У ребёнка истерика. Как её избежать?
консультация

Иногда ребенок впадает, казалось бы, в беспричинную раздражительность и даже истерику. Это часто происходит с детьми от полутора до трех лет. Впрочем, у некоторых детей это происходит особенно часто. Такие дети, как правило, выделяются цельной натурой, твердым характером, они более настойчивы в своих желаниях, чем мягкие, тихие, послушные дети. Некоторые дети раздражаются мгновенно, но так же быстро и успокаиваются. Другие, что называется, закатывают настоящую истерику, бросают вещи, сами валятся на пол, визжат, колотят ногами, задыхаются. Краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям и страстям. Ребенок узнает, что бывают и "сильные чувства", но их все же следует контролировать. Так происходит становление характера. Впоследствии ребенок научится сублимировать скопившуюся в нем энергию недовольства или обиды. Но пока слишком частые и сильные припадки гнева, иначе сказать, форменные истерики, не только страшно изматывают родителей, но и развивают в ребенке черты агрессивной, эгоистичной личности. Старайтесь избегать ситуаций, когда у ребенка может произойти эмоциональный неконтролируемый взрыв. Ребенок задыхается Когда у маленького ребенка припадок, он может начать задыхаться. Ребенок краснеет и багровеет, потом синеет, хотя иногда лицо, наоборот, сильно бледнеет. Обычно на этой стадии дыхание восстанавливается, но бывают случаи, когда малыш либо напрягается, как струна, либо, наоборот, становится вялым и безжизненным. Он даже может потерять сознание. Видеть, как задыхается ваш ребенок - испытание не из легких, но на самом деле здесь нет ничего страшного. Если малыш постоянно теряет сознание после этих припадков, обратитесь к врачу. В иных случаях, как бы это ни было тяжело, проявляйте спокойствие и выдержку. Не тормошите его, не прыскайте на него водой. Если ребенок в коротком обмороке, понаблюдайте за ним, но когда он придет в себя, тут же сделайте вид, будто ровным счетом ничего не случилось. Ребенок бьется головой о пол Между годом и двумя у детей может появиться привычка биться головой о пол или стену в тех случаях, когда он чего-то хочет, а ему не дают. Вы можете особо не волноваться, большого вреда ребенку не будет. Если малыш во всех остальных случаях ведет себя совершенно нормально, лучше не обращать внимание на его выходки, а наоборот - полностью их игнорировать. Некоторые дети могут проделывать подобные вещи лишь потому, что им скучно или они хотят спать. Нервный срыв может произойти вследствие того, что ребенок испытывает острое желание что-то сделать или получить, но в силу своих ограниченных сил или прав чувствует свое полное и абсолютное бессилие. Или - его принуждают к тому, чему он противится всей душой. В вопросах принципиальных - отстаивайте свою позицию, но в мелочах - уступите: пусть малыш наденет ту маечку, какую он хочет. Бросание вещей Когда у ребенка начинается истерика, вещи так и летят. Уберите подальше все, что может разбиться. Обезьянничанье Ребенок видел истерики у других, и ему тоже захотелось попробовать. Шантаж Отличный способ "сломать" слабовольных родителей и тем самым настоять на своем. Усталость Уставший или, наоборот, перевозбужденный ребенок склонен к плаксивости и истерикам. Чувство голода Дети привыкли есть часто, и если промежуток времени между приемами пищи сильно удлинился, то чувство заброшенности и обиды может вылиться в слезы и крик. Растерянность Разрешение делать одно и запрет на другое без видимых на то оснований, а также несогласованные действия обоих родителей могут сильно выбить ребенка из колеи. Не требуйте от малыша слишком многого, он же все-таки еще малыш. Давайте ему почаще отдыхать в течение дня: это поможет снять эмоциональное натяжение. Как справиться с истерикой Прежде всего, насколько это возможно, старайтесь избегать ситуаций, ведущих к истерике. Но если все же ребенок "завелся", сохраняйте спокойствие, а главное - помните, что это временное явление и с возрастом все прекратится. Когда ребенок станет постарше, вы сможете с ним поговорить по душам и убедить его, что это не очень-то красиво. А тем временем не падайте духом и не сдавайтесь, сами проявляйте характер. И ни в коем случае не заигрывайте с ребенком, не сюсюкайте, но и не кричите, не прибегайте к утрозам. Короче, не впадайте в истерику сами. Отвлеките ребенка Подведите его к окну, посмотрите вместе на улицу, предложите сходить погулять. Проигнорируйте каприз Ребенку, как и актеру, нужна аудитория. Отведите ребенка в его комнату и держите там, пока он не кончит реветь. Или же - выйдите сами, оставив малыша одного (конечно, убедившись, что с ним ничего не может случиться). Идите домой Если ребенок устроит рев в общественном месте или в гостях, постарайтесь скорее эвакуироваться с места событий. Впрочем, даже несмотря на неодобрительные взгляды и комментарии, иногда есть смысл подождать и дать ребенку "отвести душу". Если ребенок визжит и колотит ногами и головой, позаботьтесь, чтобы он не ушибся. Игрушки - "отвлекушки" Когда ребенок нахмурился и готов забиться в истерике, подсуньте ему какую-нибудь игрушку, на которой он мог бы "сорвать зло", например барабан или другой достаточно "громкий", но крепкий музыкальный инструмент, который поможет направить энергию в нормальное русло. Это может быть и велосипед. Наконец, даже бумага и карандаш способны снимать эмоциональную перегрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_rebenka_isterika.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

У ребенка истерика. Как ее избежать? 

Иногда ребенок впадает, казалось бы, в беспричинную раздражительность и даже истерику.


Это часто происходит с детьми от полутора до трех лет. Впрочем, у некоторых детей это происходит особенно часто. Такие дети, как правило, выделяются цельной натурой, твердым характером, они более настойчивы в своих желаниях, чем мягкие, тихие, послушные дети. Некоторые дети раздражаются мгновенно, но так же быстро и успокаиваются. Другие, что называется, закатывают настоящую истерику, бросают вещи, сами валятся на пол, визжат, колотят ногами, задыхаются.
Краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям и страстям. Ребенок узнает, что бывают и "сильные чувства", но их все же следует контролировать. Так происходит становление характера. Впоследствии ребенок научится сублимировать скопившуюся в нем энергию недовольства или обиды. Но пока слишком частые и сильные припадки гнева, иначе сказать, форменные истерики, не только страшно изматывают родителей, но и развивают в ребенке черты агрессивной, эгоистичной личности.

Старайтесь избегать ситуаций, когда у ребенка может произойти эмоциональный неконтролируемый взрыв.

Ребенок задыхается

Когда у маленького ребенка припадок, он может начать задыхаться. Ребенок краснеет и багровеет, потом синеет, хотя иногда лицо, наоборот, сильно бледнеет. Обычно на этой стадии дыхание восстанавливается, но бывают случаи, когда малыш либо напрягается, как струна, либо, наоборот, становится вялым и безжизненным. Он даже может потерять сознание. Видеть, как задыхается ваш ребенок - испытание не из легких, но на самом деле здесь нет ничего страшного. Если малыш постоянно теряет сознание после этих припадков, обратитесь к врачу. В иных случаях, как бы это ни было тяжело, проявляйте спокойствие и выдержку. Не тормошите его, не прыскайте на него водой. Если ребенок в коротком обмороке, понаблюдайте за ним, но когда он придет в себя, тут же сделайте вид, будто ровным счетом ничего не случилось.

Ребенок бьется головой о пол

Между годом и двумя у детей может появиться привычка биться головой о пол или стену в тех случаях, когда он чего-то хочет, а ему не дают. Вы можете особо не волноваться, большого вреда ребенку не будет. Если малыш во всех остальных случаях ведет себя совершенно нормально, лучше не обращать внимание на его выходки, а наоборот - полностью их игнорировать. Некоторые дети могут проделывать подобные вещи лишь потому, что им скучно или они хотят спать.

Нервный срыв может произойти вследствие того, что ребенок испытывает острое желание что-то сделать или получить, но в силу своих ограниченных сил или прав чувствует свое полное и абсолютное бессилие. Или - его принуждают к тому, чему он противится всей душой. В вопросах принципиальных - отстаивайте свою позицию, но в мелочах - уступите: пусть малыш наденет ту маечку, какую он хочет.

Бросание вещей
Когда у ребенка начинается истерика, вещи так и летят.
 Уберите подальше все, что может разбиться.

Обезьянничанье
Ребенок видел истерики у других, и ему тоже захотелось попробовать.

Шантаж
Отличный способ "сломать" слабовольных родителей и тем самым настоять на своем.

Усталость
Уставший или, наоборот, перевозбужденный ребенок склонен к плаксивости и истерикам.

Чувство голода
Дети привыкли есть часто, и если промежуток времени между приемами пищи сильно удлинился, то чувство заброшенности и обиды может вылиться в слезы и крик.

Растерянность

Разрешение делать одно и запрет на другое без видимых на то оснований, а также несогласованные действия обоих родителей могут сильно выбить ребенка из колеи. Не требуйте от малыша слишком многого, он же все-таки еще малыш. Давайте ему почаще отдыхать в течение дня: это поможет снять эмоциональное натяжение.

Как справиться с истерикой 

Прежде всего, насколько это возможно, старайтесь избегать ситуаций, ведущих к истерике. Но если все же ребенок "завелся", сохраняйте спокойствие, а главное - помните, что это временное явление и с возрастом все прекратится.

Когда ребенок станет постарше, вы сможете с ним поговорить по душам и убедить его, что это не очень-то красиво. А тем временем не падайте духом и не сдавайтесь, сами проявляйте характер. И ни в коем случае не заигрывайте с ребенком, не сюсюкайте, но и не кричите, не прибегайте к утрозам. Короче, не впадайте в истерику сами.

Отвлеките ребенка

Подведите его к окну, посмотрите вместе на улицу, предложите сходить погулять.

Проигнорируйте каприз
Ребенку, как и актеру, нужна аудитория. Отведите ребенка в его комнату и держите там, пока он не кончит реветь. Или же - выйдите сами, оставив малыша одного (конечно, убедившись, что с ним ничего не может случиться).

Идите домой

Если ребенок устроит рев в общественном месте или в гостях, постарайтесь скорее эвакуироваться с места событий. Впрочем, даже несмотря на неодобрительные взгляды и комментарии, иногда есть смысл подождать и дать ребенку "отвести душу". Если ребенок визжит и колотит ногами и головой, позаботьтесь, чтобы он не ушибся.

Игрушки - "отвлекушки"

Когда ребенок нахмурился и готов забиться в истерике, подсуньте ему какую-нибудь игрушку, на которой он мог бы "сорвать зло", например барабан или другой достаточно "громкий", но крепкий музыкальный инструмент, который поможет направить энергию в нормальное русло. Это может быть и велосипед. Наконец, даже бумага и карандаш способны снимать эмоциональную перегрузку.

"Хоровое пение" 

Если ребенок громко ревет подсоединитесь и плачьте вместе с ним. Постепенно снижайте громкость своих рыданий, переходя на шмыганье носом. Ребенок, скорее всего, начнет копировать вас, и, вдоволь пошмыгав, вы успокоитесь оба. Так ребенок узнает, что, имея голос, можно сиять напряжение и без ненужных размахиваний конечностями.

Акт примирения

После того, как с истерикой будет покончено, покажите ребенку, что и вы не железная, что у вас есть нервы, что вас тоже можно расстроить. Нет, вы конечно, любите своего малыша, но его поведение ужасно вас огорчило. Хотя-то, что он все же взял себя руки, вас не может не радовать. Мир!

У ребенка истерика

26Сен2007 Рубрика: Первый год жизни 

Бывает, что в момент истерики ребенка одолевает страх, с которым он не может справиться самостоятельно.
Еще одна причина истерик – недостаточное владение речью ребенка: он не может объяснить, что ему нужно, и расстраивается.

 
Когда это бывает? 

Возраст таких "эмоциональных взрывов" – начиная с одного года, когда ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности (страсть к исследованиям, любопытство). Во младенчестве ребенок ориентируется только на свои потребности (в еде, тепле, общении), а, становясь старше, приобретает желания как более осознанные потребности. Но восприятие времени в этом возрасте еще несовершенно, потому если какое-то желание возникает, малыш упорно добивается его выполнения сиюминутно. Именно в этом – одна из причин так называемого кризиса первого года. Постепенно приучаясь к тому, что желания могут быть удовлетворены не сразу, а потом, ребенок развивает чувство времени и волевые процессы, то есть регулирующую функцию психики.

Можно сказать, что бурные эмоциональные реакции на первых порах проявления кризиса первого года бывают у всех. Но сила, частота истерик, разнообразие причин зависит от темперамента ребенка и окружающих его взрослых. Но остаются они в более старшем возрасте только у некоторых.

Конечно же, многие могут сказать, что даже среди взрослых (особенно женщин) есть немало таких, которые способны истерично реагировать на что-то. Но эти эмоциональные расстройства – «рудиментарные» остатки кризиса первого года, либо, как считают современные психоаналитики – показатель (и причина) неблагополучия в личной жизни.

Исконно русский вопрос «Что делать?»

Когда папа из первого примера вышел из троллейбуса, мне оставалось только догадываться, как он поступит дальше. Выберите варианты:

А) освободится от назойливых взглядов и советов пассажиров в переполненном транспорте и отшлепает хорошенько сына, чтобы в следующий раз не повадно было «позорить отца»;

Б) демонстративно выбросит «предмет истерики» (йогурт) в мусорное ведро и предупредит (достаточно спокойно): «Если ты не прекратишь, ты никогда ничего больше не получишь!».

В) оставит ребенка на остановке и отойдет в сторону, ожидая, «когда это закончится», при этом, например, читая газету.

Конечно же, самый первый шаг папы был очень правильный: он лишил «маленького артиста» «публики» – вывел его из троллейбуса. А третий способ вывода ребенка из истерики – самый безболезненный для обеих сторон, и наиболее положительный для будущего эмоционального развития ребенка.

Нужно сказать, что если истерика все же разразилась, в первую очередь, не нужно пугаться, и тем более чувствовать себя виноватыми. Это – знак, что малыш взрослеет и вырабатывает способы взаимодействия с миром и с окружающими людьми. Только родители, самые близкие люди, могут помочь малышу пойти правильным, цивилизованным путем.

Самое трудное для родителей в этот момент – держать себя в руках. Ведь если и взрослый «взорвется», то мало хорошего почерпнет ребенок из этого «урока».

Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то – вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно.

Иногда дети пугаются именно того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.

Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) – не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти. Стойте спокойно и ждите, когда это кончится.

Если вы очень расстроены – быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте – отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас. Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) – отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.

Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное – что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.

Если же истерики вошли у вашего ребенка в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой.

В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними – это не обращать на них внимания.

Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его "старания" не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.

«Что делать после истерики?» или «Профилактика»

Нельзя высмеивать детские истерики, ни тем более наказывать за них ребенка. Самое сложное для родителей в подобной ситуации – это сохранить контроль над собой. Если вы часто сами бурно реагируете, то ребенок не сможет научиться другому поведению. Однако, если вам удастся держать себя в руках, вы подадите своему крохе хороший пример самообладания, достойный подражания.

Когда истерика пройдет, не заводите об этом разговор. Если целью такого поведения был «шантаж», то ребенок поймет, что не добился цели.

Когда спектакль закончится, вы должны вести себя так, как будто ничего не случилось, никак не комментируя произошедшее и давая крохе возможность снова заслужить ваше расположение. Если вы выдержите такое напряжение и будете неукоснительно следовать этому правилу, через какое-то время вы заметите, что ваш малыш устраивает все реже и реже истерику.

Проанализируйте, что могло способствовать эмоциональному срыву ребенка. Если вы сможете в дальнейшем предотвратить эти ситуации, то оградите себя от повторения истерики в таких же условиях. Например, есть обстоятельства, при которых дети склонны к эмоциональным срывам (например, когда малыш устал или слишком возбужден, не выспался), он может быть неспокойным, и потому более раздражительным, и, реагируя на ваше ситуативное «нет», ответит нетрадиционно бурной сценой. Если ребенок устраивает истерики во время или после посещения гостей, то, возможно, он слишком возбуждается от такого скопления народа. Вам нужно уделять время малышу в спокойном месте: порисовать вместе с ним, рассказать или прочитать сказку.

Никогда резко не прерывайте занятий ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными. Для переключения внимания малыша нужно какое-то время. Его можно провести вместе, отвлекая ребенка от понравившегося занятия и увлекая тем, что нужно вам.

Иногда раздражение у детей накапливается, когда долго что-то не получается. Следите за тем, как ребенок справляется с каким-то новым для себя делом, ведь на первых порах не всегда он сможет сделать это сам (запустить новую машинку, взобраться по ступенькам на горку, переступить через ручеек). В таких случаях нужно сделать это вместе с ним, чтоб он проверил свои силы и поверил в них. Конечно же, не нужно делать это за ребенка, но создать условия, чтоб он понял, что справился сам (с вашей помощью).

В спокойной обстановке, когда вы минуты времяпровождения учите ребенка правильно себя вести во время эмоционального срыва. Расскажите сказку о Зайце, который часто скандалил, топал ногами, а его родители не понимали слов, когда он кричал и не могли дать ему то, что он просил. А потом зайчик научился просить словами то, о чем он всегда кричал и плакал. Пусть ребенок «станет» Зайчиком и придумает, как правильно попросить, чтобы не кричать, как отреагировать, если ответили «нет». Можно даже маленького ребенка научить называть свои чувства. За время, которое он потратит на построение фразы, он уже немного успокоится. В другой раз пусть он побудет мамой Зайчика и проговорит вашу фразу спокойным тоном: «Ты рассержен. Когда ты успокоишься, мы поговорим».

Посоветуйтесь с ребенком, как бы он хотел, чтоб вы вели себя с ним, когда он в ярости: чтобы вы обняли его и успокоили, или чтобы отошли в сторону и подождали, пока он успокоится сам (конечно же, это нужно спрашивать не во время истерики).

И, конечно же, понаблюдайте за своим поведением: не слишком ли часто вы говорите «нет». Если вы постоянно одергиваете и останавливаете ребенка и тем самым провоцируете? Это может привести к тому, что малыш не выдержит вашего эмоционального давления и «взорвется». На каждое «нет» и «нельзя» должно найтись «да» и «можно». Например, нельзя рвать книги – можно вот эту газету. Давайте альтернативу для категорического требования ребенка, как бы советуясь с ним, обретайте свое «нет» в «да»: «Да, конечно, мы порисуем в этом месте, но для этого мы прикрепим совершенно великолепный белый ватман!».

Еще нужно заметить, что некоторые дети (как, впрочем, и взрослые!) заражены «духом противоречия». Прежде, чем согласиться на уступки, такие малыши любят «побушевать». После постепенного утихания истерики, они делают то, что нужно, молчаливо соглашаются с доводами. Относитесь к таким особенностям ребенка как к майской грозе, после которой выглянет солнце.

Источник: сайт «UaUa.info»

Если ребенок устраивает истерики

Дети в возрасте от полутора до четырех лет часто закатывают настоящие истерики. Они швыряют вещи, бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются. Подобные приступы протекают с различной длительностью и интенсивностью. Одни малыши моментально выходят из себя, но потом не менее быстро успокаиваются. Другие способны часами давать такие "концерты", и порой кажется, что привести их в чувство просто невозможно.

Истерики могут возникать по разным причинам. Очень часто это происходит тогда, когда кто-то отказывается выполнить желание ребенка или заставляет малыша делать что-то, что ему не нравится. Нередко причиной срыва оказывается также усталость, нервное перевозбуждение или чувство голода. Но некоторые дети устраивают истерики просто из подражания сверстникам или для того, чтобы заставить взрослых поступить так, как удобно им. Временами и сами родители своими противоречивыми требованиями невольно провоцируют неадекватное поведение у малышей. Как правило, истерики чаще наблюдаются у энергичных, самостоятельных, настойчивых детей, чем у тех, кто по природе тих, мягок и покладист.

Непродолжительные капризы приносят детям больше пользы, чем вреда. Они позволяют малышам избавиться от нервного напряжения, снять стресс, дать выход отрицательным эмоциям. Но слишком сильные и длительные приступы необходимо контролировать, а еще лучше вовсе их избегать (к сожалению, это не всегда удается).

Частые истерики негативно влияют на формирующийся характер ребенка - он становится излишне агрессивным, эгоистичным, нетерпимым к людям. Кроме того, они делают невыносимой жизнь родителей. Все это говорит о том, что с приступами раздражения у ребенка нужно бороться.

Научиться предугадывать моменты, когда у малыша может начаться приступ гнева, не так уж и трудно. Дело в том, что, как уже говорилось, чаще всего дети закатывают истерики, когда испытывают чувство усталости, голода, эмоционального перенапряжения. Поэтому очень важно по возможности избегать подобных ситуаций. Например, если вы знаете, что ваш ребенок часто устраивает истерики в общественных местах, не берите малыша с собой в магазин, когда он устал или проголодался. Если, отправившись с ребенком в гости, вы заметили, что он начал нервничать, постарайтесь уйти пораньше.

Если приступ раздражения уже начался, имеет смысл вмешаться как можно раньше, в противном случае он перерастет в настоящую истерику, остановить которую будет уже намного труднее. В таких случаях бывают эффективными всевозможные отвлепающие маневры. Предложите ребенку сходить на прогулку, дайте ему какую-нибудь игрушку. Лучше всего, если это будет барабан, бубен или любой другой ударный инструмент, который позволит малышу дать выход отрицательным эмоциям без вреда для себя и окружающих. Хороший способ избавиться от негативных переживаний - рисование.

Наблюдения психологов показывают, что
маленькие дети намного активнее реагируют на положительные просьбы, чем на отрицательные. Поэтому большое значение имеет правильный выбор формулировки. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Если малыш осознает, что именно он испытывает в данный момент (гнев, ярость, раздражение, разочарование и т. д.), вам будет гораздо легче его успокоить. Выразите чувства ребенка словами, например: "Наверное, тебе очень хотелось мороженого, и теперь ты злишься, потому что не получил его". После этого объясните ему, что выражать свои эмоции в открытой форме не всегда допустимо: "Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице". И обязательно предупредите малыша о последствиях, которыми чревато его плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике. Если уж вы предупредили ребенка о возможном наказании, при необходимости вам придется его осуществить. В противном случае малыш усвоит, что все ваши угрозы не более чем пустой звук.

Пример. Собираясь за покупками, Тамара Васильевна взяла с собой четырехлетнего внука. У кассы в супермаркете выстроилась длинная очередь, и уже через две минуты Ване надоело без дела стоять на одном месте. Когда мальчик понял, что бабушка не собирается уходить, он решил, что пора перейти от бесполезных уговоров к более эффективным действиям.

Первым делом Ваня поднял оглушительный рев, а когда Тамара Васильевна, краснея от стыда, схватила его за руку и попросила успокоиться, начал вырываться и топать ногами. Большинство посетителей супермаркета сочли своим долгом немедленно вмешаться и заставить женщину прекратить "издеваться над ребенком". Тамара Васильевна не была сторонницей жестких методов воспитания, но на этот раз ей не оставалось ничего другого, как пригрозить внуку: "Если ты сейчас же не замолчишь, я тебя отшлепаю". Перспектива быть отшлепанным в общественном месте явно не прельщала маленького Ваню, но он справедливо рассудил, что бабушка добрая, а потому не станет его наказывать. Видя, что ее угроза не подействовала, Тамара Васильевна встала перед выбором: выполнить обещание или пойти на поводу у ребенка и покинуть магазин, так ничего и не купив.

Женщина предпочла второй вариант, поскольку не хотела выглядеть еще более жестокой и беспощадной в глазах окружающих. Добившись желаемого, Ваня сразу успокоился, но по дороге домой нашел новый повод для истерики. Мальчик увидел в витрине магазина новенький трехколесный велосипед и решил, что непременно должен получить его. Естественно, Тамара Васильевна отказала внуку в этой просьбе. Ваня тут же нашел выход: нужно прибегнуть к испытанному способу - слезам и истерике. Мальчику было нечего терять, ведь он уже убедился, что добрая бабушка его не накажет.


Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Усадите ребенка на стул, стоящий около стены, и позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения малыша не оказалось ничего интересного. И обязательно удалите все опасные предметы. Не разговаривайте с ребенком и постарайтесь не обращать внимания на его крики. Как показывает богатый опыт родителей и воспитателей, успешно практиковавших данный метод, примерно через пять минут дети успокаиваются. После того как это произойдет, объясните малышу, что он вел себя очень некрасиво и впредь так поступать не стоит. Но при этом позаботьтесь о том, чтобы ваше требование было логичным, разумным и обоснованным. Предложите ребенку тот вариант поведения, который кажется вам более правильным.

Вся проблема состоит в том, что дети далеко не всегда безропотно соглашаются "отбывать наказание", особенно если в этот момент они находятся в состоянии эмоционального кризиса. Поэтому приготовьтесь к тому, что вам придется выдержать ожесточенную борьбу.

Если ребенок не захочет сидеть на стуле, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш с большей вероятностью справится с истерикой. Возможно, потребуется провести эту процедуру несколько раз, но чаще всего данный метод действует безотказно. Дело в том, что
дети закатывают истерики, как правило, для кого-то, и при отсутствии аудитории необходимость в крике отпадает сама собой.

Еще один способ успокоить вопящего ребенка - присоединиться к нему. Начните "плакать" вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного "хорового пения" основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится.

Иногда бывает полезно заставить ребенка проявить фантазию. Предложите малышу представить себе что-нибудь прохладное или то, что ассоциируется у него со спокойствием и хладнокровием (например, какое-нибудь животное). Способности к образному мышлению развиты у детей сильнее, чем у взрослых, и не сомневайтесь, что малыш, почти не задумываясь, выдаст вам целый ряд образов. Ассоциации подчас оказываются совершенно неожиданными и непредсказуемыми. Так, один мальчик воссоздал образ медузы - вечно спокойной, невозмутимой и холодной. Переключаясь на процесс творческого мышления, ребенок на время отвлекается от причины, вызвавшей истерику, и вскоре забывает о ней.

Иногда истерики сопровождаются неожиданными проявлениями, которые сильно пугают родителей и заставляют их серьезно беспокоиться за здоровье малыша. Некоторые дети во время истерического припадка начинают задыхаться. Они краснеют или, наоборот, бледнеют, а иногда даже теряют сознание. В такой ситуации очень трудно сохранять спокойствие. И все же не нужно впадать в панику, а тем более пытаться привести ребенка в чувство, хлопая его по щекам и обливая водой. Малыш придет в себя и без вашей помощи. Когда это произойдет, постарайтесь сделать вид, что ничего не случилось. Однако в том случае, если истерические припадки часто сопровождаются обмороками, рекомендуется показать ребенка врачу.

Многие малыши имеют скверную привычку биться головой о стену или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение чаще всего является чистой воды притворством и провокацией, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребенка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, поэтому не стоит опасаться, что такими действиями малыш причинит себе вред. Лучший способ отучить ребенка от этой привычки - игнорировать его выходки.

Пример. Гуляя с папой в сквере, трехлетняя Ксюша стала свидетельницей очень интересной сцены. Мальчик ее возраста долго пытался заставить маму что-то для него сделать, а потом вдруг упал и начал ударяться головой об асфальт. Вокруг мгновенно собралась толпа людей, все начали суетиться вокруг ребенка, поднимать его, отряхивать, успокаивать. Папа поспешил увести Ксюшу с места происшествия, но малышка уже успела сделать свои выводы из увиденного.

Как только они пришли домой, девочка решила испытать новый метод в действии, тем более что удобный случай представился сразу. Наступило время тихого часа, и родители стали укладывать Ксюшу спать, чему она, естественно, сопротивлялась. Когда девочка неожиданно упала на пол, ее мама пришла в ужас и побежала вызывать "скорую помощь", но муж, быстро сообразив, в чем дело, вовремя ее остановил. Не обращая внимания на Ксюшину истерику, папа просто спокойно сказал ей: "Если тебе так нравится валяться и биться головой о пол, хотя бы постели что-нибудь. Полы не очень чистые, и ты испачкаешь свое красивое розовое платье". Ксюша была аккуратной девочкой, поэтому она последовала совету отца. Пока малышка искала газету, стелила ее на пол и укладывалась, истерика закончилась сама собой.


Нередко детские истерики вызывают ответную реакцию у взрослых. Вместо того чтобы помочь ребенку справиться с приступом раздражения, родители сами теряют контроль над собой. В таких ситуациях очень важно сохранять спокойствие, в противном случае вы подадите малышу дурной пример для подражания.
Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, а тем более прибегать к угрозам. Вместо этого вы можете открыто признаться малышу в своих чувствах. Объясните ему, что вы рассержены и вам нужно время для того, чтобы успокоиться и прийти в себя. Если вы все же не сможете сдержать свою ярость, обязательно попросите прощения. Ваше извинение непременно подействует, и ребенок не затаит на вас обиды. Проявления уважения и любви всегда помогают справиться с негативными эмоциями. Однако не стоит впадать в другую крайность - заигрывать с ребенком и тем более поддаваться на его уловки. Это тоже не приведет ни к чему хорошему.

После того как истерика закончится, дайте ребенку почувствовать, насколько сильно вас огорчило его поведение. Пусть малыш осознает, что и ваше терпение имеет границы. И в то же время он должен понять, как вы обрадованы тем, что в конце концов он все же совладал со своими эмоциями.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ВПАДАЕТ В ИСТЕРИКУ

Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду. Генри Паренс рекомендует в таких случаях следующие тактики. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым). Г. Паренс не рекомендует в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.

Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.

Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния.

В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет. ИТАК, если ребенок впадает в истерику."

□               Не отменяйте немедленно своих решений.

□               Не берите ребенка насильно на руки.

□               Не старайтесь поднять ребенка с пола.

□               Не оставляйте ребенка одного.

□               Следите за своим эмоциональным состоянием.

□              Переключите внимание ребенка.

Истерики

Может быть, с этой проблемой вы были знакомы и раньше, а может быть, ребенок стал «закатывать сцены» именно сейчас, реагируя на детский сад. Дитя, которое катается по полу и испускает пронзительные вопли с утра пораньше, когда вы нервничаете, опаздывая на работу, и мучительно прикидываете, как вам его, такого, доставить в детский сад, может изрядно потрепать вам нервы. Но, как и большинство других проблем, эта вполне решаема, хотя и требует больших эмоциональных «вложений» с вашей стороны.

Прежде всего, глубоко вздохните и успокойтесь: это не продлится вечно. Ребенок вырастет и перестанет впадать в истерики гораздо быстрее, чём вам сейчас кажется. В детских истериках самым мучительным для родителей является даже не поведение ребенка само по себе, а собственное родительское ощущение полного бессилия, растерянность, незнание, как себя вести в такой ситуации.

Вы и сами знаете, что нужно сохранять: спокойствие и только спокойствие. Только вот как это сделать? Для начала организуйте время таким образом, чтобы угроза опоздания на службу не давила на вас. Если уж вы знаете, что сборы в детский сад будут сопровождаться скандалом, распланируйте время с учетом этого печального факта: договоритесь на работе, что в течение ближайших недель будете приходить на полчаса или на час позже. Если это невозможно, придется раньше вставать.

Кстати, возможно, что уже этой, очень простой меры, окажется достаточно, чтобы утренние «тре-ли» прекратились: ребенок может бузить именно потому, что ему претит утренняя спешка. Не исключено, что ему нужна более плавная, неторопливая подготовка к ежедневному переходу из дом л в детский сад. И если у него появится возможность поиграть дома пятнадцать минут перед выходом в детский сад или завтракать с мамой, а не в группе, вполне вероятно, что он успокоится.

Если же это не помогает, усвойте некоторые простые правила обращения с бунтующим ребенком. Утренние истерики, связанные с походом   детский сад, чаще всего имеют характер манипуляции: ребенок очень надеется, что таким образом сумеет «победить» вас и садик наконец будет отменен.                                                                                                                                                                                                           '

Дайте ему понять, что вы не боитесь его истерики и не будете выполнять его требований лишь потому, что он лежит на полу и производит весьма неприятные звуки. Ребенок должен видеть, что в! не злитесь на него, не обвиняете и не собираетесь наказывать, но не намерены поддаваться. Ваша спокойная и дружелюбная настойчивость и последовательность станут залогом того, что «показательные выступления» очень скоро останутся в прошлом.

Во время истерики не бросайте ребенка одного. Поверьте, ему было бы очень страшно остаться наедине со своими неуправляемыми эмоциями. Если вы чувствуете, что теперь уже вам трудно справляться с собой, можно выйти на несколько минут, но при этом обязательно скажите малышу, что вы сейчас вернетесь!     -

Выработайте и обсудите с ребенком правила поведения во время вспышек. Например: он может кричать, падать на кровать или топать ногами, но нельзя швыряться вещами, кусаться и царапаться, плеваться и визжать родителям в ухо. Поверьте, несмотря на всю бурность и вроде бы неконтролируемость происходящего, малыши довольно быстро усваивают такие правила. Нужно иметь про запас и какие-то меры пресечения на тот случай, если ребенок все-таки преступает черту. Вы можете ласково, но твердо взять его на плечи, сжать ему руки или ноги и сказать: «Стоп. Драться нельзя, это не по правилам. Я помогу тебе остановиться». Если во время истерики ребенок расшвырял игрушки или одежду, он должен потом собрать их и сложить на место сам. Объясняйте ребенку, что с ним происходит: «Это вспышка. Ты вышел из себя, потому что не хочешь идти в детский сад и расставаться со мной. Но ты можешь остановиться, а я тебе помогу. В садик идти все равно надо, но когда я тебя заберу, мы сможем вместе погулять побольше (или еще что-нибудь привлекательное и утешительное для ребенка)». После завершения бури обязательно «опустите» занавес: возьмите малыша на руки, обнимите и приласкайте его, пообещайте друг другу жить мирно и дружно. Никогда не попрекайте ребенка его вспышками!

Напротив, малыш быстрее перерастет такой способ реагирования, если после вспышек вы будете хвалить его, отмечая его успехи: «Молодец! Ты был очень рассержен, но помнил, что драться и царапаться нельзя!» или «Ты уже большой мальчик! Как здорово, что ты не разбросал игрушки, когда сердился!».

 

 

Я начинаю думать, что наша трехлетняя дочь — одержимая. Если она не может добиться своего, у нее начинается приступ истерики — она вопит, падает на землю, колотит руками и ногами. Это нужно видеть! Вчера подобное случилось с ней из-за конфеты, прямо на лужайке перед нашим домом, на виду у всех соседей. Я была в ужасе! Стоит ли мне обращаться к знахарю, или есть другие средства?

Келли, мать четверых детей, Эдмонтон, Канада

"Ты не поверишь, что наша ангельская дочь вытворяла в магазине! Похоже было, что она пробуется на роль в 'Изгоняющем дьявола'!" "Он пинался, визжал и кричал, потому что я не давала ему то, что он хотел. Мне было стыдно перед другими родителями!"

Истерики 

По материалам статьи:
Temper Tantrums 

Перевод - СДВГ мама
 

Что такое истерика?

Истерика – это незрелый способ выразить гнев. Независимо от того, насколько вы спокойный и нежный родитель, у вашего ребенка наверняка случаются истерики. Попытайтесь научить вашего ребенка, что истерики не действуют, что вы не меняете из-за них свое мнение. В возрасте 3 лет вы можете начать учить вашего ребенка словесно выражать свои чувства ("Ты сердишься, потому что ...."). Мы должны научить детей, что гнев – это нормально, но есть рамки для его проявления. В школьном возрасте истерики должны случаться редко. Подростку можно напомнить, что вспышки гнева создают плохое впечатление и что счет до 10 может помочь ему вернуть самоконтроль.

Что я должен сделать, когда мой ребенок устраивает истерику?

Постоянно хвалите вашего ребенка, когда он контролирует свое настроение, словесно выражает свой гнев и сотрудничает с вами. Подавайте ему положительный пример, оставаясь спокойными, не крича и не впадая во взрослые истерики. Не шлепайте ребенка, иначе вы дадите ему понать, что вы сами себя не контролируете. Пробуйте использовать следующие реакции на различные типы истерик.

  1. Поддерживайте детей, впадающих в истерику от отчаяния или усталости, и помогайте им. 

Дети часто впадают в истерику, когда они расстроены. Они могут расстроиться, если у них что-то не получается. Маленькие дети могут отчаяться, если родители не понимают их речь. Старшие дети могут огорчиться из-за своей неспособности выполнить домашнюю работу.
В таких случаях ваш ребенок нуждается в поддержке и родительском внимании. Обнимите его и выразите ему свое понимание, например: "Я знаю, что это трудно, но ты справишься с этим. Могу ли я чем-то помочь тебе?" Похвалите за настойчивость. Некоторых истерик можно избежать, если не давать ребенку заданий, с которыми он не может справиться.
Дети склонны к истерикам, когда они устали (например, не выспались), потому что тогда они менее способны справиться с трудными ситуациями. В таких случаях уложите ребенка спать. Голод тоже может способствовать истерикам. Если вы подозреваете, что ребенок голоден, дайте ему что-то перекусить. Истерики усиливаются также во время болезни.

  1. Игнорируйте истерики, связанные с поиском внимания или предъявлением требований.

Маленькие дети могут впадать в истерику, чтобы заполучить желаемое. Они могут захотеть пойти с вами, а не оставаться с няней, захотеть леденец, пожелать вывалить все из ящика стола или выйти на улицу в непогоду. Истерики внимания могут включать нытье, плач, удары по полу или по двери, хлопание дверью или задержки дыхания. Пока ваш ребенок остается на одном месте и не слишком расходится, вы можете оставить его в покое.
Если вы замечаете, что определенное событие может вывести ребенка из себя, попытайтесь переключить его внимание на что-то другое. Однако не уступайте его требованиям. Игнорируйте истерику, если поведение ребенка безопасно. Как только истерика началась, ее очень сложно прекратить. Отдалитесь от ребенка, даже уйдите в другую комнату; тогда у него больше не будет публики. Не пытайтесь урезонить ребенка. Просто констатируйте: "Я вижу, что ты очень сердит. Я оставлю тебя одного, пока ты не успокоишься. Когда ты захочешь поговорить, сообщи мне". Дайте вашему ребенку восстановить контроль. После истерики будьте благожелательны и старайтесь вернуть все на свои места. Вы можете предотвратить некоторые из этих истерик, если будете реже говорить "Нет".

  1. Физически переместите ребенка, впавшего в истерику, связанную с отказом.

Если ваш ребенок отказывается сделать что-то незначительное (например, перекусить), уступите ему прежде, чем начнется истерика. Однако если ваш ребенок должен сделать что-то важное, например, лечь спать или пойти в сад, нельзя допустить, чтобы истерикой он мог добиться своего.
Некоторые из этих истерик можно предотвратить, если загодя (за 5 минут) предупреждать ребенка о том, что нужно сделать, вместо того, чтобы просить, чтобы он внезапно прекратил то, что он делает. Как только истерика началась, позвольте вашему ребенку "побушевать" 2-3 минуты. Попытайтесь словесно объяснить его неудовольствие: "Ты хочешь еще немного поиграть, но уже пора спать". Затем отведите/отнесите его к месту назначения (например, к кровати), помогая ему по мере необходимости (включая его "транспортацию").

  1. Устраивайте перерывы во время особо серьезных истерик.

Некоторые истерики слишком серьезны, чтобы их игнорировать, или сопровождаются агрессией в отношении родителей. В таких случаях пошлите или отведите ребенка в его комнату на 2-5 минут. Примеры такого поведения:

  • Ребенок цепляется за вас или крутится вокруг вас во время истерики.
  • Бьет вас.
  • Кричит или вопит так долго, что это действует вам на нервы.
  • Заходится в истерике в общественном месте, например, в ресторане или церкви. (Переместите ребенка в другое место для передышки. Надо уважать права других людей).
  • Швыряет вещи или портит имущество во время истерики.

  1. Держите детей, впадающих в членовредительные или неистовые истерики.

Если ваш ребенок полностью теряет самоконтроль и дико кричит, подумайте о том, чтобы держать его силой. Потеря им самоконтроля, вероятно, пугает его. Также держите вашего ребенка, если во время истерики он может навредить сам себе (например, если он яростно бросается на пол).
Крепко обхватите руками вашего ребенка, скажите ему, что вы знаете, что он сердится, и дайте ему ощутить, что вы контролируете ситуацию. Держите его, пока не почувствуете, что его тело начинает расслабляться. Это обычно занимает 1-3 минуты. Тогда отпустите его. Такая успокаивающая реакция редко нужна после 3 лет.
Некоторые дети не захотят, чтобы вы успокаивали их. Держите вашего ребенка, только если это помогает. Если ребенок говорит "Отпусти" – отпустите его. После того, как истерика спадет, ваш ребенок часто захочет, чтобы его обняли. Это хороший способ вернуть его в нормальное семейное русло.

Когда мне следует обратиться за помощью к специалисту?

  • Ваш ребенок наносит вред себе или другим во время истерик.
  • Истерики происходят пять или более раз в день.
  • Истерики происходят и в школе.
  • У вашего ребенка есть и другие проблемы поведения.
  • Один из родителей впадает в истерики или срывается на крик и не может остановиться.
  • Этот подход не приносит результатов в течение 2 недель.
  • У вас есть другие вопросы или проблемы.

По умолчаниюКак воспитать усидчивость у ребенка? 

Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть урок в школе не просто. Для этого нужна усидчивость. А поскольку все родители мечтают, что бы их ребенок был аккуратным, внимательным и умным, то все они стремятся воспитать в детях это качество
Психолог Наталья Карташова расскажет вам как это делается.


Что такое усидчивость?


Усидчивость - это умение человека самому себя регулировать. Ни один ребенок не появляется на свет с такой способностью. Саморегуляция формируется в процессе жизни, когда ребенок задерживает свой взгляд на маме или на папе следит за движением губ, внимательно слушает.
Усидчивость очень тесно связана с вниманием. Можно сказать, они переплетены друг с другом. Посудите сами, если малыш на что-то смотрит или слушает внимательно, то он в этот момент усидчив. Однако внимание (интерес) не единственная составляющая. Усидчивость – это также и умение человека контролировать себя.
К тому же усидчивость предполагает доведения дела до конца. Если ребенок даже в годовалом возрасте через минуту занятий переключается на что-нибудь другое, то это может являться первым «звоночком».


Не усидчивый 
У хронической неусидчивости есть несколько причин.
1 Возможно, ребенку просто надоели те кубики, в которые вы предлагаете ему играть. Он уже наигрался с этими предметами и не чувствует к ним ни малейшего интереса.

2 Если ребенку очень тяжело усидеть на одном месте, он не может подолгу удерживать свое внимание на одном предмете и находится в постоянном движении – это означает, что у него имеются нарушения центральной нервной системы.
Очень часто родители относятся позитивно к тому, что ребенок подвижный, считают, что это хорошо.
Я бы посоветовала не полениться и обратиться к невропатологу.
Очень часто подвижность детей обусловлена их темпераментом, а не заболеванием. Однако подстраховаться не помешает, ведь родитель – не врач. Если не хотите идти к неврологу, можете для начала обратиться за консультацией к психологу.
Если у ребенка стали проявляться такие симптомы как плохой сон, ребенок не может долго лежать и сидеть на одном месте, все время куда-то лезет, активность длится весь день напролет, то это однозначно говорит о том, что у него возбуждение нервной системы.

Хочу сразу предупредить, если у малыша неврологические проблемы, то стремление родителей самостоятельно урегулировать поведение ребенка обречено на провал. Все усилия будут наталкиваться на непреодолимые препятствия. С этим можно справиться только общими усилиями родителя, невролога и психолога. Если начать лечение как можно раньше (с первого года жизни), то трудностей можно избежать.

3 У детей постарше причиной неусидчивости может быть неуверенность в себе. Когда-то ребенок столкнулся с неудачей. А в дальнейшем, не желая сталкиваться с ней снова, не стремится преодолеть эту неуверенность в себе, а убегает от нее. Не охотно садится за какие – либо дела, полагая что у него все равно ничего не выйдет. Страх перед неудачей, как правило, приходит из окружения ребенка. Взрослые не поддерживают его, мало хвалят, когда у него хоть что-то получается, чаще указывают на недостатки.
Не всегда родители могут сразу сами в этом разобраться, как правило, они начинают давать поведению ребенка отрицательные оценки, на которых ребенок начинает расти.
Он занимает именно ту позицию, которую ему присвоили родители.


Как помочь усидеть на месте

Усидчивость у детей до 6 лет формируется только с помощью игровой совместной деятельностью.
Ребенок в самом раннем возрасте не будет играть одни. Он просто не знает, что делать с игрушками. Родителям нужно показать как играть, к примеру, с теми же кубики.
Игры и задания, которые вы будете придумывать для малыша, обязательно должны по сложности соответствуют возрасту и силам ребенка. Не каждый малыш работает в быстром темпе, через 5 минут ребенок может устать раскрашивать картинку или лепить и оставит занятие недовведенным до конца. Чего никак нельзя допускать, поэтому следует выбирать задания по силам либо оставлять его на завтра. Но завтра обязательно вернуться к нему и довести до конца. Это обязательное условие. Так же необходимо чтобы малыш по окончании своей работы убрал за собой свое место, сложил игрушки, пластилин, карандаши и так далее.
Однако помните, что ребенок до 6 лет не будет выполнять что-либо, если вы попросили об этом приказным тоном. Только игровая деятельность. Примите участие в сборе игрушек. Устройте соревнование « кто первый попадет игрушкой в ящик» или «кто быстрее соберет игрушки».

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не терял интерес к тому с чем играет. Не стоит покупать много разных ярких игрушек. У него будет рассеиваться внимание, и он со временем потеряет интерес к этому пестрому многообразию. Особенно это касается игр развивающего характера. Их следует хранить в недоступном для ребенка месте и доставать только в момент занятий. Тогда малыш будет всегда воспринимать эту игру как новую и всегда играть в нее со свежим интересом.

Лучик вне форума 

Неусидчивость

Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно
в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.

Используйте
метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы. При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.

Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас. Когда ребенок увидит, что
некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.

Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут,
постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.

Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети
не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие. Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации, глубокое дыхание или йога. Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать неспеша и концентрировать внимание.

Соблюдайте правило:
"разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь в течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей. Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его. Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.

Неусидчивость: причина или следствие?

Неусидчивость ребенка может быть связана с его индивидуальными особенностями и являться основной причиной учебных трудностей, а может  быть лишь следствием, внешним проявлением других проблем.

 

1. Когда неусидчивость – следствие школьных трудностей.

    Возможные варианты появления неусидчивости.

 

а) Неусидчивость может проявляться у ребёнка в отношении тех видов деятельности, которые даются ему с трудом: «Я не понимаю  мне не интересно  я становлюсь неусидчивым».

Подобное поведение связано со слабостью волевой регуляции учащихся младшего школьного возраста.

Способы помощи:

-    помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении учебного материала;

-    развивать у ребёнка ответственность, увлекать и заинтересовывать.

 

б) Неусидчивость может проявляться в тех случаях, когда школьный материал уже хорошо знаком ребёнку или усваивается им слишком легко: «Я уже знаю то, что объясняет учитель  мне не интересно  я становлюсь неусидчивым».

Способы помощи:

- не нужно увлекаться самостоятельным изучением школьной программы дома, не забегайте вперёд; если ребёнок любознателен и работоспособен, можно заняться поиском дополнительного материала по той теме, которая изучается классом в данный момент;

- выбрать более сложную учебную программу.

 

2. Когда неусидчивость – причина школьных трудностей.

    Возможные варианты:

 

а) Неусидчивость, связанная с особенностями темперамента ребёнка, может стать причиной ряда школьных проблем.

Неусидчивые дети чаще всего по типу темперамента – холерики. Они всё предпочитают делать в быстром темпе. Такие школьники очень легко «загораются», их интересует сразу многое. При этом они, как правило, не заботятся о качестве выполнения дел. Поэтому многое из начатого ими остается без завершения. Это касается и школьных занятий и домашних заданий. Попытки принуждения при этом не дают желаемого результата, а более сильный нажим ведет либо к формированию агрессивных защитных форм поведения, либо к появлению лживости и изворотливости.

Рекомендации по преодолению трудностей:

1)      У таких ребят должен существовать строгий распорядок дня, и взрослым следует контролировать его выполнение. Часы, отведенные для занятий уроками, должны быть неприкосновенны. Зато свободным временем ребёнок может распоряжаться по собственному усмотрению. Право выбора увлечений, их смены лучше оставить за учеником. Не стоит думать, что авторитарный запрет, заниматься чем-либо помимо уроков. приведет к резкому повышению успеваемости.

2)      Необходимо систематически контролировать процесс обучения и успеваемость ребёнка. Если взрослые в силу своей занятости перестают интересоваться успехами своих детей в школе, то у тех, в сою очередь, пропадает стимул к достижению высоких положительных результатов. К домашним заданиям они начинают относиться пренебрежительно, рассуждая при этом: «сделано и ладно».

3) Во время выполнения домашних заданий используйте следующие способы развития произвольного поведения у ребёнка:

Первый способ. «Секундомер».

Вы садитесь рядом, берете в руки секундомер. А ребенок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения.

Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: «почему так долго делаются уроки».

Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.

Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).

Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Подойдут и секундная стрелка, и запись на листе бумаги.

Способ второй. «Песочные часы».

Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.

Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как «течет» время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. Самому.

 

б) Неусидчивость как причина школьных трудностей, может быть проявлением гиперактивности.

Для установления, является ли Ваш ребенок гиперактивным, Вы можете обратиться к статье «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

 

 

Детские болезни

 

Неусидчивость

В каком случае следует обращаться к врачу

  • Если из-за чрезмерной активности и неусидчивости вашего ребенка страдает его успеваемость и возникают трудности при близком общении с ним.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СИМПТОМЫ

Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки поймать колибри с помощью аркана.

Часто, когда родители решают обратиться к врачу в связи с возникшими проблемами, их терпение достигает предела, они больше не могут выносить его поведения.

Можно перечислить целый ряд причин неусидчивости ребенка.

Такое поведение может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, недостаточными умственными способностями, скукой, депрессией, тревогой, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями и побочным действием некоторых препаратов. Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего, являются расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.

Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истерика у ребёнка двух - трёх лет.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Как надо вести себя при истерике ребёнка

Советы родителям " Как надо вести себя при истерике ребёнка"...

Консультация для родителей "Истерики у ребёнка 4-5 лет".

В консультации даётся описание истеричного поведения ребёнка, различаются понятия каприза и истерики, даются рекомендации о том, как предотвратить истерику ребёнка и что делать, если истерика всё-таки...

Убеждаем ребёнка слушаться без слёз и истерик.

Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаю воспользоваться рядом простых техник....