Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка в детским саду
консультация (младшая группа)

Кутинская Екатерина Сергеевна

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт общения в коллективе.

Попадая в незнакомую обстановку, ребенок попадает в состояние сильнейшего стресса. Но не стоит думать, что процесс адаптации затрагивает только ребенка.

В этот процесс вовлечены все стороны образовательного процесса: ребенок, его родители, педагоги. И каждый из них должен пройти адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx597.49 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД

АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт общения в коллективе.

Попадая в незнакомую обстановку, ребенок попадает в состояние сильнейшего стресса. Но не стоит думать, что процесс адаптации затрагивает только ребенка.

В этот процесс вовлечены все стороны образовательного процесса: ребенок, его родители, педагоги. И каждый из них должен пройти адаптацию.

Ребенок, впервые пришедший в детский сад, сталкивается с серьезными изменениями в привычном укладе жизни:

  • Четкий режим дня
  • Отсутствие в течение дня рядом близких
  • Вынужденный продолжительный контакт со сверстниками
  • Необходимость слушаться и подчиняться совершенно незнакомому взрослому человеку
  • Недостаток личного внимания именно к нему
  • Особенности новой окружающей предметно-пространственной среды

Адаптация ребенка к детскому саду чаще всего сопровождается такими явлениями как:

  • Регресс навыков (ребенок начинает временно «забывать» как ходить на горшок, самостоятельно кушать, держать ложку…)
  • Ухудшение аппетита и сна
  • Ребенок выглядит вялым, заторможенным
  • Частые капризы и истерики по любому поводу

Родители так же проходят процесс адаптации, только у взрослых он начинается еще до того как их ребенок переступит порог дошкольного учреждения. Проявляется это, как правило, в следующих моментах:

  • Память поднимает на поверхность моменты собственного опыта посещения детского сада (обычно отрицательные)
  • Начинается «накручивание себя» (разговоры с другими родителями в парке, песочнице сводятся к вопросам: «А вы ходите в детский сад?», « И как там?», «Воспитатели хорошие?»)
  • Родители начинают уделять повышенное внимание к привычкам и навыкам ребенка.

Родители, ребенок которых только начал ходить в детский сад, отличаются:

  • Повышенной тревожностью
  • Обостренным чувством жалости к своему ребенку и к себе
  • Многословностью ( задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня)

СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ:

Легкая адаптация- ребенок свободно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять сам себя, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечания и одобрения, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Средняя тяжесть адаптации - ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения.

Тяжелая адаптация - контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечания или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Очень тяжелая адаптация – с ребенком не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.

ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД:

1.Сидеть в раздевалке, пока ребенок находится в группе.

2.Уходить тайком, не попрощавшись с ребенком.

3.Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.

4.Оставлять ребенка на целый день после долгого перерыва.

5.Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.

6.Обманывать ребенка: говорить, что скоро заберете его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.

7.Приводить больного ребенка в детский сад.

8. «Подкупать» ребенка сладостями или игрушками за его пребывание в саду.

КАК ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД:

1.Создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), соответствующий режиму детского сада.

2.Первое время не следует оставлять малыша более чем на два часа в детском саду. Время пребывания нужно увеличивать постепенно, примерно в течение двух, трех недель.

3.Каждый день после детского сада уделяйте ребенку достаточное количество времени. Разговаривайте с ним, спрашивайте, как прошел день. Делайте усиленный акцент на положительные моменты.

4.Укладывайте спать ребенка пораньше, побудьте с ним подольше перед сном.

5.В выходные дни придерживайтесь режима дня так же как и в будние дни.

6.По дороге в детский сад настраивайте ребенка на то, как хорошо ему будет сегодня там, в какие интересные игры он там будет играть и т.д.

7.Заранее подготовьте ребенка к мысли, что в детский сад нужно будет ходить каждый день пока мама с папой на работе.

8.Следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и переживания ОБЯЗАТЕЛЬНО передадутся ребенку. Запомните золотое правило: «Спокойна мама, спокоен малыш».

Дорогие мамы  и папы: залогом успешной адаптации ребенка в детском саду является правильная подготовка малыша, психологическая готовность родителей, семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому садуАдаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмо...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Что такое адоптация. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду,изменения поведения ребенка вов ремя адоптации,что должны знать родители....

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:Привести домашний режим в с...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.Поэтому нужно подготовить ребенка к ДОУ....

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:...

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное сос...