«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
консультация (старшая группа)

Филягина Александра Николаевна

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник это — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskih_proizvedeniy.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Слайд 2

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник это — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.

Слайд 3

Младший возраст Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие.

Слайд 4

Младший возраст Одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение. Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница» , прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака .

Слайд 5

Средний возраст В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской . После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу.

Слайд 6

Средний возраст Не маловажное произведение, направленное на усвоение дошкольниками правил пожарной безопасности - «Жил на свете слоненок» Г . Цыферова . В ходе ознакомления с ним дети знакомятся с новым для себя понятием – профессией пожарного, закрепляют умение осмотрительно относиться к потенциально опасным для человека и окружающего мира предметам и ситуациям. Знакомятся с элементами экипировки пожарного - «золотой каской», которая будет защищать его во время тушения пожара. Узнают без чего ещё пожарный не может обойтись, если возникнет пожар (без специальной одежды, воды, лестницы)?

Слайд 7

Старший возраст К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации. На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения . Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

Слайд 8

Старший возраст На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями.

Слайд 9

Старший возраст Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Из детской литературы можно предложить « Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянов. При ознакомление с такими произведениями Л.Н. Толстого как «Пожар», «Пожарные собаки» дети закрепляют порядок поведения во время пожара. Таким образом, каждое произведение несет определенную информацию и играет определенную роль в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности.

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. У детей уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. Таким образом, чтение детской художественной литературы, прививает детям навыки осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности.

Слайд 11

Советуем прочитать детям: Баданов М. Костер. Барто А. Гроза. Бороздин В. Поехали! Волынский Т. Кошкин дом. Гардернес Э. Старший брат. Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке. Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица. Жигулин А. Пожары. Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым. Зуев К. Машину проверяю. Ильин Е. Солнечный факел. Иоселиани О. Пожарная команда. Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный. Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое

Слайд 12

Советуем прочитать детям: Михалков С. Дядя Степа {отрывок). Оленев К. Красная машина. Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял. Распутин В. Костер. Смирнов О. Степной пожар. Сухомлинский В. Воробышек и огонь. Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки. Фетисов Т. Куда спешат красные машины. Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела. Хоринская Е. Спичка-невеличка. Цыферов Г. Жил на свете слоненок. Чуковский К. Путаница

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...

Доклад "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"

quot; Роль детских произведений в усвоении  дошкольниками правил  пожарной безопасности"...

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.

Презентация на тему: Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасного поведения.Подробный разбор о обучении сказками правил поведения....

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Сказки - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те са...