Памятка для родителей. Игры дома для развития сенсомоторики
занимательные факты

Абрамова Альбина Ивановна

1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

2.Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3 Игры с прищепками. С помощью разноцветных прищепок и заготовок из плотного картона можно сделать разные фигуры: ежик, солнышко, елка и т.д.

4. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

5.Игра "Разноцветные снежинки". Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый просит детей раскрасить снежинки.

6."Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

7.Игры - шнуровки

В играх с шнурованием  развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

8."Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

9. Графические диктанты на листочках в клеточку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotorika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С «ЖИВОЙ БУМАГОЙ» Абрамова Альбина Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 118", г. Чебоксары Чувашской Республики

Быть воспитателем - значит окружить по - матерински лаской, нежностью, заботой и вниманием сразу более 30 малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Быть воспитателем - значит иметь терпение, сострадание, быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложные взаимоотношения между детьми и их родителями. Я уверена, что каждый ребёнок уникален: в нём живёт и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и пытливый наблюдатель. Думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что мне они доверяют. Самым любимым занятием детей моей группы являются опыты и эксперименты. В «Центре экспериментирования» находится разнообразный материал: лупы, зеркальца, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), контейнеры (где малыши ищут заблудившихся зверюшек), бросовый материал (шнурочки, ленточки, прищепки, перышки, пробки, липучки, пуговички, семена, зёрнышки), микроскоп «Ева» и многое другое. Здесь же размещены дидактические игры, лего -конструктор, настольный театр, игрушки-шумелки, музыкальные диски, диски со звуками природных явлений, птиц, детскими песенками, нетрадиционный изобразительный материал, бумага разной фактуры и т.д. Согласно ФГОС ДО всё игровое оборудование для разных видов детской деятельности расположено в доступном для детей месте в легко трансформируемых контейнерах и на трансформируемой мебели. Особое внимание уделяю формированию сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста и рассматриваю его как основу умственного развития ребёнка, так как считаю, что все другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и т. д.) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов. Актуальность моей работы по данной теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторных умений и навыков детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, интеллектуальных способностей. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными. В группе веду планомерную систематическую работу во всех блоках педагогического процесса: • В организованной образовательной деятельности  дети осваивают новые знания, умения и навыки; • в совместной деятельности закрепляем полученные знания, умения и навыки; • в самостоятельной деятельности дошкольники самостоятельно применяют полученные знания, умения и навыки в игре. Так как одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики, использую разнообразные пальчиковые игры, развивающие игры Никитиных, З. А. Михайловой, Монтессори материалы. Особое внимание уделяю работе с «живой бумагой», реализуя долгосрочный творческий проект «Волшебная бумага», разработанный мной. Проект позволяет детям не только познать многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы на основе ассоциаций. Бумага - очень легкодоступный и безопасный материал для детского творчества. Любая работа с ней - вырезание, складывание или плетение - увлекательна и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить индивидуальность, воплотить свой замысел, ощутить восторг от собственного творения. На начальном этапе детей знакомлю со свойствами бумаги (мягкая, жёсткая, различная по толщине и прочности, матовая, блестящая, гладкая, шершавая, разная по окраске). Проводим различные эксперименты с бумагой разной фактуры: какая из них легче рвётся, мнётся, почему жители «Бумажной страны» боятся воды, дождика и т.д. С бумагой можно действовать по-разному: мять, рвать, резать, клеить и т.д. Но, в то же время, обратить внимание детей на необходимость бережливого использования бумаги. На втором этапе выработала технику скручивания бумаги жгутиками (прямыми движениями между ладонями) и комочками (круговыми движениями между ладонями). Из мягкой цветной бумаги (салфеток, гофрированной бумаги) путём сминания делаем разные по величине шарики и придумываем различные игрушки, поделки: мячик, божья коровка, гусеница, зайчик, грибочек, цыплёнок, снеговичок, матрёшка и т. п. Аппликации, выполненные в этом стиле, получаются объемными и оригинальными. Выполняя эту работу с детьми, закрепляем также цвет, размер, ориентировку. На третьем этапе поставила цель развития художественного восприятия. Дети учатся воплощать в работах свои впечатления. Создавая аппликации в технике «торцевание» (аппликации из маленьких квадратиков гофрированной бумаги), дети учатся создавать композицию, подбирать оттенки цветов. Дети с удовольствием делают различные поделки и игрушки из разноцветных полосок. В ходе работы с бумажными полосками дети учатся складывать полоски пополам, гармошкой. Затем переходим к более сложной технике работы с бумагой - оригами. Изготовление красочных поделок в технике оригами очень полезное и увлекательное занятие для дошкольников. Практически всю работу ребенок выполняет сам при минимальной помощи взрослого. Ребенок восторгается от того, что сделанная собственноручно игрушка действует: вертушка вертится на ветру, лягушка ловко скачет, кораблик плывет в ручейке… Сложенные фигурки раскрашиваем, украшаем, оживляем разными средствами, чтобы каждая работа была неповторимой. Детям нравится оживлять фигурки, нарисовав глаза, рот и нос. Важно отметить, что действия детей, оречевлённые в процессе работы, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Складывая оригами, мы играем, изучаем русские и чувашские обряды, поём, сочиняем рассказы, стихи-рифмовки, шутки-прибаутки, знакомимся с русским и чувашским фольклором. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения дошкольников, их фантазии, художественного вкуса, аккуратности. Особенно привлекает детей возможность создать такие поделки, которые используются в играх, инсценировках, оформлять ими уголки и участки детского сада. Дошкольники с удовольствием готовят поделки на дни рождения, к празднику своим родителям, друзьям, родственникам, участвуют на творческих выставках, проводимых в детском саду и на городском уровне, занимают призовые места. Чтобы успешнее шёл процесс формирования сенсорной культуры дошкольников, мы проводили большую работу с родителями воспитанников. Организовали специальный курс и практическое занятие по созданию и использованию развивающих, пальчиковых игр, создали картотеку опытов и экспериментов, познакомили с играми с предметами домашнего обихода и учили методам применения их в домашних условиях. Проведённая презентация развивающих игр помогла нам не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность.

 Литература:

1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.

 2. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.

3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с.

4. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика- Синтез, 2009 – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении....

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма дошкольника, а потому всегда желанна....

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

      Чем заняться во время карантина? Дети, лишенные уличных прогулок и спортивных занятий, начинают выплескивать нерастраченные силы дома. Поэтому постарайтесь н...

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это...

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры»

Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством...

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры

Памятка для родителей «Играйте дома с ребенком в подвижные игры...