Консультация для родителей и педагогов. "Как развить внимание у детей. Виды внимания"
консультация

Лунева Александра Борисовна

Консультация для родителей и педагогов "Как развить внимание у детей. Виды внимания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_vnimanie_u_rebyonka.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить внимание у ребёнка: виды внимания

Умение концентрировать внимание на объекте изучения — одно из важнейших условий успешного обучения, в том числе раннего развития дошкольника в домашних условиях или в ДОУ.

Но чтобы делать это грамотно и эффективно, важно понимать, что такое внимание и как оно устроено.

Внимание: разберёмся с понятиями

Внимание — это сосредоточение сознания на определённом объекте, позволяющее отражать этот объект избирательно и ясно.

Основоположник русской научной педагогики К. Д. Ушинский справедливо полагал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что входит в душу человека из внешнего мира». Ведь действительно: внимание, словно система фильтров, отсеивает всё, что по каким-либо критериям воспринимается личностью как неважное, второстепенное, лишнее. И напротив, то, что воспринимается как значимое, интересное и/или нужное, внимание выделяет и старается усвоить, подключая уже другие психические процессы (воображение, речь, мышление). Само по себе внимание самостоятельным психическим процессом не является. Это своего рода катализатор, активирующий сознание и направляющий его на тот или иной объект.

Классифицировать внимание можно разными способами.

В зависимости от вектора сосредоточенности сознания определяют:

Внимание внешнее — сосредоточение на явлениях и объектах окружающего мира;

Внимание внутреннее — концентрация на своих эмоциях, чувствах и мыслях.

По уровню волевой регуляции выделяют три вида внимания:

  • Непроизвольное
  • Произвольное
  • послепроизвольное

Для обучаемости, интеллектуального развития важно работать над «включением» внимания волевым усилием. Чтобы помочь ребёнку стать внимательным, необходимо разобраться, что происходит при активации определённого вида внимания, в чём сходства и отличия разных видов, в чём их достоинства и слабые места.

Непроизвольное внимание

Громкий звук, яркий свет, необычная картина, новый человек в привычном окружении — привлечь внимание ребёнка уже с рождения несложно. Достаточно предъявить ему раздражитель, выделяющийся из фонового потока. Так включается самый простой, пассивный вид внимания — произвольный. Ребёнок не делает сознательных усилий, не направляет свою волю на предъявляемый объект. Тот привлекает его внимание сам по себе. Но это важный этап тренировки внимания у детей первого года жизни.

Разговаривая с младенцем и напевая ему колыбельные, играя с ним яркими красивыми погремушками и вкладывая ему в ручки различные на ощупь предметы, мы привлекаем непроизвольное детские внимание, тренируем и укрепляем способность мозга концентрироваться на раздражителях различного вида: слуховых, зрительных, тактильных.

Произвольное внимание

Для описания произвольного внимания важно выделить его основные характеристики:

  • волевое
  • активное
  • преднамеренное

Т. е. в этом процессе ведущую партию исполняет воля человека. Только способность концентрировать внимание на заданном объекте (будь то рассказ взрослого, дидактический материал и пр.) позволяет говорить о внимательности. Чтобы невнимательный ребёнок стал внимательным, нужно развивать его умение активизировать произвольное внимание. И именно этот вид внимания мы подразумеваем всякий раз, когда говорим о том, как развить внимание у ребёнка.

Развитое произвольное внимание позволяет сосредоточиться на определённом занятии, даже если занятие это не вызывает личной заинтересованности. Чем младше ребёнок, тем меньше развито его произвольное внимание, тем сложнее выстраивать занятия, ориентируясь исключительно на их полезность. И только делая ПОЛЕЗНЫЕ развивающие занятия ИНТЕРЕСНЫМИ для конкретного малыша, мы работаем с его непроизвольным вниманием, через которое развиваем умственные способности и, в том числе, умение управлять своим вниманием уже сознательно, произвольно.

Произвольному вниманию способствуют следующие факторы:

  • осознание важности выполняемых действий (внутренняя или внешняя мотивация);
  • выполнение привычного порядка действий в привычное для него время (другими словами — режим);
  • благоприятные условия (располагающая атмосфера, подходящее психическое состояние).

Послепроизвольное внимание

Уже из названия понятно, что этот вид внимания включается следом за произвольным, после него. Очень важно выстраивать любую систему обучения таким образом, чтобы задействовать послепроизвольное внимание. Именно на этом этапе психической работы человека объект изучения становится действительно интересным, хотя изначально требовались определённые усилия, чтобы сосредоточить на нём своё внимание.

Наверняка большинство родителей знают, как это происходит даже с самыми маленькими детьми в возрасте 1–3 лет.

Вы предлагаете вместо озорных активных игр почитать книжку. Ребёнок сперва отказывается, продолжает шалить, убегает от вас. Но если вы начинаете читать увлечённо, наделять реплики персонажей живыми эмоциями, умело играть собственным голосом, подключая актёрское мастерство, малыш постепенно успокаивается, забирается к вам на колени и слушает вас внимательно-внимательно.

Вы решили поработать над силой маленьких пальчиков. Подобрали раскраску по возрасту и вложили в ручку ребёнка карандаш. А кроха не желает попадать в контур, размашисто осыпает лист крупными штрихами и заливисто хохочет. Но стоит взять такую же раскраску себе, сесть рядом и самому с удовольствием начать превращать обезличенный контур в нечто яркое и красивое, как малыш проявит интерес и попытается повторять ваши действия.

Подобные примеры в каждой семье могут быть свои. Зависит от семейного уклада, устоявшихся привычек и психических особенностей ребёнка. Главное усвоить: даже та работа, которая вначале не вызывает у ребёнка интереса или требует от него волевых усилий, при грамотном подходе взрослого может превратиться в занятие не только полезное, но и увлекательное. И только такое развивающее занятие — полезное и увлекательное — достигнет своей цели и поможет ребёнку стать внимательнее, умнее и успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов "Игры для развития речи детей" (2 младшая группа)

В данной консультации представлена подборка дидактических игр для развития воспрития мелодики и  развития вопросительного речевого темпа речи дошкольников....

Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе".

Консультация для родителей и педагогов "Словесные игры для подготовки детей к школе", не требующих большой подготовки и временных затрат....

Консультация для родителей и педагогов "Значение мелкой моторики для детей дошкольного возраста"

Эта информация очень поможет родителям и воспитпателям в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей и педагогов "Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста."

Консультация для родителей и педагогов "Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста."...

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Аннотация: Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась...

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игры для развития процессов внимания и памяти"....