Родительское собрание "Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой"
материал

родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Октябрьский  детский сад № 4»

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой»

с. Октябрьское 2021 г.

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье с помощью художественной литературы.

Ход собрания

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду! Сегодня мы приглашаем вас к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей, для чего нужно читать детям книги.

Воспитатель. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное. Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются педагогические промахи родителей.

В 5 - 6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Воспитатель. Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Воспитатель. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика»«ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении.

 Воспитатель. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно родителям. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. К сожалению, для формирования четкой, грамотной речи этого недостаточно.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Воспитатель. В качестве разминки мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детский сад, готовя обед, когда ребенок рядом с вами и не знает чем заняться и т. д.

Скажи наоборот:

Прилагательные (мокрый - сухой, добрый - злой, горячий - холодный, кривой-прямой).

Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность).

Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать).

Слова для определения действий.

Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, и т. д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.).

Слова-наречия

Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно)

Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)

Как дети играют в д. с.? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,.)

(предлагаем буклеты с играми)

Воспитатель. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Воспитатель. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрастедети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Воспитатель. Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по –разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

 Воспитатель. Для достижения поставленной цели в детском саду создана хорошая предметно-развивающая среда: в каждой группе имеются книжные уголки, альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, для драматизации и совершенствования речевых и исполнительских навыков у детей в театральных уголках обновляются разные виды театров. В соответствии с возрастными особенностями детей подобраны дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас (игры представлены на выставке).

В методическом кабинете имеются наглядно-дидактические пособия: предметные картинки, серии сюжетных картин, иллюстрации к сказкам и многое другое.

Воспитатель. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».

Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

Воспитатель. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями ребёнка.

Воспитатель. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

Воспитатель. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

Воспитатель. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

Воспитатель. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Воспитатель. Мы постарались подготовить для Вас полезную и значимую информацию: требования программы (т. е., что должен знать ребенок на определенном этапе развития, чем можно дома заниматься с ребенком, какую литературу читать, в какие игры играть).

Воспитатель. (обобщение, итог собрания). Я хочу закончить нашу встречу притчей. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: «Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”» Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках. Спасибо за участие! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразн...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе»

       В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании отведено важное место роли художественной литературы в речевом...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные...