чтение, пересказ сказок; заучивание потешек; составление загадок; проведение русских народных игр).
  • Музыкальное творчество (пение народных песен, игра на музыкальных инструментах).

Но обязательно мы придерживаемся важного правила - не заставлять ребёнка, а заинтересовывать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Технология развивающего обучения и воспитания на основе народного творчества».

«Приобщайте детей к истокам русской народной культуры. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В...

Консультация для родителей "Организация досуга детей на основе народного творчества"

Предложены советы для родителей детей дошкольного возраста по использованию элементов народного творчества в совместной деятельности дома....

«Культурные практики как основы самостоятельности творчества дошкольников»

Сезоное дерево. Формирование представлений у детей о природных объектах....

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о культурных традициях посредством русского народного творчества.

Теоритическая значимость представлены теоретическое обоснование условия формирования о   культурных традициях посредством русского народного творчества детей старшего дошкольного возраста в ...

«Организация досуга ребенка на основе народного творчества»

Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народное творчество, которое включает в себя и фольклор (песни, танцы, игры), и декоративно–прикладно...

Консультация для родителей «Организация досуга ребенка на основе народного творчества».

Рекомендации родителям для развития речи у детей 4-5 лет на основе народного творчества....

Консультация для родителей «Организация досуга ребенка на основе народного творчества»

Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народное творчество, которое включает в себя и фольклор (песни, танцы, игры), и декоративно–прикладно...