Конспект родительского собрания. Форма проведения: Игровой практикум на тему: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.
консультация (старшая группа)

Сулейманова Гульнара Раисовна

Конспект родительского собрания.  Форма проведения: Игровой практикум. Тема: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.

 

Презентации: https://cloud.mail.ru/public/v2PH/A28AHR4X8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Форма проведения: Игровой практикум.

Тема: «Играя, развиваем речь!»

Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.

                                                                                    «Играя - учимся,

                                                                                       Играя - познаём!»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста, методами и приёмами её развития;

- проанализировать речевое развитие детей группы;

- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

- воспитывать культуру общения;

- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Образовательные области в интеграции: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Материал и оборудование: телевизор, ноотбук, презентация на тему: «Педагогическая гостиная». «Играя, развиваем речь»; интерактивная физминутка: «Вертушки», колокольчик, зеркала, Су - Джок, султанчики, платочки, ватные палочки, листок бумаги, цветные карандаши по количеству родителей.

Структура родительского собрания:

1. Выступление воспитателя.

2. Игровой практикум.

Ход собрания

Вступительное слово педагога:

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу. Я рада видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Тема нашей встречи «Играя, развиваем речь!».

Я решила отойти от проведения стандартного родительского собрания, и предложить вам немного импровизации.

    Забудьте, что вы родители, на время превратитесь в дошколят, маленьких мальчиков и девочек. Невозможно стать хорошим родителем, если у вас нет желания окунуться на мгновение в проблемы своего ребенка, прочувствовать и пропустить через себя все его взлеты и падения. (Воспитатель раздаёт бейджики родителям с именами их детей).

    Итак, я приглашаю Вас в школу заботливых родителей, на первый урок.

Урок № 1: (звонок)

    Как всегда, в школе на уроках сначала бывает немного теории. Вот и я не стала нарушать эти требования. Так что же такое речь?

Что такое речь? (Презентация)

    Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды.

    Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимаю, как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

    Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития. Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью. Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают. Понятно одно - какие-то проблемы с речью - задержка речевого развития. Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические. Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.  Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

    На развитие речи влияют такие помощники, к которым очень пренебрежительно стали относиться взрослые. Считая их не серьезными, очень простыми.

    Теперь, прослушав теорию предлагаю плавно перейти к практическим заданиям. Ведь недаром китайская мудрость гласит:

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму»

Артикуляционная гимнастика (слайды)

Самый первый, самый простой, действенный, приносящий видимый результат помощник - артикуляционная гимнастика. Мы привыкли каждый день умываться, чистить зубы. Ту же функцию ежедневности должна нести и артикуляционная гимнастика.

    Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Ребенок должен постепенно тренировать свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто ребенку справиться с такой задачей.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – работал правильно и четко.

    Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры, с маленьким условием - ежедневности.

Проводится массаж языка с родителями при помощи ватной палочки по показу воспитателя.

Дыхательная гимнастика (слайды)

    Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!). Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

    Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся воздух. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, если у ребенка сбивчивое, неровное дыхание, ему нужно сделать ЭЭГ, прежде чем заниматься дыхательной гимнастикой.

Проводятся дыхательные упражнения с родителями.

Вдох ртом, выдох ртом; -

Вдох ртом, выдох носом; -

Вдох носом, выдох ртом; -

Вдох носом, выдох носом.

Затем проводится дыхательное упражнение с помощью султанчиков.

Пальчиковая гимнастика(слайды)

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(Педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

1 Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2 Потереть ладони, похлопать.

А сейчас предлагаю поиграть в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Медведь» (с платком).

(Медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

    При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

    Стимулируйте проговаривание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиками можно рассказывать стихи и сказки. И так, вы готовы?

Сказка «Курочка ряба»

Курочка ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. (колечки)

Били яичко баба и дед, но не смогли разбить на обед. (молоток)

Мышка – норушка мимо бежала (волны)

Яичко смахнула, оно и упало. (лучики)

Плакали горько баба и дед (колечки)

Яйцо их разбилось, пропал их обед. (лучики)

С тех пор уже ряба бабе и деду (колечки двумя руками)

Несет лишь простые яйца к обеду.

Мультимедийная Физминутка «Вертушки».

Урок №2

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой.

Педагог предлагает «детям» встать, подойти к ней и поиграть в игру

1. Игра «Доскажи словечко»

Педагог начинает фразу, а родители заканчивают ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

2. Игра «Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

Что бывает квадратным? (Кубики, рамки для фотографий, шкафы, коробки, окна…)

3. Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Педагог читает текст, а родители изображают жестами по тексту.

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу –смотрят вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях «перекатывают» колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой руной.)

Не соленый и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рук.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Очень вкусный.

(Гладят живот. )

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

4. «Кто больше действий назовёт»

    Сейчас предлагаю вам активизировать в речи глаголы. Нужно будет подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям.

- Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается.)

- Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)

- Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше.)

5 «Художественное слово

    Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Приглашаю вас совершить путешествие по сказкам.

Мультимедейная Презентация «Путешествие по сказкам».

Отгадайте загадки о героев сказок (слайды).

1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …

                                  Айболит.

2. Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках.

                                  Баба - Яга.

3. С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Кто герой её – мальчишка?

                                  Буратино.

4. Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

                                  Карлсон.

5. Я старушка хоть куда:

И умна, и молода!

Со мною всюду крыска

По имени Лариска.

                                  Старуха Шапокляк.

Следующая игра: «Угадайте сказку по опорным словам» (слайды).

- Корыто, старуха, старик, рыба… («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Курица, мышь, разбить, яйцо… (Сказка «Корочка ряба».)

- Крокодил, игрушка, старушка, крыска… («Крокодил Гена и его друзья».)

- Муха, самовар, паук, комар… («Муха Цокотуха».)

Замечательно справились со всеми заданиями. Молодцы! Урок окончен. Я думаю, что вы сегодня многое взяли для себя от нашей встречи, а практический материал поможет вам в организации развивающих игр с детьми по развитию речи в домашних условиях. (Звенит звонок.)

Итог.

    Уважаемые родители! Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас.

Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!    А сейчас, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

    После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! Дети - это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище - одно единственное. У нас с вами одна цель - сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе.



Предварительный просмотр:

Ссылка на презентацию к родительскому собранию на тему: «Играя, развиваем речь!»

https://cloud.mail.ru/public/v2PH/A28AHR4X8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен воспитателям ранних групп детского сада. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраива...

Родительское собрание Форма проведения: семинар – практикум

Родительское собраниеФорма проведения: семинар – практикумРодительское собраниеФорма проведения: семинар – практикум...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом». Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Конспект  ООД интегрированного видаОбразовательная область «Познавательное развитие»РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом»Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задер...

Родительское собрание. В средней группе: «Путешествие по стране знаний». Форма проведения: игровой практикум.

Родительское собрание.В средней группе: «Путешествие по стране знаний». Форма проведения: игровой практикум.Цель: включение родителей в единое образовательное пространс...

«Играем – речь развиваем!» (игры для развития речи и мышления у дошкольников с задержкой психического развития)

Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать ...