Консультация ««Поощрение и наказание в семейном воспитании»
консультация (старшая группа)

Консультация ««Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумываются о том, какие именно проявления любви они могут предоставить ребенку, в каких он нуждается, а руководствуются своими представлениями. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, и поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им – прямо противоположно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Детские вопросы и как на них отвечать»

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими - либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный – это общий?», «Как отличить хитрость от обмана?».

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»  

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?», «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на​смешливой форме, отговариваться какой-нибудь  бессмысли​цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Так как же стоит отвечать на детские вопросы?

Вот несколько советов:

-  Отвечайте максимально просто и доступно детскому пониманию.

-  Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

-  Воспринимайте вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.

- Стимулируйте ребёнка, поощряйте познавательную активность и не забывайте хвалить, показывать своё уважение.

- Признайтесь, если некоторые детские вопросы ставят вас в тупик.

Что не нужно делать:

- Не надо специально сажать ребёнка напротив себя в позе послушного ученика и отвечать на поставленный им вопрос. Это не ваш монолог и не лекция на заданную тему, т.к., вступая с ребёнком в дискуссию, вы быстрее ответите на вопрос, ведь на многое ребёнок сможет ответить сам в ходе вашей с ним беседы.

- Не надо мяться и краснеть, словно ребёнок своим вопросом застал вас врасплох.

- Не надо замалчивать, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе ещё рано знать».

- Не обманывайте ребёнка, отвечая на его вопрос, даже если он, с вашей точки зрения, носит провокационный характер.

- Не следует давать ребёнку информацию, которая ему не нужна.

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

В этом возрасте дети пропускают всю информацию через себя, через собственное восприятие. У дошкольников в этот период стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов; с геометрической прогрессией пополняется словарный запас; фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет. Не стоит обижать ребёнка своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить своё восприятие мира. Он ждёт от вас знаний, дискуссий, сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе познания окружающего. Но если вы не сможете составить ему компанию, ответная реакция малыша может быть неоднозначной: либо он отправится исследовать мир самостоятельно и в поисках правды разберёт что-нибудь до последнего винтика, либо растеряет свою любознательность, интерес, желание открывать новое. Позже, на уроках в школе, он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками: «Ему ничего не интересно!» А ведь малышу было интересно, но его никто не поддержал, не разделил этот интерес. Поэтому обязательно хвалите ребёнка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости, удивляйтесь его уму и наблюдательности.



Предварительный просмотр:

Консультация ««Поощрение и наказание в семейном воспитании»

 Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумываются о том, какие именно проявления любви они могут предоставить ребенку, в каких он нуждается, а руководствуются своими представлениями. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, и поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им – прямо противоположно.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок. Поощрение ребенка, за что то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

Но в процессе воспитания дисциплинированности у детей приходиться прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм поведения. Существует немало способов демонстрации взрослыми  своего отрицательного отношения к поступкам: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д..

Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Дети для роста и развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных поглаживаниях. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Порой дети становятся «неблагополучными» из-за невозможности каким-либо способом получить внимание и одобрение родителей.  Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания ребенка, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

3.Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Рекомендуемые формы наказания:

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;

Правила наказания!

1)Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? 

2)Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3)Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать!

Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Способы поощрения :

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку.

2.  Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведением.

4. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.

5. Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

6. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Поощрение и наказание в семейном воспитании»

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель - благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумыва...

Консультация для родителей. Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка.

Во все времена родителей волновали вопросы, связанные с поощрением и наказанием ребенка. Где та граница, за которую переходить нельзя? Как суметь так грамотно воздействовать на ребенка с помощью наказ...

Презентация "Поощрения и наказания в семейном воспитании"

В презентации рассказывается о поощрениях и наказаниях...

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

Консультация для родителей. Как поощрить или наказать, не навредив ребёнку?...

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

С помощью поощрений и наказаний родитель пытается воздействовать на ребенка, чтоб корректировать его поведение и добивается осознания ребенком такие понятия что такое хорошо,а что плохо.В статье даётс...

Рекомендации педагога-психолога для родителей "Поощрения и наказания в семейном воспитании"

Рекомендации педагога-психолога для родителей"Поощрения и наказания в семейном воспитании"1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны...

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психоло...