Развитие памяти у детей подготовительных групп
картотека (подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Рекомендации родителям для развития слуховой и зрительной кратковременной памяти + картотеки развивающих игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pamyat.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на совершенствование слуховой памяти

Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слуха.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело».  Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

1.Игра «Запоминай и выполняй»

Выполнение ребёнком 4-6 простых действий по словесной инструкции. Взрослый говорит шёпотом, на расстоянии четырёх метров от ребёнка.

-Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину. Постепенно задания усложняются, путём введения слов, близких по звучанию.

2.Игра «Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три-пять картинок. Затем картинки закрываются, а ребёнок должен выложить такие же картинки, называя их.

3.Игра «Волшебные звуки».

Ход игры: Взрослый в игровой форме (выбирается герой) предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их.

Игры на совершенствование слуховой памяти

Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слуха.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело».  Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

1.Игра «Запоминай и выполняй»

Выполнение ребёнком 4-6 простых действий по словесной инструкции. Взрослый говорит шёпотом, на расстоянии четырёх метров от ребёнка.

-Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину. Постепенно задания усложняются, путём введения слов, близких по звучанию.

2.Игра «Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три-пять картинок. Затем картинки закрываются, а ребёнок должен выложить такие же картинки, называя их.

3.Игра «Волшебные звуки».

Ход игры: Взрослый в игровой форме (выбирается герой) предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их.

Вариант 1: Взрослый задаёт вопрос: «А-О-И?». Ребёнок с интонацией ответа повторяет цепочку: «А-О-И.»

Вариант 2: проговаривая звук, детям предлагают нарисовать соответствующую букву перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.

4.Игра «Будь внимателен!»

Вариант 1. Ребёнку предлагается ряд картинок или игрушек (до десяти). Взрослый называет любые из них (три-четыре), которые надо отобрать в той же последовательности и назвать их). Количество запоминаемых слов постепенно увеличивается.

Вариант 2. Ребёнка посылают в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать необходимо с двух – трёх предметов, постепенно увеличивая их количество.

6. Игра «Слушай и выполняй».

Ход игры: Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений (например: подпрыгнуть, присесть, 3 раза хлопнуть в ладоши, 3 раза топнуть ногой), не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.

7. Игра «Угадай, где картинка».

Ребёнку предлагают и называют 5-6 картинок. Затем картинки переворачивают, а ребёнок должен угадать где лежит та или иная картинка.

Дополняйте этот перечень игр своими играми, которые есть у вас дома, которые вы находите в интернете и т.д.

Преподносите ребенку задания так, чтобы у него сложилось впечатление о них как об очень увлекательной игре, в свободной и непринужденной форме!

Вариант 1: Взрослый задаёт вопрос: «А-О-И?». Ребёнок с интонацией ответа повторяет цепочку: «А-О-И.»

Вариант 2: проговаривая звук, детям предлагают нарисовать соответствующую букву перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.

4.Игра «Будь внимателен!»

Вариант 1. Ребёнку предлагается ряд картинок или игрушек (до десяти). Взрослый называет любые из них (три-четыре), которые надо отобрать в той же последовательности и назвать их). Количество запоминаемых слов постепенно увеличивается.

Вариант 2. Ребёнка посылают в «магазин» и просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинать необходимо с двух – трёх предметов, постепенно увеличивая их количество.

6. Игра «Слушай и выполняй».

Ход игры: Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений (например: подпрыгнуть, присесть, 3 раза хлопнуть в ладоши, 3 раза топнуть ногой), не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.

7. Игра «Угадай, где картинка».

Ребёнку предлагают и называют 5-6 картинок. Затем картинки переворачивают, а ребёнок должен угадать где лежит та или иная картинка.

Дополняйте этот перечень игр своими играми, которые есть у вас дома, которые вы находите в интернете и т.д.

Преподносите ребенку задания так, чтобы у него сложилось впечатление о них как об очень увлекательной игре, в свободной и непринужденной форме!

Игры на совершенствование зрительной памяти

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать.

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Игры на совершенствование зрительной памяти

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать.

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать или рассказать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать ребенка расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Дополняйте этот перечень игр своими играми, которые есть у вас дома, которые вы находите в интернете, в магазине, которые нравятся вашему ребенку и т.д.

Преподносите ребенку задания так, чтобы у него сложилось впечатление о них как об очень увлекательной игре, в свободной и непринужденной форме!

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать или рассказать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать ребенка расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Дополняйте этот перечень игр своими играми, которые есть у вас дома, которые вы находите в интернете, в магазине, которые нравятся вашему ребенку и т.д.

Преподносите ребенку задания так, чтобы у него сложилось впечатление о них как об очень увлекательной игре, в свободной и непринужденной форме!