Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.
статья

Казанкина Оксана Владимировна

С помощью поощрений и наказаний родитель пытается воздействовать на ребенка, чтоб корректировать его поведение и добивается осознания ребенком такие понятия что такое хорошо,а что плохо.

В статье даётся смысловая гамма понятиям «поощрение» и «наказание». Показана их взаимосвязь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 60 комбинированного вида

Кировского района Санкт - Петербурга

Меры воздействия (поощрения и наказания)

в семейном воспитании.

Воспитатель:

Казанкина

Оксана Владимировна

Санкт – Петербург

2021

           

            Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном  воспитании.

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

“Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “озорной” - нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” - есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.

Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.

В. Н. Худяков определяет наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А. С. Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания.

Давно уже изгнана розга из сферы воспитания. Но С. Г. Шуман указывает на то, что во многих семьях “воспитательные розги” еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются “теоретически обосновать” необходимость физического наказания.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала и др. ), наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”.

Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:

  1. Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
  2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый.
  3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  4. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
  5. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  6. Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.
  7. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  8. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано.
  9. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.
  10. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
  11. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
  12. Нельзя наказывать лишением любви!

Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: “Чем можно заменить наказание?” Алан Фром предлагает заменить его:

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
  4. Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
  5. Поошрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу. “Похвала так же бьет в лицо, как яркое солнце, и так же сильно слепит, - пишет Х. Дж. Джайнот, - Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздержаться от поощрения где это возможно”.

Исходя из этого, рекомендуются следующие правила: Не следует хвалить:

  1. за то, что дано от природы (ум, здоровье, т. д. )
  2. за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой
  3. больше двух раз за одно и то же
  4. из жалости
  5. из-за желания понравиться. Тот кто хвалит, (далеко не все) становится любимым.
    Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности. Поэтому необходимо помнить:
  6. В хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще.
  7. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.
  8. Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию.
  9. Такт в поощрении и наказании – необходимый элемент.

Для правильного воспитания родителям полезно знать какие формы наказания существуют:

 1. Физические наказания. Наказания, основанные на страхе перед болью. Физическое воздействие относится к самым неблагоприятным формам наказания. Это связано с несколькими обстоятельствами:

  • При физическом воздействии у ребёнка проявляется безусловный оборонительный рефлекс, проявляющийся в остром переживании страха. Данный вид воздействия не решает конфликт, а только создаёт иллюзию его разрешения.
  • Эта форма воздействия выбирается родителями тогда, когда они сами слабо контролируют своё поведение. Бьют ребёнка чаще всего в плохом настроении или когда он нанёс материальный ущерб.
  • Изменение поведения ребёнка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал его.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ребёнка определённые неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Физические наказания преследуются административно и уголовно: Уголовный кодекс РФ (ст.111, 112, 115, 116, 117); Семейный кодекс РФ (ст.56, ст.65); Конвенция ООН о правах ребёнка (ст. 27, 34)

2.Речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физическое насилие, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

3. Лишение любви. Ребёнок лишается части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и лучше её не применять .Временная утрата родительской любви будет действенна для ребёнка тогда, когда ему есть, что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью. Наказывая ребёнка, родители должны дать ему почувствовать, что любят его всецело даже тогда, когда вынуждены на какой-то срок «ограничить» свою любовь. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви, поскольку заслуживает наказание, но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Кроме того, необходимо учитывать, что лишение любви как форму наказания нельзя применять к маленьким детям (дошкольникам). Лишение любви – сильно действующий метод эмоционального воздействия и применять его следует чрезвычайно редко, только по поводу особых событий.

4. Запрет. Ограничение поведения ребёнка не путём наказания, а путём запрета. Формы запрета необходимо менять в зависимости от возраста ребёнка. Запрет наиболее эффективен в применении к детям раннего возраста. С малышом необходимо поступать так, чтобы запрет совпадал или даже опережал совершение неправильного поступка (например: ребёнок тянется к огню – мать отдёргивает его ручку). Очень важно контролировать речевые высказывания. Словом «нельзя» надо пользоваться только в крайнем случае. Лучше выразить своё неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица.

5. Наказание «естественными последствиями». Родители отказывают ребёнку в некоторых удовольствиях (например: не пускают гулять, не разрешают посещать кино или театр, встречаться с друзьями). Применяя наказание по логике естественных последствий, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. К сожалению, некоторые родители часто просто потому, что не задумываются над этим, используют подобные наказания слишком часто, реагируя буквально на любой ошибочный поступок ребёнка. (Новелла о мальчике и его папе, которые «так и существовали: ребёнок все время ошибался, на то он и ребёнок, а папа всё время лишал его чего-нибудь, на то он и папа. К семи годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель и без разговоров ложился спать. Во всём остальном он был «дурак дураком»). Наказания «естественными последствиями» при правильном применении этого метода создают особую ситуацию. Она характеризуется тем, что связь между неправильным поведением ребёнка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания должна быть естественной, понятна самому ребёнку, а справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Лучше, если наказания в семье по логике естественных последствий принимают вид узаконенного и распространяющегося на всех правила. Родителям обязательно нужно продумать и установить только те требования, которые они способны сами выполнить.

6. «Судейская комната». Есть семьи, где воздействия на ребёнка сведены к наказаниям, общение с детьми превращается в своеобразную «судейскую комнату». Каждое действие ребёнка, каждый поступок подвергается пристальной оценке, часто дети ошибаются, и так же часто родители фиксируют ошибки, дают негативные оценки, «выводят на чистую воду», превращаясь в настоящих преследователей. «Судейская комната» возникает ещё и тогда, когда объединяются мама, папа, бабушки и дедушки, устраивают подробное обсуждение проступков ребёнка и все вместе «выносят» наказание. Если объединение родителей происходит часто, вызывается незначительными ошибками детей, его следует считать вредным и малоэффективным. У ребёнка возникают переживания отвергнутости, ненужности, а это приводит к серьезным эмоциональным срывам, может нарушить контакт ребёнка с родителями. При использовании наказания необходимо установить в семье определённую иерархию воздействий. Например: мать может привлекать отца к обсуждению поведения ребёнка только в особых случаях, даже сам рассказ о проступке ребёнка отцу может служить формой наказания. Не стоит посвящать родственников и знакомых в тот или иной конфликт с ребёнком, стремиться призывать общественность, учителей. Эти сильные меры воздействия считаются крайними, и использовать их нужно с большой осторожностью.
В результате наказания может возникнуть один нежелательный исход – обострение отношений вплоть до протестного поведения. Это происходит тогда, когда родители наказывают ребёнка в состоянии аффекта, происходит нарушение эмоциональных требований к воспитанию, нарушение прав ребёнка.

7. Наказание в форме экспромта. Чем лучше знает родитель своего ребёнка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие на ребёнка. Иногда гораздо лучше вместо речевых проработок неожиданное действие. Очень полезно, если реакция взрослого вызывает некоторое тревожное изумление ребёнка, связанное с неожиданным поворотом ситуации. Например: мама заметила, что её сын стал обманывать, рассказывать невероятные истории, которые с ним приключились и из-за которых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама могла наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать нехорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рассказов она вдруг резко и неожиданно сказала сыну: « А ну-ка, открой рот, покажи язык… Так, всё ясно… и когда только твой язык отучится говорить неправду?» удивлённый и ошеломлённый ребёнок спросил: « А как ты догадалась?». В результате мальчик отказался от привычки к сочинительству, а в доме сохранились мир и спокойствие.
Родителям необходимо помнить, что с помощью поощрений и наказаний они воздействуют на внутренние психологические качества своих детей. И от того, насколько внимательными они будут при выборе формы воздействия на своего ребёнка, зависит, вырастет их дитя радостным и счастливым или несчастным и зависимым человеком.

Наиболее приемлемые формы поощрения:
1. Для детей нерешительных, боязливых, быстро утомляемых необходимо применять опережающую похвалу, положительно подкрепляя все те качества, которые помогут ребёнку при выполнении будущего дела.

2. Для детей аккуратных, даже педантичных, которые не прощают себе ошибок, глубоко переживают неудачи, необходимо применять похвалу, но ни в коем случае не связывать её с достижением завышенного результата. Полезно дозировать поощрения, выдавать их ребёнку маленькими порциями и подхваливать на всем протяжении работы. Похвала не должна расходиться с тем, как сам себя ребёнок оценивает.

3. Для детей уверенных в себе, которым многое удаётся без особых на то усилий, необходимо применять похвалу только за то, что стало результатом серьёзного усилия, хвалить за помощь, оказанную другим, поощрять умение радоваться вместе с другими людьми.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. К каким результатам ребёнок пришёл, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Не нужно бояться ласкать и нежить своих детей, но во всем нужна мера и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Некоторые люди считают, что наиболее правильное воспитание – это воспитание без наказаний. Однако представить себе воспитание, в котором совершенно отсутствует воздействие на ребёнка, использующее те или иные формы наказания, по-видимому, трудно. Весь вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как и когда, наказывать. Правильное наказание, его выбор и осуществление – наиболее творческий момент в общении с детьми.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

• дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

• дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

 • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Рассмотрим типы похвалы :

1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

 2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя. Можно выделить следующие типы аванса: а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности; b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается; с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить. Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

 3. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

 4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет. И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело.

А самое важное средство борьбы с проступками детей- это правильная, четкая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребенку, горячее желание помочь ему стать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка.

Во все временя родителейм волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей  - каким образом поощрять или наказывать?...

Консультация для родителей «Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель - благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумыва...

Презентация "Поощрения и наказания в семейном воспитании"

В презентации рассказывается о поощрениях и наказаниях...

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

Консультация для родителей. Как поощрить или наказать, не навредив ребёнку?...

Рекомендации педагога-психолога для родителей "Поощрения и наказания в семейном воспитании"

Рекомендации педагога-психолога для родителей"Поощрения и наказания в семейном воспитании"1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны...

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психоло...

Консультация ««Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Консультация ««Поощрение и наказание в семейном воспитании»Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка. И то, и другое должно быть п...