Консультация для родителей "Что такое заикание?"
консультация
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата.
Не пропустите первые признаки заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое заикание?
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков, слогов и коротких слов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:
∙ употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
∙ повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
∙ делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
∙ затрудняется перед началом речи.
Профилактика заикания.
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты. Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период оздоровления после перенесённого заболевания.
Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие! Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре. Если же Ваш ребёнок начал проявлять признаки заикания, то основная задача родителей – освободить речь ребёнка от напряжения, сделать её плавной, ритмичной: вместе с малышом старайтесь произносить слова, предложения, фразы с замедленной речью (гласные звуки тяните подольше – кооошкааа; кооозааа; соообааакааа и т.д; а все слова в предложении произносить слитно – влееесууурооодииилааасьёооолооочкааа (в лесу родилась ёлочка).
Используйте в совместной с Вами и Вашим ребёнком речи знакомые ему предметные картинки: покажите картинку малышу, назовите её, передайте ребёнку и вместе с ним повторите её название. Постепенно такие упражнения можно усложнять сюжетными картинками, составлением предложений из 2-х или 3-х слов и более, проговариванием стихотворений.
Совместные занятия родителей и детей. Каждое занятие начинайте с рассказывания знакомой ребёнку потешки либо короткого четверостишия. Затем выполните следующие расслабляющие упражнения для мышц речевого аппарата:
1. «Заборчик-хоботок» - на счет «раз-два» чередовать данные упражнения 8-10 раз. «Заборчик» - улыбнуться с напряжением, обнажив зубы; «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперед.
2. «Орешки» - крепко сжать зубы, затем расслабить. Повторить упражнение 8-10 раз.
Далее выполните упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота и шеи:
1. «Кулачки» - сжимать пальцы рук в кулачки так крепко, чтобы побелели косточки на руках, затем разомкнуть кулачки. Повторить 3-4 раза.
2. «Загораем на пляжу» - вытянуть ноги вперед, сидя на стуле, удержать ноги в данном положении под счет от 3 до 5; опустить ноги. Повторить 3-4 раза.
3. «Кораблик» - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Кораблик начинает качаться на волнах то вправо (упор на правую ногу, левая нога расслаблена и касается пола носочком стопы), то влево (упор на левую ногу, правая нога расслаблена и касается пола носочком стопы). Повторить покачивания 3-4 раза.
4. «Шарик» - исходное положение: сидя на стуле. На счет «раз» - вдох, животик надувается (мышцы напрягаются, плечи не поднимать!), на счет «два» - выдох, расслабились. Повторить 3-4 раза.
5. «Любопытная Варвара» - сидя на стуле выполнять с напряжением повороты головой вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 3-4 раза.
Обязательно выполните дыхательную гимнастику, которая включает в себя основное упражнение на развитие правильного вдоха. Назвать данное упражнение можно как угодно: «Понюхай, чем пахнет», «Собака ищет след». Самая главная задача упражнения – объяснить ребенку, как правильно его нужно выполнять. Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте вместе с малышом воздух, как собака ищет след. Не допускайте самой грубой и распространенной ошибки – тянуть воздух, чтобы взять его побольше. Вдох должен быть коротким.
Следующими на занятии идут голосовые упражнения, предназначенные для развития речевого дыхания: − плавно произносить один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы) − плавно произносить несколько звуков (ааааоооо, аааиииууу, ооааииууээ) − произносить сочетания двух гласных звуков (кукла плачет «уа-уа»; дети кричат «ау-ау»; ослик кричит «иа-иа»)
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Антонова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"
Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....
Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"
Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-234895-1391875444.jpg)
Консультация для родителей "Такие простые буквы"
Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-387865-1430672847.jpg)
Консультация для родителей "Такие разные - мы"
Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564113-1421230517.jpg)
Консультация для родителей "Такие разные куклы"
Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"
В данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком" ...