Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук малыша.
консультация

Самотканова Эмма Геннадьевна

Многие родители слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают для чего это необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogie_roditeli_slyshali_o_tom.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо.

В последнее врем на упаковках детских игр и игрушек можно встретить такую надпись: «Развивает мелкую моторику рук». Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме?

Под термином «мелкая моторика рук» подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук. Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенка для выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Развитая мелкая моторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнить и о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рук необходим контроль зрения.

Первый этап

Развитие точных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук.

К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенок поступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобы не столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движений рук, пока ваш кроха еще совсем мал.

Начиная с третьего месяца жизни, ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках, рано или поздно хватая их руками. С этого момента можно говорить о начале мелкой моторики рук.

Развитие захвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малыш хватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он использует большой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенно совершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (так называемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.

Очень важные события

Известный педагог-гуманист Мария Монтессори в своей теории о сензитивных периодах (наиболее благоприятных моментах особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности) указывает в том числе три сензитивных периода, имеющих непосредственное отношение к развитию мелкой моторики рук.

Так, известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет сензитивный период развития детской речи от 0 до 6 лет. Причем в этом периоде она отмечает два важных события. С 1 года до 2,5 лет происходит лавинообразное расширение словаря ребенка.

А в 4-4,5 года малыш начинает осваивать письмо, при условии косвенной подготовки его интеллектуальных способностей и достаточно развитой моторики.

Сензитивный период восприятия мелких предметов проходит от 1,5 до 5,5 лет. В таком возрасте кроха манипулирует пуговицами, бусинками, доставляя немало хлопот и тревог родителям. Не упустите  эту блестящую возможность позаниматься совершенствованием слаженных движений пальцев и кистей малыша. Нанизывание бусинок, плодов каштана на нитку, сборка конструктора «Лего» и игрушек из «Киндер-сюрприза» помогут вам не только занять ребенка, о и развить его ручки.

Сензитивный период развития движений и действий (включающий в себя, собственно, и развитие мелкой моторики рук) длится от 1 года до 4 лет.

Вы спросите, к чему здесь подобные научные выкладки? Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что внимание такой важной проблеме стоит уделить задолго до поступления ребенка в школу. А последствием слабо развитой моторки могут стать неспособность детей обслуживать себя в повседневных занятиях, неготовность к письму и задержка речевого развития.

Гимнастики для рук

Как же можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определенными педагогическими навыками? Прежде всего вам на помощь придут развивающие игры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начинать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являются знакомые всем «Ладушки» и «Сорока-белобока».

Мамы, старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие его от усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад), совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботинок и картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков – настоящая гимнастика для рук!

Поэтому ни в коем случае не избавляйте своего кроху от домашних дел. И не идите на компромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!

Не стоит умалять и таких видов деятельности в детском саду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т.д. Приятно проводя время за этими занятиями, детишки незаметно для самих себя получают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе.

Игра на музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия также внесут свою лепту. Перебирание и пересыпание крупы, переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек – занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практические навыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук!

Екатерина Гиль, педагог

Источник – журнал «Мой ребенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему необходимо развивать мелкую моторику и графические навыки у детей в дошкольном возрасте.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.  Работу по подготовке...

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Консультация для родителей "Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у малышей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Поэтому очень важно уже с раннего возраста развивать у ребенк...

"Для чего необходимо развивать мелкую моторику?"

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необ...

Консультация для родителей"Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у малышей"

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. Взрослые по–разному относятся к этому явлению. Одних тревожит то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова.  Другие спокойны,  смотрят на то, ...