Возрастные особенности детей 5-6 лет
материал (старшая группа)

Арсланова Ольга Валерьевна
Ребенок 5-6 лет стремится познавать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastye_osobennosti_detey_5-6_let.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

       В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

     В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

    Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

   Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

   Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

  Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

 Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

  Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

На указанном этапе жизни малыши способны запоминать 6-8 слов из любых предложений, произнесенных взрослым, а также перечислять по памяти предметы, расставленные в комнате (уточняя местонахождение каждого из них).

  В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

  Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

  Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

  Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

  Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

  К указанному периоду жизни ребёнок активно использует словарный запас, состоящий примерно из 3-3,5 тысяч слов. При этом, применяя те или иные речевые обороты, ребенок может и не знать их значения, пользуясь ими в ситуациях по примеру своих родителей. Развитию лексического багажа поспособствует регулярное общение с ребенком с использованием грамотной и логически связанной речи. Не избегайте возможности объяснить своему малышу, что означает то или иное слово, выражение, термин. Опять же, если родители будут стараться расширить кругозор малыша, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить речь, мышление и логику.

  Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

  Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

  Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, полные имена родителей, близких родственников и их профессии.

  В шестилетнем возрасте дети могут описывать сюжетные события – к примеру, пересказывать фильмы и сказки, или же в деталях рассказывать об увиденном на прогулке. Надо заметить, что шестилетки легко усваивают сведения, идущие с ТВ-экранов, поэтому советуем родителям приложить определенные усилия к тому, чтобы их чадо получало как можно меньше бессмысленной и негативной информации.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

  При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными.

  В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

 Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов.

  Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

  Рассказывая о том, что должен уметь и знать ребенок в 5-6 лет, психологи и педагоги настоятельно рекомендуют не забывать, что приведенные сведения являются результатами практических наблюдений, и незначительное отставание (равно, как и опережение) ребенка в сфере тех или иных знаний и умений не является отклонением от нормы. Более того, родители ни в коем случае не должны радикально менять режим дня ребёнка (и тем более, ругать его!), заставляя чадо наверстывать то, что знают и умеют его сверстники. Весь процесс устранения тех или иных пробелов должен происходить в игровой форме, ведь, играя, ребенок легче запомнит необходимую информацию, не испытывая при этом нервозности и стресса.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Перечень знаний и умений ребенка 5-го года жизни.

 Представления о сeбе, семье:

 Название частей тела, лица, пальцев.

 Кто ты в своей семье? (Сын, дочь, ребенок, мальчик, девочка, внук, внучка, брат, сестра.)

 Сколько тебе лет?   Сколько человек в вашей семье? Назови имена членов семьи.

 Когда ты родился? (Время года, месяц...)   Кем работает мама, папа?

 Где ты живешь? (Адрес: город, улица, дом, квартира... В какой стране ты живешь? Главный город — столица?)

Представления об окружающих предметах

 Что это? Кто это?

 Узнать предмет по предложенной характеристике, например: то, из чего поливают цветы (лейка).

 Назвать части заданного предмета, например: у стула есть ножки, спинка, сиденье.

 Назвать детенышей, жилища животных, птиц.

 Знать названия деревьев, цветов, кустарников и т. д.

 Знать отличия диких животных от домашних, растений — диких от культурных.

Словесно-логическое мышление

Классификация предметов

 Назвать обобщающее слово для ряда предметов, например: рубашка, куртка, юбка — одежда.

 Назвать один или несколько предметов, относящихся к предложенной группе, например: овощи — капуста, помидор.

 Выделить лишний из названных предметов, не относящийся к данной группе, например: платье, туфли, носки, кофта.

Сравнение: умение найти главное отличие или сходство

 Чем отличается человек от куклы, самолет от птицы, круг от квадрата, ручей от лужи, дерево от куста, хвойное дерево от лиственного.  Чем похожи яблоко, помидор, мяч.

Умение определять причинно-следственные связи

 Подумай и догадайся: почему тает снег, почему качаются деревья?

 Сколько зайцев прячется за кустами, если видны четыре уха?

Временные представления

 Чередование частей суток: утро, день, вечер, ночь.  Последовательность: вчера, сегодня, завтра.   Смена времен года: весна, лето, осень, зима.   Последовательность дней недели: от понедельника до воскресенья.

Математические представления

 Количественный и порядковый счет в пределах 10 (от любого числа).

 Знание цифр от 0 до 9.

 Уравнивание неравных групп предметов (сколько нужно прибавить, отнять, чтобы было поровну).

 Знание геометрических форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

 Группировка предметов по форме.

 Умение составлять и решать задачи в пределах 10 (на наглядной основе на сложение и вычитание).

Представления величины и пространства

 Умение измерять, сравнивать длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки.

 Делить круг, квадрат на 2,4 равные части.

 Раскладывать предметы в возрастающей или убывающей последовательности (матрешки, детали пирамидки).

 Разбираться в понятиях: большой, меньше, еще меньше (и в обратном порядке), широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

 Ориентироваться в пространстве: вперед, назад, вправо, влево, близко, далеко, низко, высоко, между, за, перед, в, над, под, на.

Беседы обо всем

 Твои любимые игры, занятия?     Как послать письмо в другой город?

 Правила пешеходов — как надо переходить улицу?   Какую работу выполняешь дома, в детском саду?

 Расскажи о продуктах питания: их покупка, правила приготовления блюд (мыть, чистить, крошить, варить, тушить, жарить, запекать) на основе личного опыта, наблюдений.

 Как можно улучшить человеку настроение?

 Какие профессии бывают в театре? (Актер, костюмер, декоратор, режиссер.)

 Что такое музей?     Какая бывает погода?

Определите список тем и направлений, согласно возрасту вашего ребенка, чем вы будете заниматься в ближайшее время.  

Напишите план. Позже делайте в нем пометки о пройденных темах.

Подготовьте материал по выбранной теме. Это необязательно могут быть дорогостоящие наборы. Очень многое можно сделать самим. Еще лучше с ребенком (собрать для счета шишки или каштаны, вырезать из бумаги листья деревьев  и т.д.).

Используйте любую бытовую ситуацию для закрепления пройденного - на прогулке (например, посчитать машины или птичек), по дороге в детский сад (например, лево, право), в магазине (например, верхняя. нижняя полки) и т.д..

Превратите любой знакомый процесс (для вас!) в увлекательное наблюдение, научный опыт (для ребёнка!).

Давайте конкретные задания. Исключите такие просьбы как: "Порисуй что-нибудь", "Займись чем-нибудь".

Даже если ребенок плохо справился с заданием, обязательно найдите за что похвалить. Исключите критику.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Если не уверены в ответе, можно вместе его поискать.

Старайтесь как можно чаще сами задавать ребенку уточняющие вопросы, интересуйтесь его мнением.

Ограничьте просмотр телепередач и компьютерные игры, до 30 минут в день!!!

Развитие ребенка в 4- 5 лет - предполагает овладение следующими

 знаниями, умениями и навыками:

 1.Знания и представления о себе и окружающем мире.  Знания о себе, семье и близких: ФИО себя, родителей, братья, сестры, д. адрес, профессии. Страна, столица.Времена года, изменения в природе, сезонные изменения в животном мире. Животные и их детеныши. Антонимы. Цветы, грибы, птицы, деревья.

2. Пространственные и временные представления.   Ориентировка на себе, плоскости и пространстве (верху и внизу, спереди – сзади, справа – слева) пространственное расположение по образцу, ориентировка в пространстве при помощи предлогов: в, за, над, перед. Дни недели, части суток, очередность времен года.

3. Особенности мыслительной деятельности.  Разрезные картинки 4 части, классификация, сравнение по внешним и качественным признакам, 4 лишний, понимание лексико – грамматических конструкций. Загадки.

4. Понимание содержания картин (связная речь).  Понимание смысла сюжетной картинки Девочка моет куклу, утро мальчика). Определение причинно – следственных связей по серии картин, составление рассказа по картине или из опыта 4-5 предложений.

5. Исследование способности чтению.  Чтение слогов (есть ли готовность к слиянию, есть ли правильное слияние). Чтение медленное по слоговое, чтение словами, чтение текста (способ чтения). Понимание прочитанного (педагогом).

6. Состояние навыков письма и правописания (общая и мелкая моторика).  Умение держать карандаш, нажим. Ориентировка в тетради, выделение строки по длине, обведение одной клетки. Написание печатных букв (А, П, М), геометрических фигур по опорным точкам. Рисование (дом, дерево, человек), работа с ножницами, аппликация. Работа с пирамидкой, палочками.

7. Установка знаний по математике (сенсорика).  Знание основных цветов + голубой, розовый, коричневый, оранжевый. Пирамидка 7 – 10 частей. Доска «Сегена» ( 6 форм - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, четырехугольник. Сериация по величине 7-10 предметов. Включение в ряд (матрешка). Порядковый счет до 10. Сосчитать предметы и назвать итоговое число до 6-7. Счетные операции в пределах 5.Действия с палочками ( возьми 3 из 5, от 3 - 1 палочку. Сколько осталось. Решить задачу в 1 действие (наглядный материал – до 5). Решить устную задачу: В коробке лежало 4 карандаша. Один из них красный, остальные синие. Сколько было синих карандашей. Состав числа до 5. Соседи чисел до 5. Соотнесение числа и количества до 5. Устный счет с наглядной основой до 5. Примеры на +1 и -1 на словесном уровне. Понимание значений «больше», «меньше», «поровну» (сравнение с разницей 1-2 предмета.

8. Конструктивно – практическая деятельность.  Конструирование по образцу – схеме 6-8 деталей, по памяти (лесенка).

9. Обучаемость и способы выполнения заданий. Умение осуществлять перенос на похожие задания. Самостоятельное выполнение заданий или нужна направляющая помощь. Понимание инструкций.

10. Особенности внимания и памяти.  Запоминание 5-6 предметов, слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...