Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"
консультация (старшая группа)

Лунёва Светлана Леонидовна

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня — это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение — это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыке — как серьёзной, так и лёгкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАЧИНАЙТЕ С КОЛЫБЕЛИ» 

Рекомендации Л. Мадорского, преподавателя музыкальной школы, Германия;

А. Зак, доктора психологических наук, профессора  Музыкальной академии им. Гнесиных, г. Москва.

«НАЧИНАЙТЕ С КОЛЫБЕЛИ» 

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня — это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение — это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыке — как серьёзной, так и лёгкой.

Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации по приобщению детей к пению.

1. Петь громко — не значит петь хорошо

Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.

Решающее значение здесь, как, впрочем, и в любом воспитательном действии, имеет пример родителей. На экзамене в музыкальную школу пятилетняя девочка неожиданно начинает очень громко, с надрывом петь задушевную, лирическую песню. Девочка здесь, разумеется, не при чём. В таком исполнении она слышала эту песню от взрослых и подражает им. Иногда родители ругают малыша: «Что ты там мурлычешь под нос? Поёшь — так пой!». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко — значит петь хорошо.

2.        При совместном пении не заглушайте голос ребёнка

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».

В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

3.        Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво

Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Так, одна знакомая нам девочка 12 лет категорически отказывается петь только потому, что в возрасте 3-4 лет мама высмеяла её за фальшивое пение. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребёнка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

4. Используйте куклы и рисунки

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню Зайка», где запев поётся медленно, а припев — быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, или, скажем, катится на коньках, время припева — прыгает. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку — перед ребёнком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж., песенку о лете - летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе — изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

Приобщению детей к пению также помогают игры. В игру «Кто первый запоёт?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает тихо играть (или напевать без слов) мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3-5 или более очков.

Можно играть в эту игру, если у ребёнка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пяти, шести или более нотам.

Другой вариант угадывания песни — по ритму. Вы прохлопываете ритм хорошо известной ребенку песни. Потом просите его сделать для вас то же самое. Такие игры развивают чувство ритма.

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость. И.М. Сеченов писал о прямой связи, в которой находятся слуховые и мышечные ощущения. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.

Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукнуть каблуком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите на это их внимание. Объясните также, что под музыку марша шагают бодро, делают четкие, уверенные движения. Под плавную музыку выполняются медленные, спокойные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под неё самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации. Такое направление, кстати, активно используется в так называемых Вальдорфских детских садах, использующих систему воспитания немецкого педагога Рудольфа Штайнера.

Очень хорошо, когда танцам малыша учит его старший брат или сестра.

Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори: «Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».

Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребёнка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребёнок, умеющий танцевать, встаёт в центр круга, а все выполняют движения за ним.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.



Предварительный просмотр:

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным для этого этапа в жизни человека комплексный подход в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетические чувства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни.

Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально–психических состояний ребёнка. Детям дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить минорную музыку, ребёнок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает ребёнку осваивать мир человеческих страстей, эмоций, чувств, переживаний. Как же музыкой воздействовать на душу ребёнка? Воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребёнок послушает музыку и станет лучше. На музыкальных занятиях в детском саду организовывается музыкально–игровая деятельность с целью развития нравственно–ценностных отношений между детьми. Используются следующие формы и виды работы:

  • Первоначальное знакомство с нотной грамотой
  • Пальчиковые игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук
  • Музыкальные игры – танцы, которые дают возможность разрядиться
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Пение потешек, песенок, распевок

В таком совместном музыкально–игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова, мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Особое внимание необходимо уделять изучению и слушанию классической музыки, она благотворно влияет на физиологические процессы детского организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно–сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. Ребёнок лучше засыпает под звуки классической музыки, а у детей, занимающихся продуктивными видами деятельности, улучшается работоспособность.

Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее музыкальное развитие ребёнка. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителей значения музыкального воспитания детей.

Работа с семьёй заключается в музыкальном просвещении родителей и приобщении их к совместной музыкальной деятельности. Каждый день необходимо приобщать ребёнка к музыке, играть с ним, доставлять ему радость. Учите малыша слушать музыку, т.к. это основа музыкального воспитания. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо развивать музыкальную память ребёнка, способность различать характер музыки, умение слышать изменение силы звука, скорости звучания, учить различать высокие и низкие звуки, воспитывать желание слушать и умение слышать музыку. Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и он просит повторить её ещё и ещё, а также любимые музыкальные инструменты, на которых он с удовольствием играет. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Очень важно, чтобы ребёнок просил родителей спеть ему ту или иную песенку, повторить ту, которая ему больше всего нравится, подпевал взрослому, играл в игры, в которых звучит музыка. Взрослые порой сами лишают ребёнка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Ребёнок громко поёт, даже кричит, голос его дрожит, напряжён, а взрослые поощряют его, радостно хлопают. Похвалили, и малыш старается петь ещё громче, а песни-то уже нет, нет мелодии, он её перекричал и уже не слышит что поёт. Ребёнок не справился с песней не потому, что от природы не музыкален, или ещё мал, это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио– и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.

Что же происходит, если дома музыка звучит часами? И не только весёлая или грустная, а песни, исполняемые ансамблями, группами в стиле рок, рэп и т.д. – громкие, бравурные, агрессивные и отнюдь не для детей. Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным, агрессивным. Он плохо ест, хуже засыпает. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – ребёнок учится не слышать музыку, не обращать на неё внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно и понимать «хорошую» музыку. Громкое, продолжительное звучание портит нервную систему малыша, его слух: ребёнок уже не слышит выразительные интонации и нюансы музыки. Так мы с детства приучаем своих любимых малышей к обеднённому восприятию музыкального искусства.

Будьте очень внимательны, когда говорите своему ребёнку: «Слушай музыку!» (Какую, когда, как и сколько?), «Спой песенку!» (Какую, как, когда). «Попляши!» (Под какую музыку, сколько, как, когда, какое настроение у ребёнка, здоров ли он?). Родителям необходимо помнить, что только в сотрудничестве с музыкальным руководителем, педагогами, психологом можно достичь определённого результата в музыкальном воспитании детей, так как оно непрерывно связано с общим развитием ребёнка, научить ребёнка понимать и любить музыку.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах. Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления. Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их. На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию. Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования. На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость. Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений. В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.) В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля. Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему? В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения. В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.



Предварительный просмотр:

 

 

Консультация для родителей

 Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье. 

Слушание-восприятие

Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания. 

Организация

Создание условий для прослушивания.

А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)

Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)

В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку

Г) совместные походы с детьми в театр, концерт

Д) собирание домашней фонотеки  

 Певческая деятельность

 

Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.

 

 Организация

  1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.

2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.

Музыкально-ритмическая деятельность:

Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.  

 Организация

1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку

2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.

3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций. 

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:

Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух – трех звуках индивидуально и в совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).

Организация

 

1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:

а) приобретение музыкальных инструментов

б) создание музыкального уголка

в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов

2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.

3. Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках)

       Можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного  мира ребёнка  более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.



Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Однако окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством слушатель воспринимает «музыкальный ширпотреб», поддерживаемый индустрией радио и телевидения, тиражируемый бесчисленным множеством аудиокассет и компактдисков. Поэтому понятно, сколь остра проблема воспитания человека, способного отличить подлинную красоту высокого искусства.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление (термин В.В. Медушевского) — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования. Выдающиеся отечественные музыканты-просветители, ведущие теоретики музыкального воспитания считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Так, Б.В. Асафьев подчеркивал необходимость всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью. Б.Л. Яворский предлагал ввести в учебный план школ слушание музыки в качестве специальной дисциплины, рассматривая это как метод развития музыкального мышления. Отвергая мнение о том, что «дети не поймут взрослой музыки», Б.Л. Яворский связывал решение этой проблемы с доступностью содержания произведения, силой его эмоционального воздействия, качеством исполнения.

О важности формирования у детей музыкальной восприимчивости и значении высокой художественности предлагаемого репертуара говорили Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, НА. Ветлугина и многие другие деятели музыкального воспитания. Дмитрий Борисович Кабалевский отводил музыкальному восприятию центральную роль в своей программе.

Поднятая проблема по-прежнему актуальна. Ее решение требует обновления музыкального репертуара, разработки новых педагогических методов развития у детей музыкального восприятия-мышления. В связи с этим принципиально важно понимание логики становления музыкального восприятия в онтогенезе. В ходе специального лонгитюдного (длительного) исследования одним из авторов (К.В. Тарасовой — ред.) выявлены этапы развития музыкального восприятия у ребенка в период дошкольного детства, те средства музыкальной выразительности, на которые он ориентируется, и показаны две основные тенденции музыкального восприятия: ориентировка на отдельные средства музыкальной выразительности и возрастание ориентирующей роли их комплекса, а также появление интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия.

У ребенка в процессе развития музыкального восприятия изменяется и интерпретация музыки — от бедных, единичных, сугубо конкретных ее характеристик в младшем дошкольном возрасте к ярким, развернутым, богатым — в старшем. Один из факторов, качественно обогащающих интерпретацию музыки и музыкальное восприятие в целом, — ориентация ребенка на мелодию и интонацию. Однако в обычных условиях ' музыкальных занятий интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия возникает только на пятом году жизни, и не у всех детей. Автор исследования (К.В. Тарасова — ред.) предположила, что разработка специальной методики, включающей «словарь мелодий-интонаций», будет способствовать скорейшему решению поставленной задачи.

Гипотеза эта нашла подтверждение в работе Н.В. Корчаловской. Предложенные ею приемы развития интонационно-мелодической ориентации музыкального восприятия: отдельное проигрывание и анализ педагогом мелодии и составляющих ее интонаций; пропевание мелодии детьми; наглядное пространственное моделирование направления ее движения; подбор мелодий на детских музыкальных инструментах и др. — заслуживают пристального внимания.

В целом восприятие музыки представляет для детей дошкольного возраста большую трудность. Связано это, с одной стороны, со спецификой музыкального художественно го образа, с другой — с возрастными особенностями ребенка. Дошкольнику, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, непроизвольным по характеру и малым по объему запоминанием, неустойчивым вниманием, трудно воспринять и понять абстрактный по своей сути и развивающийся во времени музыкальный образ. Вот почему ребенку нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.

Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более
доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку «дешифровать» музыкальный художественный образ. Метод этот положен Н.А. Ветлугиной и сотрудниками ее лаборатории (НИИ дошкольного воспитания) в основу комплексных занятий, построенных по принципу тематизма. Не отрицая правомерности подобного подхода, отметим: взаимодействие различных видов искусства в таких сплетающихся жанрах, как опера и балет, практически не  используемых в работе с дошкольниками, станет более органичным, если будут учтены общие закономерности художественного мышления и способности детей, универсальность ряда компонентов художественного языка.

Занятия   по   слушанию   музыки,   на   наш   взгляд,   должны   включать   специальный музыкальный репертуар; адекватные возрасту детей методы работы; различные виды музыкальной и художественной деятельности детей. Другие виды музыкальной деятельности — это музыкальное движение, игра в оркестре, пение, дирижирование, которые способствуют более глубокому постижению произведения, его запоминанию. Произведения  изобразительного  искусства  и  художественной литературы,  более доступные ребенку, чем музыка, помогают ему в ходе музыкальных и интегрированных занятий «дешифровать» музыкальный художественный образ; создают определенное настроение.

Занятия  по  слушанию  музыки должны отличаться вариативностью.  Музыкальный руководитель может проводить  «чистое»  слушание с анализом музыки и слушание, сочетаемое с другими видами музыкальной и художественной деятельности. Эти виды также   могут   варьироваться:   слушание   и   движение,   слушание   и   игра   на   детских музыкальных инструментах, слушание и рисование.        

Вариативным представляется и ход занятия. Его план и стратегию педагог тщательно продумывает, то в процессе самой работы допускаются изменения (вопросы, задания, приемы и методы), диктуемые эмоциональным состоянием детей, степенью их восприимчивости, без жесткой схемы, шаблона. Музыкальный руководитель может (провести слушание на общем музыкальном занятии, включив и другие виды музыкальной деятельности, и на специальном (чаще всего во второй половине дня), которое строится так: вступление — короткое вводное слово; слушание произведения в целом, его разбор, анализ; повторное слушание на более высоком уровне осознания; последующее закрепление музыки в памяти.        

Схема эта рассчитана на несколько занятий. На первом обязательны прослушивание произведения в целом, его анализ, а также повторное слушание. Конкретный план • работы над музыкальным произведением, количество занятий, необходимое для ознакомления с ним, зависят от сложности, объема, возраста детей, а также их подготовленности. Главная задача, как в младших группах, так и в старших — формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, опосредованную пониманием ее содержания. Эта задача решаема в том случае, если дети слушают высокохудожественную музыку в определенных условиях. На каждом занятии создается совершенно особая атмосфера «погружения» в прекрасный мир музыки. «Тональность» общения — светлая, доброжелательная; музыкальный руководитель очень внимателен к индивидуальной интерпретации музыки каждым ребенком (что, как известно, зависит от уровня музыкального и общего развития); деликатно поправляет воспитанника, но только в том случае, если его ответ, рассказ противоречит характеру музыкального образа. Но если ребенок, например, прослушав пьесу С. Слонимского «Кузнечик», скажет: «Эта музыка рассказывает о зайчике», педагог соглашается, так как малыш понял главное — настроение, характер произведения. Важно, чтобы дети не уставали слушать музыку. Если внимание рассеивается, глаза «потухли», это, безусловно, сигнал к завершению занятия или смене деятельности.

Вступительная беседа перед первым прослушиванием музыки, продуманная, интересная, может включать рассказ об общем содержании произведения, его жанре, сведения о композиторе и т.д. «Слово о музыке» требует от взрослого тонкости, деликатности и чувства меры. Его рассказ — яркий, образный, но в то же время краткий, поскольку дается лишь общее направление, некоторый ориентир для восприятия музыки, не исчерпывающий смысловой многозначности музыкального образа.

Знакомство с музыкальным произведением, исполненным высокохудожественно, начинается с его целостного восприятия. Перед повторным прослушиванием педагог обязательно задает вопросы («Какая музыка рассказала о зайчике — быстрая или медленная, громкая или тихая?», «Какие звуки вы услышали в музыке — высокие или низкие?»). Только так младшие дошкольники услышат ведущие средства музыкальной выразительности, научатся воспринимать динамичный образ произведения («Послушайте музыку еще раз, а потом скажите, меняется ли ее настроение?»; «Почему композитор именно челесте поручил исполнение волшебной музыки Феи Драже?»). Анализ музыки требует от педагога музыкальной и общей культуры, умения в доступной и интересной для детей форме охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки; связать мелодические, ритмические, тембровые и другие особенности произведения с характером музыкального образа. Музыкальный руководитель избегает абстрактного анализа, не связанного с эмоциональным содержанием музыки. Иными словами, не навязывает собственную программу и интерпретацию произведения, не подменяет ее живое восприятие, переживание задачей воспроизвести по памяти многочисленные синонимы, определяющие общий характер музыки.

МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Ребенок четвертого года жизни способен эмоционально откликнуться на музыку, воспринять   ее   общий   характер,   настроение,   определить   элементарную   жанровую принадлежность произведения, услышать тембровые, динамические, а иногда и ритмические особенности. При определении общего характера музыки малыш ориентируется, не на весь комплекс выразительных средств, а на какое-либо одно, чаще всего темп, реже — тембр или динамику.  На пятом году жизни дети могут слышать большее количество средств музыкальной выразительности — сначала два (чаще всего темп и тембр  или  темп  и динамику),   затем  три  и  более.   Самые  музыкальные  начинают ориентироваться   на   мелодию   и   интонацию,   что   свидетельствует   о   значительном качественном скачке в развитии музыкального восприятия. Эти дети более адекватно воспринимают   музыку,   более   развернуто   ее   интерпретируют.   В   соответствии   с возрастными особенностями должен подбираться и репертуар.  Это могут быть как небольшие, интонационно яркие программные пьесы — им отдается предпочтение, — например, «Кукушка» Л. Дакена, «Куры и петухи» К. Сен-Санса, «Маленький беленький   ослик»   Ж. Ибера,   «Кузнечик»   С. Слонимского,   так   и   крупные   и  достаточно сложные произведения — «золотой фонд» мировой музыкальной культуры: «Весна» и «Осень» А. Вивальди, «Весенняя» и «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, «Вальс снежных хлопьев» и «Подснежник» П. Чайковского, «Полька» и «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. Но в этом случае задачи облегчаются. Так, «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года» (I часть) дети слушают как «очень красивую музыку про осень».

Учитывая, что объем внимания, память у малышей еще не устойчивы, музыкальный руководитель в ходе одного занятия предлагает одну—две миниатюры или одно сочинение крупной формы, с обязательным повторным прослушиванием миниатюр или фрагмента(ов) крупных произведений. Музыкальные произведения-миниатюры прослушиваются на двух—трех занятиях, произведения крупной формы  — на четырех—пяти. Через какой-то отрезок времени по выбору педагога или по желанию детей полезно возвратиться к ранее прослушанным сочинениям. На занятиях по слушанию музыки с детьми пятого года жизни взрослый уделяет внимание анализу мелодии — основного выразительного средства музыки; ставит задачу услышать и узнать тембр того или иного знакомого инструмента. (Далее эту работу целесообразно проводить на протяжении всего дошкольного возраста.) Мелодия продевается (если позволяет ее диапазон), проигрывается без аккомпанемента. Ее направление моделируется движением руки. Если, к примеру, прослушивается пьеса Р. Леднева «Лесная тропинка», педагог обращает внимание детей на то, как кружится мелодия, как «вьется» тропинка; если предлагается вниманию пьеса Р. Шумана «Смелый наездник» — привлекается внимание к ее активному характеру, устремленности мелодии вверх.

Тембр — одно из важнейших средств музыкальной выразительности. С его помощью можно отделить части произведения друг от друга, усилить и ослабить контрасты, выделить мелодию, аккорд, бас, придать им особый смысл. Тембры — это богатейшая звуковая палитра, с помощью которой создается музыкальное полотно. Восприятие тембровых характеристик музыкального произведения помогает детям понять содержание музыкального художественного образа, обогащает их музыкальное восприятие, делает его более эмоциональным. Дети пятого года жизни способны слышать и узнавать тембр скрипки в «Менуэте» Л. Боккерини, клавесина в «Кукушке» Л. Дакена и «Курице» Ж.Ф. Рамо.

Ознакомление с инструментами симфонического оркестра — это уже тема занятий в конце года. Для прослушивания предлагается симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

В этот возрастной период детей знакомят также со звучанием русских народных инструментов — балалайки, гуслей, трещотки, ложек, гармошки и др. После прослушивания пьес и наигрышей предлагаются произведения, в которых фортепиано как бы «подражает» переливам гуслей («Гусли звончатые» В. Кикты), звучанию гармошки, балалайки («Танец матрешек» А. Нагаева).

Знакомство с жанрами продуктивнее начинать с прослушивания близких детям и уже имеющихся в их музыкальном опыте маршей, песен и танцев («трех китов», по Д. Кабалевскому), но контрастных по характеру образа — например, «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» Ф. Шуберта или колыбельных П. Чайковского, Р. Паулса, Г. Свиридова. Или пьес, близких по настроению: «Бабочки» Ф. Куперена и «Бабочки» Г. Шишкова. Ряд музыкальных произведений после прослушивания желательно использовать в разделах «Музыкальное движение» (К. Дебюсси, «Кукольный кэк-уок»; П. Чайковский, «Марш деревянных солдатиков»), «Игра на детских музыкальных инструментах» (В.А. Моцарт, хор из оперы «Волшебная флейта»; Р. Леденев, «Дождь идет»; В. Агафонников, «Табакерка» и др.)

Дети обычно с удовольствием двигаются под музыку. Ее настроение определяет эмоциональный характер движений. Удачно найденное выразительное движение позволяет ребенку более глубоко проникнуть в содержание музыкального образа, способствует умению слышать не только внешний, звуковой план музыкального произведения, но и вникать во внутреннее содержание (С.Д. Руднева, А.В. Пасынкова, В.В. Мироненко). Двигаясь под музыку, ребенок переживает ее как процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение. Именно в музыкальном движении - эффективном способе анализа музыки - легче всего определяется форма произведения. Детям младшего дошкольного возраста доступны простые изобразительные движения - погладить, пожалеть воображаемого котенка (А. Гречанинов, «Котик заболел»), покачать кукол (В. Агафонников, «Танечка, баю-баю-бай»), которые они выполняют с большим удовольствием.

Дети пятого года жизни более свободно владеют своим телом, чем малыши, и двигательно активны. Поэтому задачи, которые ставит перед ними педагог, усложняются — например, услышать и почувствовать необычность, яркость комического характера танца куклы-негритенка (К. Дебюсси, «Кукольный кэк-оук») и передать его с помощью прыжков, хлопков, подскоков. Для наглядности приводим примерные конспекты занятий.

Старший дошкольный возраст

В этот возрастной период дети слушают более сложные, чем ранее, музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало. Определяя общий характер произведения, ориентируются уже на несколько средств выразительности. Гораздо больше детей, чем в предыдущей возрастной группе, воспринимают его музыкально-мелодическую сторону; значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, что ведет к появлению внемузыкальных образов и ассоциаций. Если занятие построено правильно, дети начинают слышать процесс развития музыкального образа в произведении.

В группах старшего дошкольного возраста наряду с общими задачами развития музыкального восприятия (речь идет о формировании эмоциональной отзывчивости на музыку, умении ее слышать, анализировать и интерпретировать; формировании запаса музыкальных впечатлений) могут быть поставлены и задачи специальные. Речь идет о формировании необходимого объема теоретических сведений о музыке - обобщенном представлении о жанре - ключевом понятии как музыкального, так и любого другого искусства» Например, общее понятие «танец» конкретизируется в хорошо известных детям жанрах вальса, польки, народного танца. Разумеется, теоретические сведения музыкальный руководитель дает в очень небольшом объеме и только после того, как дети приобретут соответствующий эмпирический опыт. Форма преподнесения - максимально доступная и интересная - не всегда в виде готовой информации. Необходима своего рода активизирующая и развивающая «поисковая ситуация», в ходе которой дети самостоятельно «добывают знания». Она может включать вопросы, предваряющее слушание музыки и ориентирующие музыкальное восприятие; постановку той или иной задачи, которая решается прослушиванием музыкального произведения; совместный со взрослым анализ музыкальной пьесы. Тем самым дети самостоятельно открывают для себя признаки того или иного жанра, размышляют о роли различных выразительных средств в создании музыкального образа и т.д.

Музыкальный опыт у детей накапливается и обобщается благодаря знакомству с новыми произведениями и возврату к прежним, уже известным. Жанр вальса, например, представлен в программе новыми сочинения ми - «Вальсом цветов» П. Чайковского, «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса, вальсами Ф. Шопена до диез минор, ля минор и уже известными «Вальсом снежных хлопьев» П. Чайковского и «Вальсом-шуткой» Д. Шостаковича.        .

В старшем дошкольном возрасте дети получают также представление о делении музыки на вокальную и инструментальную; знакомятся с различными формами исполнения вокальной музыки (соло, ансамбль, хор), типами хоров (детский, смешанный), тембром женского голоса (сопрано); узнают новую информацию о некоторых известных им инструментах скрипке, флейте, гобое, кларнете - и получают представление о незнакомой им пока арфе, знакомятся с выразительными возможностями их звучания: соло, в ансамбле или оркестре, с их строением, историей создания. Так, знакомство со скрипкой предполагает прослушивание скрипки (соло) в «Каприсе» Н- Паганини, ансамбля скрипки и фортепиано в «Мелодии» К.В. Глюка, скрипок в составе симфонического оркестра (В.А. Моцарт, «Музыкальная шутка»; И. Штраус, «На прекрасном голубом Дунае» и др.).

Помимо более полной информации о жанрах, дети получают представление и о музыкальных формах: двухчастной - на примере любой известной песни, имеющей запев и припев; трехчастной - на примере пьесы Л. Бетховена «Весело-грустно», «Грустной песенки» В. Калинникова, «Подснежника» П. Чайковского и др. На седьмом году жизни знакомятся с более сложной формой музыки -рондо. Яркие примеры этой формы - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта и «Маленькое рондо» С. Слонимского. К анализу формы музыкального произведения музыкальный руководитель обращается только в тех случаях, когда ее осознание детьми способствует лучшему пониманию содержания музыки. Не столь важно скрупулезно подсчитать количество частей в пьесе - гораздо существеннее, чтобы дети, получив представление о ее форме, лучше восприняли контраст настроений, почувствовали и пережили характер музыкального образа.

В работе со старшими дошкольниками, как и с малышами, один из ведущих методов - сравнение. Сравниваются контрастные по настроению пьесы (0. Ананьева, «Плакса» и «Весельчак»), ярко контрастные музыкальные темы. Это может быть современная пьеса В. Гаврилина «Мальчик гуляет, мальчик зевает», музыкальные образы которой настолько ярки, что позволяют зримо представить веселого мальчугана с мгновенно меняющимся настроением и самостоятельно определить ведущие средства музыкальной выразительности. Хорошо сравнить и две контрастные по характеру музыкального образа пьесы «сказочной» тематики - «Бабу Ягу» П. Чайковского и «Дюймовочку» С. Слонимского.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность слышать процесс развития музыкального образа. Но способность эта проявится только в том случае, если музыкальный руководитель при прослушивании будет обращать внимание на изменение характера образа, динамику его развития. Исключительно важен подбор репертуара. Это должны быть произведения, имеющие программное содержание, зримо-действенные, театральные: фрагменты сценических произведений - опер и балетов («Руслан и Людмила» М. Глинки; «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова; «Щелкун-МК» П. Чайковского; «Золушка» С. Прокофьева и др.), произведения камерной и симфонической музыки, имеющие театральную основу или тяготеющие к театрализации («Картинки е выставки» М. Мусоргского; «Пер Гюнт» Э. Грига и др.). Весьма благодатный материал для восприятия процесса развития музыкального образа - музыка опер и балетов, предназначенная для сценического воплощения; в ее основе лежит определенный сюжет, последовательность событий. Музыкальный руководитель знакомит детей с сюжетом до прослушивания того или иного музыкального фрагмента. Тем самым он в значительной степени активизирует восприятие дети имеют возможность следить за динамикой музыкального образа. Замечательный пример - фрагмент «Па де шаль» («Танец с шалью») из балета «Золушка» С. Прокофьева. Его сюжетная драматургия включает в себя четыре узловых момента, которые можно схематично обозначить как «Вышивание шали» «Ссора» - «Жалоба» - «Танец». Дети знакомятся с сюжетом музыкального фрагмента и его основными темами. При повторных прослушиваниях они легко слышат и комментируют развитие музыкального образа: «сестры вышивают», «дерутся», «упали», «жалуются», «танцуют».

Театральностью в широком смысле этого слова обладают многие произведения камерной и симфонической музыки. Буквально пронизано ею гениальное сочинение М. Мусоргского «Картинки с выставки». По словам Т. Курышевой, композитор каждую картину перевел в действие, событие, наполнил специфическим движением, ассоциативно связанным с изображением, то есть проявил себя не только как композитор-живописец, но и как композитор-режиссер. Так, «Избушка на курьих ножках» рисует фантастический образ Бабы Яги: в музыке слышатся и постукивание костяной ноги, и лихой полет в ступе с помелом, и завораживающее колдовство (средняя часть). Перед прослушиванием пьесы музыкальный руководитель предлагает детям подумать, о чем может рассказывать музыка, которая сейчас прозвучит; обращая внимание на развитие музыкального образа, задает вопросы («Послушайте внимательно, изменится ли настроение музыки»; «Если изменится, то как?»; «Где меняется - в середине, в конце?»). Заметим: ориентировка на процесс развития музыкального образа не имеет ничего общего со стремлением «объяснить» любое музыкальное произведение, обязательно «снабдив» его сюжетом: «Вот здесь птички поют, а здесь бабочка полетела». Педагог отбирает только те произведения, которые содержат яркую динамику, яркую сюжетную основу. Такая музыка помогает «увидеть», по словам Д. Кабалевского, что «происходит» в музыке, а впоследствии «перенести» умение слышать динамический характер музыкального образа на музыкальные произведения, не обладающие столь яркой театральностью.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа и над интонационно-мелодической ориентацией музыкального восприятия. Наряду с прослушиванием, пропеванием мелодии и ее анализом, моделированием движением руки ее направления, педагог часто дает детям задание самостоятельно подобрать мелодии на музыкальных инструментах. Все большее количество произведений после прослушивания и анализа он «передает» в другие разделы программы - «Музыкальное движение» и «Игра на детских музыкальных инструментах», что будет способствовать более глубокому пониманию и запоминанию музыки. Так, дети замечательно воспроизводят в движении «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, пьесу В. Гаврилина «Мальчик гуляет, мальчик зевает», в оркестре - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, «Маленькое рондо» С. Слонимского и др.

Самые яркие, любимые детьми музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники ъ детском саду - это незабываемая страница в жизни ребенка, богатый источник его впечатлений. Высокохудожественная музыка (например, пьесы В. Ребикова из цикла «Игрушки на елке» - «Кукла в сарафане», «Паяц», «Игра в солдатики»; П. Чайковского - «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», «Вальс снежных хлопьев», «Трепак», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; В.А. Моцарт - «Хор» из оперы «Волшебная флейта») способна оставить заметный след в душе ребенка. При этом важно сохранить единство стиля, по возможности используя произведения одной эпохи, одной национальной школы и т.д. На празднике может быть использована русская музыка XIX века - сочинения П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, В. Ребикова, А. Гречанинова и др. Утренник можно целиком построить на музыке какого-либо одного композитора - Э. Грига, С. Прокофьева и др.

Хотим обратить внимание музыкальных руководителей: низкопробные эстрадные песни исключаются.

Для того чтобы дети запоминали музыку, которую они слушали, чтобы у них появлялись любимые произведения, необходимо возвращаться к прослушанным пьесам, решая при повторении более сложные задачи. Одна из эффективных форм «повторения пройденного» - музыкальная викторина, которая позволяет педагогу определить, в какой мере дети овладели материалом, какие произведения запомнили, а к каким сочинениям нужно вернуться. Дети очень любят играть в «музыкальные загадки». Игра-викторина проводится в конце занятия по слушанию музыки два-три раза в месяц.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Баю-баюшки, баю

Милую свою баю,

Баю славную свою...»

 

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы  песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые»

 

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

 

 

 

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

ПОЙТЕ, КАК МОЖЕТЕ. НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС.

ГЛАВНОЕ - С ЛЮБОВЬЮ. ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ. ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

 

 

 

«Люли-люлющки-люли!                             «Динь-дон. Динь-дон,

Все игрушки спать легли,                            В переулке ходит слон.

К нам пришла Бабайка-                               Старый, серый, сонный слон,

Скорозасыпайка!                                          Динь-дон, Динь-дон.

Ласковый голосок,                                        Стало в комнате темно:

Шёлковый поясок...                                      Заслоняет слон окно,

Будет с нами до утра-                                  Или это снится слон?

Спите, глазки, спать пора»                          Динь-дон, динь-дон.

 

                         И. Демьянов                                        И. Токмакова

  

 

«Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке...

Позеваем сладко -

И уснём в кроватке!»

 


И. Демьянов



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие музыкальности у детей»

Развитие музыкальности у детей

С точки зрения психологии, музыкальность – это особое качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости  человека на музыку, в способности видеть в её звучании некоторое содержание. Наличие или отсутствие этого качества не находится в прямой связи и однозначной зависимости с развитием звуковысотного слуха или каких-либо других частных музыкальных способностей. Поэтому даже систематическое обучение музыке не всегда обеспечивает развитие музыкальности. В тоже время есть люди, не имеющие музыкального образования, но способные глубоко чувствовать и понимать музыку и получать истинное удовольствие от встреч с нею.

        Задачей педагогической работы с детьми в детском саду является не специальное обучение, а именно развитие этой способности слышать музыку и получать удовольствие  от встреч с нею.

        Безусловно, невозможно сформировать такое качество в ходе 15 минутного занятия с музыкальным руководителем  в неделю. Музыка должна стать частью  естественной жизни ребёнка в группе и повседневной жизни.

        Это возможно только в том случае, если задачами музыкального воспитания детей будут озабочены не только специалисты, но и воспитатели, и родители. Музыка очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с её помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить ребёнка, если в этом есть необходимость. Собственное музицирование позволяет, в свою очередь, ребёнку выразить эмоции в культурно приемлемой форме. Для детей будет очень хорошо, если они вместе с вами откроют для себя радость возможности напевать разные мелодии в соответствии с их собственными сиюминутными настроениями. Наконец, слушание музыки позволяет познакомить детей  с богатой палитрой эмоциональных переживаний, которые пока ещё не возникают в их собственной жизни.

        Таким образом, задача развития музыкальности стоит перед всеми взрослыми, которые постоянно находятся с детьми.

Консультация для воспитателей

«Когда и что можно слушать и петь»

Режимный процесс

Содержание

  1. Индивидуальный приём детей

  1. Общее утреннее приветствие

  1. Бытовая работа (уборка в групповой комнате, сервировка стола и т.п.)

  1. Занятия (те, на которых это уместно)

  1. Хороводные игры

  1. Выход на прогулку, пешие переходы

  1. Укладывание спать

  1. Пробуждение; приведение детьми себя в порядок

  1. Танцы в группе

  1. Прогулка

  1. Праздники

12. Любое время, когда у детей есть соответствующее настроение

Ритуальная песенка-приветствие

То же

Народные и авторские лирические песенки

Тематические «дидактические песенки»

То же

Марши

Народные и авторские колыбельные  песни

Народные песенки, пестушки, потешки

Народная, классическая и современная танцевальная музыка

Календарный фольклор, обращение к природе

Тематический подбор

То, что хочется

Работа воспитателя в группе по музыкальному развитию детей

Прежде всего,

- Петь для детей и вместе с детьми. Именно пение без музыкального сопровождения способствует развитию звуковысотного слуха. Желательно петь в диапазоне звучания чуть выше разговорной речи, потому что слуховой анализатор ребёнка более чувствителен к высоким звукам.

- Чётко произносить все звуки, правильно и чётко артикулировать их и не проглатывать окончания.  

- Для слушания музыки в записи вы выбираете короткие произведения или отрывки на 5-7 мин.

- В отрывке должно быть выражено какое-то настроение.

- Должна звучать партия солирующего инструмента или же это должно быть произведение для одного инструмента

- Произведение должно иметь подлинную художественную ценность.

- Прослушивание музыкальных инсценировок сказок.

- Учите слышать окружающий мир; пение птиц, журчание воды, весеннюю капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, колокольные перезвоны.

- Удалите шумовой фон, вызывающий утомление нервной системы – это громкие голоса детей, резкие окрики и возгласы взрослых, шумы автодороги, работающих механизмов, гудение ламп, аквариумных процессоров, музыки из радиоприёмника, магнитофона, проигрывателя (если это не специальный фон), расстроенных музыкальных инструментов.

Всегда обращайте внимание на силу звука, на его громкость. Не допускайте громкого звучания!



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ D:\Консультации для родителей\Музыкальжные фоны\musik_stend\3.jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Муз. руководитель\Файлы\Картинки из инета\Карапуз.jpg

СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. 

Рекомендации по развитию чувства ритма

•    Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

•  Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

•    Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

•    Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.



Предварительный просмотр:

 

             

                

                

                Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и любящего ее.                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Музыкальное воспитание необходимо начинать за девять месяцев до рождения ребёнка....

Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3-х ЛЕТ....

Консультация для родителей «Начинайте с колыбели»

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего ран...

Консультация для родителей "Пойте с колыбели"

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша....

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отмечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос хорош...

Конспект НОД "Колыбель-колыбель"

Конспект интегрированного НОД с детьми средней группы по теме "Колыбель-колыбель"....