Родительское собрание "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"
консультация

Попова Евгения Игоревна

Различные игры и упражнения для развития мелкой моторики и значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_motorika_-_kopiya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Практикум: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;   
  • обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;    
  • научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. 

Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики; рассказать о различных средствах развития мелкой моторики; познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики. 

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

•повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

•привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;

• вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом, пластилин, ножницы, бумага, картинки для вырезания.

Необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики.

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы проведем с вами мастер-класс на тему «Развитие мелкой моторики рук».

Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение, развитие пространственных ориентировок.

Хочу вам процитировать высказывания двух знаменитых людей

Как говорил В.А.Сухомлинский

«Источники способностей и

дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу две задачи:

  1. Косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
  2. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. 
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Для развития мелкой моторики в д/с мы используем различные упражнения и игры:

  • Пальчиковая гимнастика и самомассаж.

На каждом занятии с детьми мы ежедневно используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе.

Примеры ….

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка.
Например: 

  • работа с раскрасками, карандашами, штриховка;
  • прищепки, шнуровка;  
  • игры с конструктором, мозаикой;
  • лепка из глины и пластилина;   
  • нанизывание бус, бисера;
  • работа с ножницами, оригами и конструирование из бумаги
  • пальчиковые театры, театр теней.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Хотим показать вам сенсорную коробку, которую можно собрать из того, что есть у вас дома. Она должна находиться в доступе у ребенка, но занятия с ней должны проходить под контролем взрослого.

  • Сухой бассейн.
  • Бусы
  • Трафареты
  • Пластилин
  • Рисование на манке
  • Крутись карандаш
  • Резиночки
  • Работа с ножницами
  • Театр теней, пальчиковый театр.
  • Бумага (различные виды аппликации, оригами)
  • Игры с платочком, бумагой (сминание одной рукой)
  • Волчок

Мы уверенны, что ваши дети не сидят у телевизора или в гаджетах круглосуточно и такие игры, как Лего, различные конструкторы, а у девочек – это парикмахерская, переодевание кукол, рисование и раскрашивание развивают их мелкую моторику. Так же многие дети уже умеют застегивать замки и пуговицы, ремни и кнопки, но этого не достаточно, для точных движений.

Можно уже в этом возрасте подключать шитье, бисероплетение, перебирание крупы, и это касается не только девочек.

Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью, трудностей, связанных со школьной успешностью удастся избежать.

Наше собрание подходит к концу (раздаем памятки «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»).

Вопросы: Какая форма работы на собрании понравилась вам больше всего. Полезна ли была информация и, как часто вы бы хотели, чтобы собрания такого формата проходили в нашей группе?

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи. 

У меня живот-проглот,

Весь платок он скушал, Вот!

Сразу стало брюхо у Проглота,

Как у бегемота.

Вот человечек идет по дорожке,

И высоко поднимает он ножки,

На одной ноге стоит

И по сторонам глядит.

На другую ножку встал,

Закачался и упал.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду, весь лес обошли,

И быстро на лыжах домой мы пошли.

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте

Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

Развитие творческих способностей и мелкой моторики старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, ...

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».

«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей  дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии ...