Возрастные особенности детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Седюк Оксана Юрьевна

Описание основных  особенностей восприятия и психических процессов детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_4-5_let.docx95.57 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 4-5 летramki2.jpg

(средняя группа)

Этот возраст воспитатели часто называют "переходным". Ребята вроде бы уже умеют почти все делать сами, но дисциплина при этом «хромает».  Дело в том, что в работе нервной системы преобладает процесс возбуждения и это проявляется эмоционально бурно, когда ребенок переутомился или что-то пошло не так в привычном порядке жизни. Если же возбуждение преобладает и распространяется, то это может перейти в "повышенную нервную возбудимость". Поэтому задача взрослых - стараться соблюдать режим дня ребенка и не перегружать занятиями.

К 5 годам дети уже хорошо реагируют на словесные инструкции в подвижных играх и на физкультурных занятиях выполняют правила, установленные взрослыми. Самостоятельный же процесс торможения более слабый, чем возбуждение и поэтому научиться успокаиваться дети смогут только с помощью взрослых и постоянных упражнений. Если вы чувствуете, что в игре дети "разошлись" (например, бегают, наматывая круги, или гоняют машинки), то лучше бы остановить эту игру, предложить другую, менее подвижную, или просто посидеть отдохнуть.

Личностное развитие  детей среднего дошкольного возраста имеет несколько особенностей. И их нужно и важно учитывать. Закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Ребенок уже многое умеет делать сам, например, строить домик для игры, поделки, рисунки, подарки для кого-то. И здесь ребенку необходимо признание, благодарность за подарок, проявление интереса взрослого, уточнение, что ребенок сделал что-то сам. Такое отношение взрослого способствует дальнейшему побуждению детей к действию. Им хочется и дальше создавать что-то новое. Так же в этот период возникают и "подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать" (Павлова Н.Н., Руденко Л. Г.). И к стремлению к знаниям, а особенно к собственным умозаключениям детей нужно относиться уважительно. Если вдруг мы посмеемся над маленьким "профессором", он может обидеться и "бросить это дело", потерять уверенность в себе. Не стоит оценивать неправильные мысли и рассуждения детей, лучше обсудить и показать, объяснить, как будет правильно. Этим вы заслужите авторитет и уважение к себе. Еще один момент в развивающейся личности - способность представлять то, что ребенок сам не видел, а знает только со слов взрослого (например, кит, пустыня, северное сияние и т.д.), и выражает свое отношение к этому (чаще оно такое же, как у взрослого). Может быть интерес, сочувствие, восторг и т.д. В играх со сверстниками дети уже способны выбирать себе роль, менять ее в игровом сюжете. Вот такой он - средний возраст дошкольника.


Развитие психических процессов детей 4-5 лет.ramki2 (1).jpg

Начну с сенсорных способностей. "Первые пять лет жизни - золотая пора" для развития органов чувств человека. Он познает мир, который буквально у него под ногами. Все, что есть вокруг можно потрогать, попробовать, и даже облизать. Можно сказать, что задействованы все органы чувств ребенка. К 5 годам дети имеют представление о звуке, вкусе, запахе, температуре, качестве поверхности разных предметов.

Все психические процессы становятся более произвольными.

Восприятие. Дети активно познают свойства предметов с помощью "измерения, сравнения путем наложения, прикладывания друг к другу". (Здесь и во всем тексте используются цитаты из материалов Павловой Н.Н. и Руденко Л.Г.) Дети знают все цвета спектра, белый и черный. Геометрические фигуры - квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник, многоугольник, и соответствующие формы предметов (круглая и т.д.) Различают по величине, длине, ширине, высоте. Умеют ориентироваться (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под, за). Знают время суток, времена года.

ВНИМАНИЕ становится более устойчивым. Ребенок может быть сосредоточен на какой-то деятельности 15-20 минут.

Память. У детей среднего дошкольного возраста развиваются процессы "произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания". Появляется способность заучивать осмысленный, с помощью взрослого, материал. Дети могут пересказать короткую сказку, выучить стихотворение, запомнить поручение взрослого.

Мышление преобладает наглядно-образное. Дети уже могут строить что-то по схеме, находить выход из нарисованного лабиринта, следя пальчиком или указкой. Группировать картинки,, подбирать к ним обобщающие слова: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение продолжает развиваться. Дети начинают сочинять сказки и разные истории.

Речь. Улучшается произношение звуков. Дети более грамотно строят вою речь. Занимаются словотворчеством. Хорошо общаются со сверстниками в игре, другой повседневной деятельности. Расширяется словарный запас. В это время очень хорошо наблюдать за природой, подмечая словами особенности окружающего (Осенью листья становятся желтыми, словно золотыми).

Огромные изменения происходят с ребятами за этот год. Можно сказать, что они взрослеют на глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...