Там, где музыка живет
материал

В детстве закладываются основы личности чнловека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминается на долгие годы. А музыка – «самое эмоциональное искусство» (Дмитрий Кабалевский). Ее воздействие на человека огромно. «Без музыки трудно  представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора современности Дмитрия Дмитриевича Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви к музыке, умения воспринимать ее. Но чтобы полюбить музыку, надо ее слушать! Ведь, как утверждал Василий  Александрович Сухомлинский, «без музыки трудно  убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tam_gde_muzyka_zhivet.docx18.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Там, где музыка живет

(родителям на заметку)

       

        Как-то раз, слушая музыку, маленький мальчик по имени Миша взволнованно воскликнул: «Музыка – душа моя!» Став великим русским композитором, Михаил Иванович Глинка с нежностью вспоминал о своих первых детских музыкальных впечатлениях. С них началась его огромная любовь к музыке. Она пришла к нему в раннем детстве и осталась с ним навсегда.

      В детстве закладываются основы личности чнловека, пробуждаются интересы, увлечения. И все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко, запоминается на долгие годы. А музыка – «самое эмоциональное искусство» (Дмитрий Кабалевский). Ее воздействие на человека огромно. «Без музыки трудно  представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора современности Дмитрия Дмитриевича Шостаковича говорят о необходимости воспитания в человеке любви к музыке, умения воспринимать ее. Но чтобы полюбить музыку, надо ее слушать! Ведь, как утверждал Василий  Александрович Сухомлинский, «без музыки трудно  убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры».

      С чего же лучше начать? Постараться включить рузумный  активный слух малыша. И прежде всего помочь ребенку усвоить, что такое музыкальный звук. Предложите ему вслушаться в окружающий его мир. Пусть он прислушается к звукам в своей квартире, к шумам за окном. Вы гуляете с ним. Предложите ему звуковую «угадайку». Пусть, закрыв глаза, нарисует словами картину «Что на улице». Все знакомые нам предметы в определенных обстоятельствах звучат: сталкиваясь, падая, двигаясь от нашего прикосновения, при  работе с ними. Пусть ваш маленький собеседник расскажет, и даже, звукоподражая голосом, покажет, как звучат вещи, какой голос скрыт в каждом из предметов. Эта игра очень нужна, потому что в ней ребенок не только слушает, но и производит звуки, творит их…Пусть он с вашей помощью заставит звучать предметы и подыщет характеристику «ожившему» звуку. Постарайтесь добыть с ним как можно больше разнохарактерных звучаний, чтобы со звуком у вашего ребенка связались самые разные понятия: громкий, тихий, звонкий, глухой, прозрачный, густой, грубый, нежный, грустный, спокойный…Повторением звука можно создать звуковое движение. А в движении звука легче найти настроение: тревожное звучание, убаюкивающее звучание, призывное звучание…Обязательно ведите вокруг всего этого разговор. Дайте начало параллели звук – образ. Ведь звук может быть как грустным, так и энергичным.

       Дайте возможность малышу устроить «стаканную музыку», то есть поиграть на стаканах с водой. Обратить его внимание на то, что тонкие стаканы звучат по-разному, если в них наливать разное количество воды.  Интересно играть,  постукивая по стаканам деревянным карандашом. Можно натянуть  тонкую резинку, зажав один ее конец зубами и играть на ней, как на струне. Можно сделать «спичечную арфу», натянув на спичечную коробку тонкую резинку. От этого резинки-струны зазвучат гораздо громче, ведь в пустой коробке получается эхо…

       Вы читаете малышу сказку. В любой сказке вы найдете героя, событие, явление, которые звучат. Попробуйте вместе с ребенком оживить сказку реальным звучанием. Можно не только звукоподражанием, но и подходящей песенкой, напевом. Ну и конечно же познакомить ребенка с тем самым поющим звуком! То есть слушать с ним музыку! Что важно – слушать сначала фрагментально! Не надо всю пьесу целиком. Это сложно для маленьких слушателей. Показывая ребенку поющий звук, дайте ему послушать маленькие шедевры, продемонстрируйте лучшие мелодии, красота которых бесспорна.

        Например, «Песня без слов» Петра Ильича Чайковского в переложении для оркестра или струнного  оркестра. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. «Утро» и «Шествие гномов» Эдрарда Грига. Поговорите  с ребенком о характере этой музыки и ее соответствии названиям произведений. Почему «Утро» не похоже на «Шествие гномов»? Как в музыке получается рассвет? Почему мы догадываемся, что гномы не сидят на месте, а двигаются? Похоже ли их движение на движение колонны солдат?.. Разговор с ребенком на эти темы подскажет вам еще ряд вопросов. Но главное, подскажет малышу ряд вопросов к вам. Очень важно разговорить его, возбудить его интерес, фантазию звуками музыки!

        Знакомство с музыкальными инструментами – очень важный для детей этап на пути к музыке. Дело в том, что музыкальный инструмент – материальный представитель звукового мира. Его можно и услышать, и увидеть. Он зримый голос музыки, поскольку с видом того или иного инструмента прочно  связывается то или иное звучание. Умение ориентироваться в инструментальных тембрах, представление о том, как добывается звук, - это уже само по себе опора в процессе восприятия музыки, ориентир в мире звуков. Знакомство же с характером инструментов – это первый шаг к звуковому образу. Известная всем «Мелодия» Глюка может предстать перед нами в трех тембрах. Дайте послушать ее ребенку в исполнении флейты, затем в звучании фортепиано; есть и скрипичное переложение «Мелодии». Поговорите с ребенком об этих  звучаниях и спросите у него, в какой же цвет окрашены эти три разные звучания? Ребенок скорее всего сразу поймет эту игру. Если же возникнет затруднение, спросите, в каких красках ему видится картина, сцена, которые рисует каждый из инструментов. Обратите его внимание на то, что у флейты и у скрипки звук тянущийся, а у фортепиано – молоточковый. Дайте послушать ребенку и другие музыкальные инструменты. Лучше всего найти произведения, в которых звучат инструменты сольно. Так, очень хорошо продемонстрируют краски скрипки «Венгерские танцы» И.Брамса или «Славянские танцы» А.Дворжака. С голосом виолончели познакомит пьеса К.Сен-Санса «Лебедь» из его сюиты «Карнавал животных». Голоса деревянных духовых инструментов можно найти в звучании небольших камерных ансамблей духовых. Звучат в таких же ансамблях и медные духовые. Но лучше всего познакомить маленького слушателя с симфонической  сказкой композитора С.С.Прокофьева «Петя и Волк», где у музыкальных инструментов даже свои роли! Слушание этой сказки и размышления о ней будет ребенку очень интересны! Можно поиграть с ребенком в дирижера. Разумеется, это иллюзия управления оркестром, но зато сопереживание музыке в этой игре будет вполне реальным! Пусть не маленький дирижер ведет музыку за собой, а она его. Это для него не менее ценно! Расскажите, где в оркестре располагаются различные инструменты.Когда ваш ребенок научится ориентироваться на оркестровой площадке, предложите ему усложненный вариант игры в дирижера. Пусть во время дирижирования он не просто машет руками в такт музыке. Но и дирижирует соответственно звучащей группой инструментов: скрипками, обращаясь налево от себя, духовыми – перед собой, виолончелями и контрабасами -  направо…Вот еще одна игра. Познакомьте ребенка с «Детским альбомом» П.И.Чайковского в исполнении фортепиано. Найдите и оркестровый вариант этого произведения. Предложите маленькому дирижеру настоящую творческую задачу. Пусть он, прослушав ту или иную фортепианную пьесу, попробует ее «оркестровать». Пусть расскажет, почему он поручил ту или иную мелодию  именно этому инструменту. Потом вместе прослушать композиторский вариант оркестровки и сверить со своим. Можно таким образом поиграть, взяв за основу «Времена года» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского…

       Хорошо бы показать и разное звучание разных оркестров: симфонического, народных инструментов, духового, джаз-оркестра, камерного…

      Словом, успехов вам с вашими детьми в  таком нужном деле как музыкальное воспитание!

      Литература:

Анфилов Г. Физика и музыка

Кабалевский Дм. Про трех китов и многое другое

Левашова Г. Музыка и музыканты

Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов

Кленов А.Там, где музыка живет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка живет во мне

В статье поясняется о роли музыки в жизни детей, о ее восприятии и о том, как важны музыкальные занятия для полноценного развития дошкольников....

Сказка в музыке живет

Сказка в музыке живет. Цикл занятий...

Проект на тему Там где музыка живет" для младшей группы (3 до 4 лет)

гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыкальных впечатлений.гармоничное воздействие на личность ребёнка через непроизвольное  накопление им музыка...

Сказка в музыке живет

конспект нод...

Конспект ООД по музыке "Всюду музыка живет"

Конспект ООД по музыке для подготовительной группы "Всюду музыка живет"...

Музыка живет в семье.

Рекомендации для родителей....

музыкальное занятие "музыка живет в тебе" подготовительная группа

дети знакомятся с музыкальными произведениями...