мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мельникова Светлана Николаевна

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0008734a-3b85ba24.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии  дошкольников»

Цель: дать представление об  использовани инновационного  метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии  дошкольников»

  План проведения мастер-класса

  1. Теоретическая часть:

1).  Актуальность использования «Синквейна»;

2).  Определение понятия «Синквейна»;

3).  Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

II.       Практическая часть:

           Совместная работа с педагогами.

III. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию презентацию мастер-класса «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Актуальность

 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Наши дети должны  научиться не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.

   Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.  Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность.

   Слово «синквейн» происходит от французского слова « cinq»- «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

    Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему, не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса. 

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». 

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово. 

Что пишется в каждой строке?

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания. Отвечает на вопросы кто? или что?

Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?

     Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно, использование афоризма или пословицы на заданную тему.

Ну и в завершении пятая строка — одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение,  личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

 Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен:

1. Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

2. Владеть:

• Анализом, обобщением;

• Понятиями:     слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

• Уметь подбирать синонимы;

• Научиться правильно понимать вопросы;

• Согласовывать слова в предложении;

• Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Могут быть использованы такие варианты работы:

•Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего)Например:

1. Заяц.        

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца.  Диким животным зимой жить трудно.

• Синквейн по прослушанному рассказу;

• Коррекция и совершенствование готового синквейна;

•  Обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети (например, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).

Синквейн можно использовать в заключении организованной образовательной деятельности - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.

II. Практическая часть.

. Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Давайте составим совместный  синквейн,. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу  Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте  мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.

Первая строка нашей елочки

Кто? Дети

2 строка два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка Фраза со словом дети

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Дети

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

Я  приглашаю конкурсанток для участия в мастер - классе. В данный момент в детских садах изучаются темы, связанные с зимой, поэтому, предлагаю вам составить сиквейны на лексическую тему «Зима», например:

Снег.

Мороз.

Снеговик

Пока участницы углубились в творчество, я предлагаю  составить совместный  синквейн,. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу  Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте  мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.

Первая строка нашей елочки

Кто? Дети

2 с трока два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка Фраза со словом дети

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Дети

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю подвести  итог нашей сегодняшней работы, и составить синквейн на тему: «Мастер-класс».

Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы

Я благодарю вас за нашу совместную работу и надеюсь, что предоставленная вашему вниманию  технология составления сиквейнов пригодится вам в работе.

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....

Мастер-класс «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.

Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»План проведения...

мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"

Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...

«Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

ull;Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему;•не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию...

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

В данном документе представлен мастер-класс с педагогами ДОУ по ознакомлению с тихонологией "Синквейн"....