«Развитие речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе»
статья

Полтарацкая Кристина Евгеньевна

         В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании отведено важное место роли художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад№8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Развитие речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе»

Подготовила: воспитатель

Полтарацкая К. Е.

Энгельс 2020г.

         В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании отведено важное место роли художественной литературы в речевом развитии дошкольников.

        В развитии речи детей дошкольный возраст является важным этапом, ведь в этот период наиболее пластичны мозг ребенка и речевой аппарат.        Поэтому самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, в современном мире большую часть свободного времени ребенка занимает просмотр телевизора, компьютерные игры и разные гаджеты, не дающие возможность фантазировать. Книга в жизни ребенка утратила свою значимость, и нам хочется напомнить, что для развития речи современного ребенка книга является важной частью.  Это одна из главных задач педагогов и родителей на сегодня.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей включает в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной монологической,  диалогической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие фонематического слуха, звуковой , интонационной культуры речи; -знакомство с книжной культурой и  детской литературой, определение на слух текстов разных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Главным источником развития и формирования речи во все времена была и остается книга. Чтение способствует осмыслению, формированию образов, даёт возможность развитию фантазии, формируют личность многостороннюю и гармоничную, а  не только обогащает интеллект и запас слов. Это важно понимать родителям и педагогам, ведь они занимаются воспитанием будущего поколения, и прививают ему любовь к художественной литературе.

      Загадки  и считалки, потешки и стихи, скороговорки и пословицы являются богатейшим материал для развития и обогащения словаря, для воспитания звуковой культуры речи ребенка.

      С миниатюр народного творчества – песен и потешек возникает ознакомление ребенка с художественной литературой, далее происходит слушание народных сказок и затем, его знакомят с авторскими сказками, стихами, рассказами.

      Особое внимание ребенка младшей группы привлекают стихотворные произведения, отличающиеся рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Слова, выражения, запомнившиеся ребенку, обогащают речевой запас ребенка.

      На такие особенности языка как образные слова, выражения, некоторые эпитеты,  сравнения педагог обращает внимание воспитанников средней группы. Читая стихотворения, педагог выделяет ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивает образные выражения, развивает у воспитанников способность видеть насколько  богат и красив родной язык.

     Задача развить  и сформировать интонационную выразительность речи, прививать способность понимать и чувствовать образный язык сказок,  стихотворений, рассказов перед воспитателем стоит в группе с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

     Благодаря чтению литературы перед ребенком раскрывается неиссякаемое богатство родного языка, которое даёт возможность активно пользоваться данным богатством в самостоятельном творчестве и в повседневном общении.

     Для развития речи ребенка как в детском саду, так и в обыденной жизни, педагогами были разработаны различные методы.

К важным методам речевого развития детей можно отнести:

  1. Методы словесные: чтение,  рассказывание произведений, заучивание наизусть, беседа с детьми.
  2. Методы наглядные: рассматривание иллюстрированного материала, экскурсии, видео-материалов, игрушек и т.д.
  3. Методы практические: дидактические игры и упражнения.

Задачи для достижения цели по речевому развитию средствами художественной литературы:

– воспитание интереса и любви к художественной литературе, формирование умения бережного отношения к книгам;

– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

– воспитание умения слушать произведение,  анализировать их;

– развивать творчество, активизировать словарь, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

– развитие эмоциональной сферы ребёнка;

– формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

       Во всех возрастных группах детского сада решаются данные задачи, различается только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы  ребёнка.

       Для проявления ребенком  любознательности, интереса к разнообразной и содержательной информации, его развитие должно проходить в обстановке, где слушание, беседы и чтение считаются нормой жизни.

      Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что для совершенствования и обогащения речи детей нужно осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, создание благоприятной речевой среды. Для обогащения жизненного литературного опыта детей использовать разнообразные игровые приемы.

      Человек не рождается с художественным вкусом, над многим предстоит работать. У наших детей все еще впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразн...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные...