«Математические игры для развития логического мышления у детей»
консультация (старшая группа)
Интеллектуальное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Так как же научить маленького ребенка думать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад №1
Северина Е.Л.
«Математические игры для развития логического мышления у детей»
Интеллектуальное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Так как же научить маленького ребенка думать?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика
вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого без использования занимательных игр, задач, развлечений. Удовлетворить естественные потребности в познании и изучении окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную, поможет, если использовать логико-математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.
В игре дети должны научиться соблюдать правила, стремиться выиграть, получить положительный результат. Этот стиль поведения ребенка в игре очень значим для формирования личности.
Игры для развития логического мышления:
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы – грузовик.
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни – дерево.
Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее», - шкаф, кастрюля, кресло, диван и т.д.
Игра «Один – много»
Сорока – сороки, берёза – берёзы, машина – машины и т.д.
Игра «Назови ласково»
Синица – синичка, кошка – кошечка и т.д.
Игра «Какой? Какая?»
Подобрать как можно больше признаков к предмету (согласование прилагательных с существительными).
Лиса (какая?) ……, белка (какая?) и т.д.
Игра «Весёлый счёт»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья. Листья, лужи и т.д.) Давай их посчитаем.
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предмет.
Например, слово идёт, ребёнок подбирает: девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит….
Игра «Что для чего»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
Хлеб – в хлебнице и т.д.
Игра «Вместе веселей»
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюёт – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Шумит, дует – что?
Игра «Подружки слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолёт, пыль сосёт – пылесос….
Игра «Всё сделал»
(образование глаголов совершенного вида)
Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала).
Мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался…
Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»
Ребёнок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
Игра «Исправь предложение»
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребёнок исправляет.
- Жук нашёл Сашу. (Саша нашёл жука)
- Пол бежит по кошке. (Кошка бежит по полу) и т.д.
Игра «Цветы на клумбах»
Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»
Логические задачи.
Предложить детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах)
5) Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
6) Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
7) Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
8) Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
9) Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
10) Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае можно помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дидактические универсальные игры математического содержания в развитии логического мышления у детей"
Цели, задачи, результаты, а также практический материал для работы....
Консультация для родителей « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».
Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ...
Консультация для родителей: « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».
Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составнаячасть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни р...
Математические игры для развития логического мышления у детей
Интеллектуальное развитие дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В...
Консультация для родителей: « Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».
Советы родителям в какие логико математические игры играть с детьми дома....
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...
Логико-математические игры для развития логического мышления у детей
логико- математические игры для развития логического мышления у детей...