Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"
консультация

Гупалюк Наталья Викторовна

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей «Начинайте с колыбели»

Музыкальный руководитель Гупалюк Наталья Викторовна

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня — это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение — это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыке — как серьёзной, так и лёгкой. Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.

  1. Петь громко — не значит петь хорошо

Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.

Решающее значение здесь, как, впрочем, и в любом воспитательном действии, имеет пример

родителей. На экзамене в музыкальную школу пятилетняя девочка неожиданно начинает очень громко, с надрывом петь задушевную, лирическую песню. Девочка здесь, разумеется, не при чём. В таком исполнении она слышала эту песню от взрослых и подражает им. Иногда родители ругают малыша: «Что ты там мурлычешь под нос? Поёшь — так пой!». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко — значит петь хорошо.

  1. При совместном пении не заглушайте голос ребёнка

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».

В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

3.Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво

Это очень важно, поскольку маленький ребёнок неуверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Так, одна знакомая нам девочка 12 лет категорически отказывается петь только потому, что в возрасте 3-4 лет мама высмеяла её за фальшивое пение. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребёнка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

4. Используйте куклы и рисунки

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев — быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, или, скажем, катится на коньках, а во время припева — прыгает. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку — перед ребёнком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж, песенку о лете — летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе — изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

Приобщению детей к пению также помогают игры. В игру «Кто первый запоёт?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает тихо играть (или напевать без слов) мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3-5 или более очков.

Можно играть в эту игру, если у ребёнка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пяти, шести или более нотам.

Другой вариант угадывания песни — по ритму. Вы прохлопываете ритм хорошо известной ребенку песни. Потом просите его сделать для вас то же самое. Такие игры развивают чувство ритма.

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость. И. М. Сеченов писал о прямой связи, в которой находятся слуховые и мышечные ощущения. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.

Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукнуть каблуком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите на это их внимание. Объясните также, что под музыку марша шагают бодро, делают четкие, уверенные движения. Под плавную музыку выполняются медленные, спокойные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под неё самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации. Такое направление, кстати, активно используется в так называемых Вальдорфских детских садах, использующих систему воспитания немецкого педагога Рудольфа Штайнера.

Очень хорошо, когда танцам малыша учит его старший брат или сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори: «Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».

Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребёнка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребёнок, умеющий танцевать, встаёт в центр круга, а все выполняют движения за ним.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.

Метод Шиничи Сузуки

Что сказал доктор Сузуки?

Революция в музыкальном воспитании началась в Японии, в конце шестидесятых, но докатилась до Европы, в том числе и до России, только теперь, в начале XXI века. Идеологом этой бескровной революции был скрипач, педагог, философ Шиничи Сузуки. Уже тогда, в конце шестидесятых, он написал слова, прояснившие суть этой революции: «Музыкальность — не врождённый талант, а способность, которая, как и каждая способность, может быть развита». И далее: «... любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке».

Что сделал доктор Сузуки?

Впрочем, слова, не подкреплённые делами, остаются словами. Доктор Сузуки не только говорил, он делал. Увидев, как дети легко овладевают в самом раннем детстве иностранными языками, он выдвинул гипотезу, что так же легко они смогут и научиться играть на любом музыкальном инструменте. А так как сам Сузуки был скрипачом, то решил попробовать обучать детей игре на скрипке с 2-3 лет. Причём не индивидуально, а группами. При этом доктор Сузуки исходил из предположения, что малыши в этом возрасте любят подражать и, увидев, как играют старшие и более продвинутые скрипачи, будут тянуться за ними.

Это поразительно! В это трудно поверить! Такого никогда и нигде не было!

Но у доктора Сузуки получилось. Уже через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей. Сначала из 10, а позже из 20 и более малышей. Четырех-пятилетние музыканты на крошечных скрипочках чисто и синхронно играли вместе концерты Вивальди, а также музыку, специально написанную для них самим учителем. Мы, к сожалению, не видели и не слышали этих уникальных скрипичных ансамблей, но доверяем свидетельствам тех, кто видел и слышал.

В чём суть метода Шиничи Сузуки?

Приведём три основных положения.

  1. Доктор Сузуки верил (здесь и далее пишем в прошедшем времени, так как замечательный педагог умер в 1998 году) в музыкальные способности любого человека. Он считал, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому развили музыкальность в раннем детстве и кому не развили.
  2. Доктор Сузуки любил детей. Любовь к детям входит в его метод как важная составляющая. Нам приходилось работать с самыми маленькими, и мы знаем, что любые самые правильные слова и действия при таких занятиях,
    не подкреплённые любовью к детям, обречены на провал. Малыши необычайно тонко чувствуют фальшь в отношении к ним. Для человека, не любящего детей, заниматься с крохами — чистое мученье

3.Именно поэтому важная часть метода доктора Сузуки — привлечение к работе родителей. Без привлечения пап и мам, то есть людей, которые больше других любят и знают своего ребёнка, метод не действует. Что должны бы ли делать родители, доверившие обучать своих детей игре на скрипке Шиничи Сузуки? Достаточно много. Они посещали уроки, занимались дома с детьми. А некоторые даже сами учились игре на скрипке, чтобы передать свои
знания детям.

Прошло более десяти лет со дня смерти доктора Сузуки, и сейчас можно с большой степенью вероятности утверждать, что в его методе очень многое было связано, как это бывает нередко, с личностью учителя. Мало изучить его метод. Занятия с самыми маленькими — сложная задача, которая требует большой деликатности и терпения. Поэтому личность учителя при попытках идти по пути Сузуки имеет если не определяющее, то очень важное значение. Так что вопрос, как стать вторым Моцартом, или Паганини, или тем же Сузуки, пока остаётся открытым.

Доктор Сузуки неоднократно повторял: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». Согласитесь, что слова доктора Сузуки перекликаются с народной мудростью: «Взяв в руки скрипку, человек не сможет стать бандитом».

Однако в раннем возрасте не стоит «зацикливаться» на каком-нибудь одном виде деятельности, чтобы дети не получили одностороннего и, следовательно, уродливого воспитания. В ключе нашей темы можно сказать определенно: чем более многосторонне развит ребёнок, тем лучше формируются его музыкальные способности.

Однако не все родители понимают это. Приведем пример из нашего опыта.

После лекции о музыкальном воспитании в семье, которую я проводила общеобразовательной школе, и коснулся этого наболевшего вопроса, ко мне подошёл один папа и заговорил раздражённым тоном:

—        Не согласен я с вами. Кого вы предлагаете воспитывать? Разносторонних дилетантов? Недоучек широкого профиля? Ведь для того, чтобы по-настоящему копнуть там, где ещё никто не копал, нужно зубами впиться в какое-нибудь дело и не разжимать зубы до старости. Да и тогда ещё
неизвестно, получится ли что-нибудь путное.

Нас окружили родители, с интересом прислушиваясь к словам молодого папы. Он продолжал:

—        Знаю, вы сейчас вспомните Леонардо да Винчи или Эйнштейна, играющего на скрипке. Исключение это величайшее!

Да, действительно, Лев Николаевич Толстой писал, что для того, чтобы совершить что-нибудь значительное, «... надо сфокусировать все силы водной точке». И жизнь писателя была тому примером. Но, во-первых, речь идёт о самом раннем детстве, и, во-вторых, не мешало же это Льву Николаевичу любить труд, музыку, играть в городки. Напротив, помогало. Привязывая же малыша к чему-то одному, мы развиваем его односторонне. Может быть, зарываем в землю талант, лежащий совсем в другой области.

В заключение хотим вспомнить слова замечательного русского педагога К. Д. Ушинского: «Только хорошо поставленное общее воспитание, — писал он, — может стать надёжной базой специального образования.

                                                        

По материалам журнала «Музыкальный руководитель» статья «Начинайте с колыбели» Л. Мадорский, преподаватель музыкальной школы, Германия, доктор психологических наук, профессор Муз. академии им. Гнесиных, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Музыкальное воспитание необходимо начинать за девять месяцев до рождения ребёнка....

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня — эт...

Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3-х ЛЕТ....

Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего ран...

Консультация для родителей "Пойте с колыбели"

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша....

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отмечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос хорош...