Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Сергеевна

Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и

познавательном развитии ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Н.С.

Мастер-класс для родителей «Использование интеллект-карт в речевом и

познавательном развитии ребенка»

Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, педагогов

Задачи:

  • Развивать познавательную и речевую активность детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;
  • Знакомить родителей с инновационным методом запоминания информации –

методом интеллект-карт;

  • Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком

Этапы:

  • Подготовительно-организационный  :

  • Цели и задачи мастер-класса

  • Актуальность темы

  • Основной:

  • Теоретическая часть. Ознакомление с методикой составления интеллект-карт

  • Практическая часть. Составление родителей и детей интеллект карты на тему

«Осень»

  • Заключительный:

  • Составление рассказа на тему «Осень» (с опорой на интеллект-карту)

  • Рефлексия

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Интеллектуальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. На сегодняшний день метод Тони Бьюзен признан самым новаторским, он основан на научных открытиях в устройстве и порядке работы головного мозга.

Этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.

Сам процесс создания стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга.

Использование интеллект-карт даёт ребенку:

  • Задействовать оба полушария головного мозга.

  • Повышать работоспособность.
  • Осуществлять контроль собственной тельную активность.
  • Обогащать словарный запас. интеллектуальной деятельности.

  • Улучшать все виды памяти.

  • Развивать мышление, интеллект, речь, познава

  • А главное - повышать результативность.

Со своими воспитанниками старшего дошкольного возраста,мы составляем интеллектуальные карты согласно лексическим темам. На слайде примеры интеллект карт:

Показываю карту времена года, карту транспорт. виды карт.

  • Теоретическая часть. Ознакомление с методикой составления интеллект-карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

  • Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
  • В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
  • Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви,

каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

  • Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

  • Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами.

Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Наша сегодняшняя встреча пройдет в форме мастер-класса. То есть мы будем изучать метод и сразу его использовать в нашей деятельности. И наша основная цель с вами это научиться созавать интелект карту и работать по ней.

Программное содержание:

Целью нашего мастер класса является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в области познавательного и речевого развития детей и укрепление партнерских взаимоотношений в паре родитель-ребенок основе использования интеллект – карт

Задачи мастер класса для родителей:

  • Познакомить с понятием интеллект – карт
  • Показать возможности применения технологий интеллект – карт в систематизации и структурирование информации по направлению познавательного и речевого развития.
  • Укрепление детско-родительских отношений через совместную работу по изготовлению интеллект-карт.

Задачи мастер-класса для детей:

  • Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью; учить детей работать с графическими символами.
  • Речевое развитие: активизировать словарный запас; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли; совершенствовать грамматическую речь детей.

Оборудование:

Интеллект-карта «Осень», карточки с изображением признаков осени (живая и неживая природа, графические символы погоды.

Предварительная работа:

Беседы об осени, разучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин.

  • Практическая часть. Составление родителей и детей интеллект карты на тему

«Осень»

Заходят дети.

Проигрыш из Лунтика, на экране Лунтик

«Здравствуйте ребята, я Лунтик, лунная пчела. Я упал с Луны. Расскажите мне, пожалуйста, что такое осень. Я слышал, что сейчас на земле осень. Но что это значит, я не понимаю! Расскажите мне».

Ну что ж, Ребята, попробуем объяснить Лунтику что такое осень

. Чтобы ничего не забыть мы с вами составим графический рассказ. В этом нам поможет наша умная карта, или по-другому – интеллект – карта. Сейчас я покажу как же их составлять….

Положите горизонтально лист ватмана перед собой. В центре располагаем основную нашу тему - картинку Осень. Выбрали.

Второй этап нашей работы – обобщаем признаки осени. Игра "Что бывает осенью?"

Дождь – Осенью часто идут дожди. Ветер – Осенью дует холодный ветер.

Овощи и фрукты – Осенью созревают овощи и фрукты. Листопад – Осенью листья желтеют и опадают на землю. Летящие птицы – осенью птицы улетают на юг.

Белка – Осенью звери готовят запасы на зиму Одежда – Осенью мы надеваем теплую одежду. Уборка урожая – Осенью люди убирают урожай. Молодцы

Какая у нас вами получается насыщенная интеллект-карта!

Но перед тем как начать составлять рассказ, мы с вами немного разомнемся. Пальчиковая игра "Осень"

Осень, осень – трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует, все сильнее, разводим одновременно руки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить руки и пошевелить пальцами Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальцами по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – кулак, ребро, ладонь

Посмотрите внимательно на наши интеллект-карты, ничего мы не забыли рассказать об осени?

Конечно!

Какие осенние месяцы мы с вами знаем?

А сейчас мы с вами попробуем составить полный рассказ об осени и рассказать его Лунтику.

Лунтик тебе понравились наши рассказы, теперь тебе все понятно? Спасибо! Теперь осень мое самое любимое время года!

А вам ребята понравилось составлять рассказы по нашей умной карте?

Если понравилось, подарите Лунтику спелое, красное яблоко! Если было трудно и неинтересно – подарите зеленое! (отчеты детей)

Уважаемые родители! Заинтересовал ли вас метод интеллект-карт? Что вызвало трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Интеллект карта, как средство речевого и познавательного развития детей"

Материал содержит цели и задачи, этапы работы с Интеллект картами....

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.

Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»План проведения...

мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"

Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов по созданию интеллект-карт «Помогите им обняться»

Мастер-класс для педагогов по созданию интеллект-карт «Помогите им обняться»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на ...

Буклет для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Использование интеллект-карт в речевом и познавательном развитии ребенка»

Образование – одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизни человека, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Требования ФГОС  ДО и ФОП ДО требуют изменения технол...