«Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»
консультация (старшая группа)

Гилевич Лариса Ивановна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx721.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 46 компенсирующего вида «Лучик»

  для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.

Консультация для родителей.

«Современные игрушки для наших детей:

польза или вред?»

Воспитатель: Гилевич Л.И.

г. Красноярск, 2021г.

Ребенка с самого рождения окружают игрушки. С их помощью он познает окружающий

мир, обучается навыкам отношений со сверстниками, учится размышлять и

фантазировать. Игрушки дарят малышу ту эмоциональную среду, которая позволяет ему наблюдать, изучать и исследовать окружающий мир, формируя и развивая творческие способности. С их помощью ребенок учится выражать свои мысли и чувства, познает себя и других.

Но современные детские игрушки - это товар, который выбирает взрослые человек, во

многом основываясь на собственных пристрастиях. Этот выбор должен быть серьезным и ответственным процессом. Ведь от того, с чем ваш ребенок будет играть, во многом

зависит его развитие.

Современная детская игрушка значительно отличается от старых добрых мишек и

мячиков прошлых лет. В продаже появились динозавры, трансформеры, роботы, человекпаук, покемоны и другие необычные персонажи. Очень часто взрослые покупают их спонтанно. На выбор влияет внешняя привлекательность, цена или просто желание угодить малышу. Их развивающую ценность сложно предугадать, поэтому часто комната ребенка бывает заполнена огромным количеством бесполезных предметов, с которыми ребенок редко играет. А нужные, полезные для него игрушки отсутствуют.

Выбирая предмет, которым впоследствии будет играть ваш ребенок, нужно помнить, что игрушка, изображающая какой-либо персонаж и имеющая черты человека, является

посланием. Она формирует представление малыша о собственной человеческой

сущности. Играя, он будет взаимодействовать с ней как с другим человеком. С помощью таких предметов, малыш погружается в мир человеческих отношений.

Играя и предметом-персонажем, он будет закреплять свой опыт общения, переносить на игрушку свои эмоции, то, что его волнует. В игре ребенок воспроизводит действия и

поступки знакомых людей или персонажей услышанных сказок.

В это время одновременно осуществляются два важных и противоположных процесса. С одной стороны ребенок ассоциирует и игрушкой-персонажем себя, вкладывая в нее свои мысли, слова и переживания. Она становится отражением его личного внутреннего мира. С другой стороны, тот же предмет-персонаж становится образцом для подражания. Через этот образ в сознание ребенка входит представление о людях, их качествах и поступках: О красивом и безобразном, хорошем и плохом, добром и злом.

Главными качествами, которыми должна обладать игрушка и действий, с нею связанных должны стать свобода действий, эмоциональная наполненность, творческая активность, фантазия и изобретательность.

Но многие современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не

развивают личность и становятся не интересными и не востребованными.

Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и

«укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.

Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем

современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае,

разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри. Но взрослые понимают это по - своему, и размышляют рационально. Они считают, что проблема в плохом качестве используемых материалов или ошибочном подборе цветовой

гаммы. Кто-то объясняет отсутствие интереса к игрушке малым количеством функций или не идеальным сходством с реальными предметами.

В итоге, торговые сети начинают заполняться игрушечными компьютерами, стиральными машинами, телефонами и т. п., очень напоминающими предметы взрослого мира. Просто они ненастоящие и предназначены исключительны для игры.

Увидев такую вещицу, родители покупают ее в полном восторге и ожидают такого же

восторга от ребенка, ведь в их, взрослых, детстве, таких игрушек не было! Но их всегда

настигает разочарование.

Ребенок недолго с ней играет, а потом начинает ломать, разбирать. При этом он очень

обижается, когда ему начинают объяснять, как нужно с этим предметом обращаться.

Еще больше взрослые удивляются, когда разобрав игрушечный сотовый телефон на части, ребенок берет деревянную ложку и начинает с ее помощью «звонить бабушке».

Еще одну опасность, которую таят в себе современные игрушки, несут куклы. Дело в том,

что, через кукольный образ, у девочек формируется образ мыслей и поведения в

обыденной жизни, вне игры. Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать – дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин

. C:\Users\Axeum\Desktop\современные игрушки\1f664325db53c90fab6adf64efee7737.jpg

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений! Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, родители озадачены в первую очередь тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – дошкольника – игровая! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению – их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщенно обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми…

Нельзя не сказать и о том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные. Во-первых, их много, поэтому зачастую ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов…

           C:\Users\Axeum\Desktop\современные игрушки\1395867180_igri_sovremennih_detey-1.jpg                       C:\Users\Axeum\Desktop\современные игрушки\665x375_1_fec9bbfb0768cfdf79f0bbfe19bb7c06@1280x720_0xac120002_8695486201536126258.jpg

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка или модных течений, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками.

                      C:\Users\Axeum\Desktop\современные игрушки\multimedia-580x435-610x457.jpg

Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентировать в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Как научить ребенка играть?

К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.

В кого ребенок играет - тому он и подражает. Поэтому содержание сюжетно-ролевых игр - т. е. то, во что играет ваш сын или дочь, - чрезвычайно важно для его или ее личностного становления. От содержания игр, в которые играют наши дети, во многом зависит, что в жизни будет для них ценным.

Какие игрушки стоит покупать?

Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:

- куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее,

- бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол) : принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос) ;

- всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);

- строительные наборы и конструкторы;

- всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;

- транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;

- всевозможное оружие, воины и военные игрушки.

Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными.

Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь.

С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.

Если  ваш сын или дочь уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие. 

Игрушка-это внутренний голос ребенка. С одной стороны, ребенок отражает в игре события своей жизни, внутренние переживания, с другой- постигает предметный и социальный мир вокруг себя.

Игрушка не должна нести в себе заряд жестокости, искажать, деформировать его агрессию. Неприемлемо показывать детям озлобленное выражение лица, оскаленные зубы, половые органы, нельзя давать кукле в руку оружие. В последнее время производится немало таких жутковатых «друзей ребенка». Появились и излишне натуралистичные куклы: с отечными, землистыми мордочками или с жилками, морщинками, складочками на лицах. Видимо, производители полагают, что таким образом они показывают правду жизни. Попадаются и куклы, по воле производителей злоупотребляющие косметикой. Игрушка должна нести симпатичный образ человека: он закрепляется в сознании малыша и становится для него эстетическим эталоном. Выражение лица куклы вообще вещь небезопасная: оно как бы навязывается ребенку, и тот подсознательно надевает его на себя, словно маску. Что ж удивляться тому, что девочки с раненного детства устремлены к образу расфуфыренной барышни типа Барби!

Еще один важный критерий оценки - развивающий потенциал игрового действия. Многовариантная игрушка заставляет ребенка думать, напрягать воображение, развивать мелкую моторику рук. Она окажется полезной не только двухлетнему малышу, но и четырех - пятилетнему.

Третий вид игры - экспериментирование, то есть опробование возможностей разных предметов и материалов. Для таких игр выпускаются специальные динамические игрушки имитирующие движения: кегельбан, юла, волчок, шарики с наполнителями, раскатывающиеся в разные стороны. Они несут важную развивающую функцию для дошкольников: в процессе игры ребенок впервые постигает законы динамики.

Несколько полезных советов родителям.

1. Заботьтесь о качестве, а не количестве. У ребенка не должно быть более 10 игрушек одновременно, иначе он потеряет к ним интерес.

2. Представьте себе, что ребенок будет делать с понравившейся вам игрушкой, оценивайте ее развивающие свойства, а не только внешнюю привлекательность и экстравагантность.

3. Ориентируйтесь на возраст ребенка: то, что подходит пятилетнему, не годится двухлетнему.

Куклы являются для них моделью внешней привлекательности и образа взрослой жизни. Давно замечено, что старые добрые пупсы, формируют у девочек образ заботливой матери. Играя, девочки заботятся о своем игрушечном «ребенке», кормят, пеленают, ходят с ним гулять. Таким образом, они учатся будущему материнству, формируют на собственном опыте игры поведение жены и мамы. Куклы, типа «Барби» этому не учат. Девочки, играя с такой игрушкой, детально перенимают образец для поведения, воспроизводят позу и осанку любимой куклы. Впоследствии, девочка будет стремиться иметь такое же тело и выражение лица. Они формируют свой будущий образ взрослой жизни, совсем не связанный с традиционными женскими ценностями.

Отправляясь в магазин за новой игрушкой для своего малыша, не стремитесь за

современными новинками. Возможно, купленный вами простой, но добрый и веселый

мишка, станет вашему ребенку верным другом на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "В какие игрушки играют наши дети"

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка невозможно без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....

Консультация для родителей. Современная игрушка СЛАЙМ – вред и польза.

Консультация для родителй о вреде и пользе современной игрушки - слайм....

Консультация для родителей дошкольников «Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»

Консультация для родителей дошкольников «Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»...

«Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»

laquo;Современные игрушки для наших детей:                           ...

«Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»

        «Современные игрушки для наших детей: ...

Консультация для родителей дошкольников «Современные игрушки для наших детей: польза или вред?»

Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир,...