Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"
консультация

Остроумова Алевтина Николаевна

Игры для детей с родителями способствующие развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_na_konchikah_paltsev.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речь на кончиках пальцев»

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. Если не прибегать к научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.

Как взаимосвязаны головной мозг и мелкая моторика?

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если мы хотим, чтобы у нашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Дальше необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать, расстегивать пуговицы. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с нашей помощью ребёнок быстро этому научится. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики.

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» — эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

Заключение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наш ребёнок был умным и способным, то нужно обратить внимание на развитие мелкой моторики. Стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Использовать для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для нашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры на кончиках пальцев"

В данной консультации освещаются теоретические вопросы значения мелкой моторики в развитии ребенка и даются практические традиционные и нетрадиционные способы ее развития....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Консультация для родителей «На кончиках пальцев»

Консультация для родителей "На кончиках пальцев"...

Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".

В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...