Консультация для родителей "Такие разные куклы"
материал (младшая группа) по теме

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_takie_raznye_kukly.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

 Такие разные куклы


Куклы нашего времени

В последнее время кукольный мир наших детей кардинально изменился. Традиционные пупсы и нарядные девочки-красавицы все более вытесняются невиданными раньше образцами, которые удивляют, поражают воображение и естественно притягивают и детей и взрослых, как все новое и модное. Что несут эти новые игрушки? Они развлекают детей? Приобщают их к современности? Или они несут с собой опасность для их человеческого и психического развития? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно взглянуть на кукольную проблему глазами детских психологов.

Главная игрушка

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре.

Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных «девиц», ростом с 5-летнего ребенка.

Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники, девочки-подростки, девушки и юноши в расцвете лет и пр. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Например, о кукле-ребенке нужно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать и пр. Кукла-красавица, с длинными ресницами и кудрявыми волосами может стать в игре старшей дочкой или подружкой, которая повторяет в своей кукольной жизни слова и действия самого ребенка. Характерная кукла изображает определенный персонаж, наделенный определенными чертами (озорник, плакса, боец, ковбой, модель, мама, бизнес-леди и пр.).

Почему же так важна кукла и столь разнообразен кукольный мир?

Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно, прежде всего, ориентироваться при выборе игрушки.

Первая подружка

С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы. И хотя младенцы еще не играют с куклой, но, встречаясь с ее взглядом, отвечают улыбкой и радостным оживлением. Поэтому встреча ребенка с куклой очень важна с первых месяцев жизни.

Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.

В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, и, конечно, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Поэтому, чтобы игрушечный малыш «не мерз» раздетым, ему подойдет простой пришитый комбинезончик. Но дети любят купать своих «малышей», и поэтому вы, возможно, остановите свой выбор на кукле-голыше. У него тоже должна быть одежда, но застежка на ней должна быть совсем простой, вроде липучки или большой пуговицы, а вам сами придется следить, чтобы кукла после купания была одета и не «простудилась».

Для игры понадобятся также тряпочки, которые в нужный момент могут стать кукольной пеленкой, одеялом, полотенцем или нагрудником. Возможно, тарелками и кастрюлькой для каши станет набор мисочек-вкладышей или маленьких корзиночек с крышками. А для «приготовления еды» пригодятся каштаны, крупные желуди и ложечка. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.

Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша.

Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Сначала вполне подойдут матрешки с красивыми неяркими лицами, а потом, когда появляется потребность в подробных изображениях действий - сели обедать, качаются на качелях - нужны фигурки маленьких куколок. Для них нужен дом с столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».

Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и пр. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер.

К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом.

В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразная кукольная посуды и пр.

В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.

Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать, буквально высушивая это ценнейшее истинно человеческое качество.

Красавицы и монстры

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задает образ взрослого человека - девушки или юноши. На этом этапе для детей особенно привлекательными становятся образ Барби и ее друга и спутника Кена. 

В последнее время велись бурные дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа Барби. Основной вред этой куклы виделся в пропорциях ее тела - выраженные женские формы при утрированной худобе и длине ног. Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших детей и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну, а лучше несколько подобных кукол. Поэтому совсем исключить их из обихода вряд ли возможно. Но следует помнить, что куклы Барби больше всего подходят для детей школьного возраста и игра с этой куклой не должна превращаться в коллекционирование.

Проблема в том, что куклы Барби на глазах обрастают имуществом - к ним прилагаются не только обувь и одежда, но и расчески, помады, велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать - все прилагается в готовом виде. Пожалуй, вершиной такой игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая«наглядно моделирует»процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть егоназад.

В последнее время ставшую уже традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц, которая представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Братц, как и Барби, обеспечена всем необходимым дамским «имуществом»: к ней прилагаются ультрамодные предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги (которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и пр. Все это провоцирует желание девочек постоянно расширять его и накапливать не только самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более что разнообразие и того и другого достаточно велико).

Проблемы, связанные с этими куклами не только в том, что они вызывающе выглядят, но и в том, что они подменяют настоящую наполненную фантазией детскую игру достаточно примитивным чисто внешним позерством. Ведь игра - это не развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее удовлетворение дети получают от особо напряженной работы фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Кукла навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние.

То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т.п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание.

Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов - то есть быть открытой для игры. 

Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Между тем, современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.

Куклы-роботы, или куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. Неокторые роботы очень малы: микродансеры, микробэби (миниатюрные куклы-младенцы), микрозвери. Такие существа реагируют на качание, подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие воздействия. Бывают роботы и покрупнее. Например, медведь, который обнимает любого желающего. Или робот-солист: если нажать на кнопку, он начинает со страшной скоростью кружиться по столу, подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать в него китайские песни сомнительного качества. К тому же у него светятся электрическим светом глаза и подергиваются в такт музыке верхние конечности. Во всех этих случаях, ни о какой игре не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.

По образу и подобию

Еще одно не менее серьезное последствие игры с куклами связано уже не с игрой, а с воздействием образа куклы на личность ребенка. Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения весьма показательны. Вот один очень яркий пример. Мальчику 6 лет на протяжении долгого времени регулярно покупали все новых и новых монстров - маленьких, ненавязчивых, как считала мама. После продолжительной игры с ними внешний облик ребенка и его поведение существенно изменились: он стал все больше сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья, говорил резким, надрывным голосом. В манере общаться все больше прорывались нотки диктата. Как ни странно, воздействие игрушек оказалось сильнее других формирующих факторов (музыки и хореографии). Все эти особенности удалось преодолеть после того, как из детской комнаты убрали всех монстров. 

Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Все, что окружает малыша, буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Такое впитывание происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка. И в этом опасность, особенно для маленьких детей. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет), когда у ребенка уже более или менее сложился устойчивый образ человека, и сформировались связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, дети способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося их черты на себя. А малыши пока не могут отстраниться, от того, во что они играют, они естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней, а значит, принимают и переносят на себя характер своих игрушек. То, что годится для школьников и подростков, совершенно не подходит для дошкольников.И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков:

- Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;

- Телесные признаки пола отсутствуют;

- Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;

- Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;

- Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.

- Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.

Елена Смирнова, Елена Абдуллаева Елена Смирнова, Руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, д. психол. наук. Елена Абдулаева, Методист учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолог-педагог.


История народной куклы

Семейка

Семейка

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.

Баба с ленточками: такие ленточки очень любят малыши

Кукла - многоручка: в помощь хозяйке


Какими должны быть игрушки?

Покупные игрушки мешают развитию ребенка

У счастливого детства - деревянные игрушки

В детских магазинах продаются тысячи ярких детских игрушек российского, китайского, европейского производства. Но как считают педагоги, заводные машины, длинноногие Барби и Кены, пластмассовые конструкторы не способствуют развитию дошколят. Мы попросили прокомментировать стандартный ассортимент отдела игрушек доцента кафедры педагогики ВГПУ Ольгу Аринину.

Лучшая машина - без колёс

Детям нравится все, что двигается. Поэтому машины остаются любимыми игрушками, как девчонок, так и мальчишек. Педагоги считают, что для малышей машина должна быть из натурального материала - дерева. При этом для самых маленьких детишек от года до двух она может быть и без колёс. Когда возникнет в них необходимость, ребенок сам попросит их дорисовать. Потом лучшей игрушкой для ребенка станет деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. Фантазия и образное мышление «достроят» из такой примитивной машины все что угодно. В машинах же, которые продаются в магазинах, проработаны мельчайшие подробности: руль, двери, зеркала. Эту игрушку можно покупать ребенку ближе к семи годам. Именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в игрушках, которые максимально похожи на настоящие прототипы.

Столь популярная кукла Барби для ребенка вообще вредна. Для игры в дочки-матери Барби не подходит. Ее неудобно заворачивать в одеяла. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак». Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится. Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых (в том числе и сексуальные).

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени выработается интерес к собственному полу.

В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью. Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для

ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.

Пазлы

Ольга Николаевна Аринина показала два вида пазлов. В одном случае к таксе нужно прикрепить щенков, а во втором соединить собачье семейство.

- Эти пазлы хороши, в отличие от покупных, тем, что, во-первых, они деревянные, а во-вторых, изображение отдельных животных в них не рассыпается, т.е. нужно соединить таксу со щенками, но само изображение таксы и щенков остается целостным. (Большинство пазлов нарушают представление о целостности предметов.

Как показывает практика, ребенок до шести-семи лет не зациклен на покупке новых игрушек, если с ним играют. То есть скандал малыша в «Детском мире» - это его способ привлечь к себе внимание родителей. Так что, покупая новую безделушку для своего чада, вспомните советы педагогов. Действительно ли вы хотите сделать ему приятное или просто в очередной раз «откупаетесь» от него?

Какой должна быть идеальная игрушка

Детская игрушка должна быть из натуральных материалов: если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок - сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили учёные, равна нулю.

Также игрушка должна двигаться по воле и желанию ребенка. Это значит, что она не должна просто заводиться ключом или быть с пультом управления - такие игрушки все равно не могут надолго удержать внимание ребенка. У идеальной машины должны быть только колеса - дальше ребенок сам изобразит, как она заводится и едет. Полезны для ребенка игрушки типа Богородицких. Ведь чтобы заставить курочку клевать зернышки и зайца барабанить по пню, ребенок должен сам научиться соответствующим образом водить рукой, выработать определенные закономерности между тем, как он это делает, и движением игрушки.


Кукольное хозяйство

Посудка и мебель, ванночка и полотенца, расчески и флакончики "духов", - все это просто неотъемлемые атрибуты кукольной жизни. Это дома со всеми необходимыми приспособлениями, начиная от унитаза и раковины и заканчивая столовыми приборами. Действительно ли такое многообразие требуется куклам или вполне можно обойтись и без него?

Разные куклы - разное хозяйство

Начнем с того, что игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на режиссерские и сюжетно-ролевые. В чем разница? Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный) с несколькими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Он управляет ими - несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть.

В ролевой игре ребенок берет роль на себя, т.е. он сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д. Замысел ролевой игры приходится постоянно согласовывать с другими детьми - исполнителями других ролей, иначе - игра не получится. В такой игре ребенок принимает правила - действует так, как положено по роли и как договорились играть.

Куклы в этих играх обычно используются разные: для режиссерских игр это маленькие куколки, которые удобно взять в руку, для ролевых игр требуются куклы, которых нужно брать обеими руками, т.е. значительно больше. Беря на себя роль, ребенок "входит в образ": используются пантомимика, мимика, жесты, разнообразные интонации. Когда малыш играет в режиссерскую игру все это "делает" маленькая куколка, которую он держит в руках. Пантомимика - один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям.

Конечно, и для маленьких кукол, и для кукол, используемых в сюжетно-ролевых играх необходимы соответствующие атрибуты. Это, прежде всего, одежда и обувь, дом, мебель и кухонная утварь, транспорт и предметы ландшафта; предметы-заместители. Однако разные размеры кукол и задачи этих игр обуславливают необходимость разного кукольного хозяйства. Например, ролевой игре свойственны такие неизменные атрибуты как градусник, вместительная кастрюля, какие-нибудь котлетки, конфетки, чашечки и т.д. Для режиссерской особое значение имеют средства транспорта, предметы ландшафта, дом и т.п., т.е. то, что обеспечит масштабность и динамику игрового сюжета.

Малыш для малыша

В возрасте 1,5-3 лет малыш в ролевой игре делает с куклой то, что с ним делает взрослый, это время подражания, поэтому разнообразия кукольной атрибутики не требуется Основной мебелью для игры в куклы в таком возрасте будут служить кроватка и ванночка. Необходимая кухонная утварь это бутылочка (для пупса), чашка, тарелка и ложка. Для кроватки нужны матрас, подушка и одеяло, постельное белье, а для купания куклы - полотенце или простынка (вместо них можно использовать всевозможные тряпочки, которые в процессе игры могут выполнять разные функции). С их помощью ребенок сможет проигрывать знакомые ему сюжеты - укладывание спать, кормление, купание.

Теперь о кукольном гардеробе. В зависимости от возраста ребёнка одежда куклы должна быть такой, чтобы он мог сам ее хотя бы снимать, а позже - одевать. Поэтому хорошо если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями.

Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта легкой одежды, а также теплой - на случай, если он захочет взять куклу на прогулку в холодное время года. При этом нельзя забывать и об обуви. Если любимая кукла вашего малыша - тряпичная (в том числе, плюшевый мишка), то можно для нее пошить или купить теплую одежду и тряпичные ботиночки, а можно просто закутать ее в теплый платок, идя на прогулку.

Одежда нужна не только чтобы кукла "не мерзла", например, но и с точки зрения развития движений (работает мелкая моторика), а также интеллектуального и общего психического развития ребенка. Дело в том, что процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой процедурой в собственной жизни, что способствует развитию самосознания, восприятия; малыш на своем уровне начинает понимать необходимость и человеческий смысл этого действия.

Идя с куклой на прогулку, бывает просто необходимо транспортное средство для нее: летом это машинка, тележка или коляска, а зимой - санки, предназначенные специально для куклы. Малыши испытывают особое удовольствие, когда словно взрослые катят позади (или впереди) себя своего любимца.

В домашних условиях транспорт также необходим. Можно, например, "ездить в гости" или "путешествовать" по квартире. Таким образом, игра будет более разнообразной.

Сегодня в магазинах игрушек продаются разнообразные игрушечные "дома", предназначенные для сюжетно-ролевых игр, т.е. такие, в которых вполне может помещаться сам ребенок. Дома эти могут быть как совсем простыми, например, матерчатыми и легко складывающимися в пакет, так и сложными. Последние обычно представляют собой довольно громоздкие конструкции из тяжелых материалов. В таких домах бывает по несколько комнат, в которых имеется какая-нибудь мебель (например, на кухне - раковина, плита, шкаф), а к самому дому прилегает гараж и что-то вроде приусадебного хозяйства, окруженного заборчиком. В гараж, между прочим, вполне помещается электромобиль. Все это необыкновенно привлекательно и любой ребенок, увидев подобный дом, будет мечтать о нем. Дом - важное место для игры ребенка и почти в любых играх он обязательно либо создается, либо обозначается. В ход идут столы, стулья, одеяла, покрывала - все, из чего можно создать уютное гнездышко и назвать его домом. Организовать комфортное пространство для игры - важное и желанное действо для ребенка, а удовольствие от него не заменит никакой покупной дом.

Кукла взрослеет вместе с ребенком

По мере взросления и развития ребенка кукла начинает "жить полноценной социальной жизнью", поэтому разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Начнем с одежды. В 3-6 лет ее по-прежнему не должно быть много, но поскольку появляется любимая кукла, приходит потребность делать все вместе с ней. Это значит, что на ночь ее нужно укладывать спать в пижамке или ночной сорочке; печь пироги нужно в фартуке (ведь испачкаться можно!), а встречать гостей в нарядном платье. Кроме того, чтобы ей волосы заплетать и прически делать, нужны расческа и заколки.

Здесь же появляется необходимость в дополнительной мебели: где кукле хранить ее одежду и обувь, принимать гостей и из чего их потчевать?

Играя в дочки-матери, нужно и обед сварить (кастрюли, сковородки, продукты), и в магазин сходить, посадив "дочку" в коляску. Просто масса важных дел! Кухонная утварь имеет особое значение для ролевой игры. Покупая кастрюлю и сковородку нужно иметь в виду, что ребенок, скорее всего, будет в нее и воду наливать, и всевозможные супы-каши готовить. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми. Деревянная кухонная утварь - это очень красиво и приятно, но, к сожалению, вышеназванными качествами она не обладает, поэтому лучше покупать металлическую или пластмассовую. Для хорошей хозяйки необходимы также и чашки, и тарелки, и вилки, и ложки, а также чайник.

Кроме того, возникает необходимость в кухонной плите, утюге, весах… Однако покупая ребенку эти атрибуты сюжетной игры нужно помнить: они предназначены для игры! Современные игрушки доведены до абсурда - ребенку можно купить все разнообразие "игровой" (кавычки не случайны) техники, например, миксер с надписью "Mulinex" или стиральную машину "Indezit", которые работают! Фактически это уже не игрушки, ведь они не выполняют свою главную игрушечную функцию - замещение реальных предметов. С тем же успехом ребенку можно дать поиграть настоящий миксер. А если вы хотите отработать у ребенка умение обращаться с такого рода техникой, дайте ему возможность под вашим контролем с ней повозиться. Игра и выработка навыка - вещи очень разные и где-то даже противоположные, поэтому ни о каком развитии воображения, мышления, творчества при игре с "игровой" техникой говорить не стоит. Поэтому, выбирая игрушечную бытовую технику, обращайте внимание на ее условность.

На этом возрастном этапе большое значение для сюжетной игры приобретает коляска. Настоящая мама всегда возит своего малыша в коляске. Неотъемлемой частью спальной коляски является матрас и постельные принадлежности - простынка, одеяло, подушка; "конверт" для пупса. Для прогулочной коляски важен ремешок. Покупая коляску необходимо обращать внимание на ее прочность. Дело в том, что всевозможные пластмассовые коляски часто не выдерживают уличных прогулок. К тому же часто дети сами любят в них садиться. Поэтому лучше если у коляски металлический каркас и резиновые колеса, а сама она сделана из брезента или другого прочного материала. Конечно, такие коляски стоят дороже, но зато они не развалятся на первой же прогулке.

Помимо всего прочего, для развития сюжетной игры необходимы стимулирующие атрибуты. Например, для игры в доктора - повязка на руку с красным крестом и докторская шапочка; для игры в магазин

- весы, деньги и продукты. Играя в пиратов никак не обойтись без черной повязки на глаз и оружия, а школа требует наличие школьных принадлежностей.

Что нужно маленьким куколкам

В раннем возрасте у ребенка еще нет игры как таковой, в том числе ролевой. Играя с большими куклами, ребенок воспроизводит действия взрослого: кормит, одевает и т.д. Это еще не игра, а только игровые действия. То же можно сказать о режиссерской игре: ребенок может только манипулировать маленькими куколками, например, ходить (кормить и одевать их не удобно). Это еще не игра, ребенок не разворачивает сюжет, и поэтому кукольного хозяйства пока не требуется.

Уже с 3летнего возраста малышам вполне достаточно для режиссерских игр простых маленьких кукол (без четко прорисованных лиц), главное, чтобы фигурки были достаточно устойчивы. Конечно, для них нужен дом. Сейчас в игрушечных магазинах продается огромное количество кукольных домов со всеми мыслимыми и немыслимыми принадлежностями (чего стоит одна только туалетная бумага или рулон бумажных полотенец для кухни). Дом - очень важен для полноценной режиссерской игры, поэтому к его выбору нужно отнестись со всей серьезностью. Главное для дома - его прочность. Немаловажную роль играет цвет, и розовый - не лучший из них (имеется в виду, конечно, ядовито-розовые кукольные дома, внутри которых такого же цвета мебель). Выбор должен быть в пользу натуральных оттенков. Лучше, если дом разделен на несколько комнат (этажей), например, спальня (или несколько спален), гостиная, кухня-столовая и ванная комната.

Конечно, мечта любой девочки иметь большой, красивый дом для куклы. Однако совсем не обязательно покупать его в магазине. Созданный своими руками дом обычно вызывает у детей больший эмоциональный отклик, чем купленный. Делая своими руками вместе с взрослым, ребенок творит: сам придумывает, что именно ему нужно, а без чего можно обойтись и сам создает то, что придумал. Это интересно, ведь результат может получиться не идентичным задуманному. Кроме того, можно изменять всю обстановку в процессе игры и взросления. Благодаря такому проектированию и воплощению задуманного будут развиваться творческие способности ребенка, мышление и воображение, мелкая моторика.

Обычно дома продаются со всей необходимой мебелью. Здесь важно помнить, что перебор как мебели, так и всевозможной утвари только ограничит игру, сведет ее к набору действий по применению всех предметов, а не познанию смыслов человеческих отношений Дело в том, что игра ребенка в возрасте 3-6 лет все еще находится в зависимости от предметов игры. Поэтому если, например, в кукольном доме есть все многообразие столовых приборов, то игра сведется к манипуляциям вилками и ложками. Или другой вариант (если игра ребенка достаточно свободна от окружающих предметов) все это излишество не будет использоваться. Но тогда зачем его покупать?

Без чего действительно не обойтись? Во-первых, поскольку количество кукол здесь может быть большим (как минимум - семья), то и кроваток должно быть несколько (в том числе колыбелька для младенца). Важными являются так же стол, стулья, диван, шкаф, ванночка и посуда. Все это должно подходить по размеру выбранным куколкам.

Маленьким куклам нужна одежда, причем зимняя в том числе. Делов том, что в режиссерскую игру можно играть и на улице, строя замки и крепости. Кроме того, в режиссерских играх используются сюжеты, связанные с разными временами года. Однако, для режиссерской игры в дошкольном возрасте многообразие кукольной одежды не представляет острой необходимости: во-первых сами куклы могут не предполагать такого аксессуара (например, куколки, с нарисованной одеждой), во-вторых, куклы могут быть в одежде, которая не снимается.

Особенное значение для режиссерских игр приобретают транспорт и ландшафт. Куклы могут ездить друг другу в гости и путешествовать в "далекие края", по пути созерцая красоты природы. Для "путешествий" нужно подбирать машинки подходящие по размеру и сюжету: либо это будет машинка для одной куколки, либо для всей семьи. А может лучше автобус купить? Или поезд? Или пароход? Названные виды транспорта вовсе не являются лишними для режиссерской игры, ведь они задают направление и позволяют разнообразить сюжет и содержание игры.

Ландшафт можно создавать самому, используя обычный подручный материал: лоскутки ткани (озера и луга), веточки с листиками или хвоей (деревья), камешки (скалы), палочки или ленточки (дороги и тропинки). Ландшафты можно и купить: они продаются как отдельные наборы деревьев и кустиков, целых деревень или городов. Часто они так и называются - "Набор для режиссерской игры", и включают в себя не только дома, административные здания (больницу, школу, библиотеку), деревья, но даже маленьких человечков. Кроме того, они продаются с наборами конструкторов и других игр. Часто интересный ландшафт можно встретить совсем в неожиданной игрушке, например, настольной игре. Любые игрушечные деревья, карты с изображением местности и т.д. - все это с успехом можно использовать для разнообразных режиссерских игр. Это будет способствовать развитию воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, это ситуация планирования местности в игре, ведь на такой ландшафт мы смотрим сверху. А еще, - и это очень важно! - мы можем менять свою точку зрения с помощью создания пейзажа: опускаясь на уровень куколки, мы можем посмотреть на открывающийся вид из леса, стоя у реки или на горе; как меняется наш взгляд по мере продвижения машины или пешехода. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления, расширяет представления ребенка, обогащает его мировоззрение.

Предметы - заместители

Особое значение для игры, как неотъемлемая составляющая кукольного хозяйства, имеют предметы-заместители. Дело в том, что их значение сложно переоценить - ведь они могут выполнять огромное разнообразие функций в любой игре. Например, как было сказано, для создания игрового ландшафта. Или для игры в магазин - что может быть лучше, чем использование шишек, каштанов, листьев, деталей от конструктора и т.д., и т.п. в качестве продуктов? А фантиков (бумажек, листиков, стеклышек, ракушек) - в качестве денег? Предметы-заместители так же необходимы любой сюжетной игре, как игрушки. Только действие "понарошку", "как будто" развивает воображение, что очень важно для полноценного психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Условность - прямой путь к способности абстрактно, т.е. отвлеченно мыслить. А в школе, как известно, без этого умения - никуда.

Статья из журнала "Мама и Малыш" №6, 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Такие разные куклы"

Конспект НОД интегрированного занятия по познанию (ФЭМП и сенсорное развитие) на тему «Такие разные куклы» в первой младшей группе...

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Такие разные куклы

Виды кукол, способы их изготовления....

"Какие разные куклы"

заметка в газету о создании мини-музея в группе...

Проект "эти разные куклы"

Пояснительная запискаВ наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние ...

Презентация "Такие разные куклы"

презентация в рамках реализации проекта "История тряпичных кукол"...

Проект: "Такие разные куклы".

1.Цель проекта.2.Задачи.3.Объект.4.Происхождение куклы....