Консультация для родителей "Что такое заикание?"
консультация

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата.

Не пропустите первые признаки заикания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zaikanie_1.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков, слогов и коротких слов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:images (5).jpg

 употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

 повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

 делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

 затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания.

Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.

 Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты. Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период оздоровления после перенесённого заболевания.

Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!  Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре. Если же Ваш ребёнок начал проявлять признаки заикания, то основная задача родителей – освободить речь ребёнка от напряжения, сделать её плавной, ритмичной: вместе с малышом старайтесь произносить слова, предложения, фразы с замедленной речью (гласные звуки тяните подольше – кооошкааа; кооозааа; соообааакааа и т.д; а все слова в предложении произносить слитно – влееесууурооодииилааасьёооолооочкааа (в лесу родилась ёлочка). images (1).jpg

Используйте в совместной с Вами и Вашим ребёнком речи знакомые ему предметные картинки: покажите картинку малышу, назовите её, передайте ребёнку и вместе с ним повторите её название. Постепенно такие упражнения можно усложнять сюжетными картинками, составлением предложений из 2-х или 3-х слов и более, проговариванием стихотворений.

Совместные занятия родителей и детей. Каждое занятие начинайте с рассказывания знакомой ребёнку потешки либо короткого четверостишия. Затем выполните следующие расслабляющие упражнения для мышц речевого аппарата:

1. «Заборчик-хоботок» - на счет «раз-два» чередовать данные упражнения 8-10 раз. «Заборчик» - улыбнуться с напряжением, обнажив зубы; «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперед.

2. «Орешки» - крепко сжать зубы, затем расслабить. Повторить упражнение 8-10 раз.images (6).jpg

Далее выполните упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота и шеи: 

1. «Кулачки» - сжимать пальцы рук в кулачки так крепко, чтобы побелели косточки на руках, затем разомкнуть кулачки. Повторить 3-4 раза.

2. «Загораем на пляжу» - вытянуть ноги вперед, сидя на стуле, удержать ноги в данном положении под счет от 3 до 5; опустить ноги. Повторить 3-4 раза.

3. «Кораблик» - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Кораблик начинает качаться на волнах то вправо (упор на правую ногу, левая нога расслаблена и касается пола носочком стопы), то влево (упор на левую ногу, правая нога расслаблена и касается пола носочком стопы). Повторить покачивания 3-4 раза.

4. «Шарик» - исходное положение: сидя на стуле. На счет «раз» - вдох, животик надувается (мышцы напрягаются, плечи не поднимать!), на счет «два» - выдох, расслабились. Повторить 3-4 раза.

5. «Любопытная Варвара» - сидя на стуле выполнять с напряжением повороты головой вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 3-4 раза.

Обязательно выполните дыхательную гимнастику, которая включает в себя основное упражнение на развитие правильного вдоха. Назвать данное упражнение можно как угодно: «Понюхай, чем пахнет», «Собака ищет след». Самая главная задача упражнения – объяснить ребенку, как правильно его нужно выполнять. Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте вместе с малышом воздух, как собака ищет след. Не допускайте самой грубой и распространенной ошибки – тянуть воздух, чтобы взять его побольше. Вдох должен быть коротким. images (7).jpg

Следующими на занятии идут голосовые упражнения, предназначенные для развития речевого дыхания:  плавно произносить один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы)  плавно произносить несколько звуков (ааааоооо, аааиииууу, ооааииууээ)  произносить сочетания двух гласных звуков (кукла плачет «уа-уа»; дети кричат «ау-ау»; ослик кричит «иа-иа»)images (4).jpg

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

 Антонова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"

Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....

Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"

Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...

Консультация для родителей "Такие простые буквы"

Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...

Консультация для родителей "Такие разные - мы"

Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"

В  данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком"  ...