воспитание сказкой
консультация (младшая группа)

Шибитова Екатерина Анатольевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_skazka.docx511.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

Уважаемые родители, кто из вас не любит сказки? Трудно представить ваше детство, ваше взросление без сказок и любимых книг! Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста, сопровождает нас протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

     Но самое главное, что сказки играют в нашей жизни не только развлекательную роль, но и обучают и развивают ребёнка.

Именно со сказки у детей начинается знакомство с внешним миром и миром взаимоотношений. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, смелости и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Ведь чтение сказок малышу — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок — один из важнейших педагогических и воспитательных моментов. Это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Все хорошо знают, что каждая сказка что – развивает внутри ребёнка, чему-то учит. Развивает умение чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать, проговаривать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Чтобы воспитание сказкой дало свои результаты, нужно правильно подобрать сказку, правильно ее преподнести: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее смысл. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

     Хороший прием — придумать вместе с ребенком сказку, в которой он будет главным героем. И фантазию разовьете, и воспитательный эффект присутствует. Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между вами и ребенком возникает более тесная связь, которая и сближает вас, и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этом является

необходимость развития в ребенке желания

и умения творчески мыслить,

анализировать окружающий мир,

изучать себя с позиций добра,

справедливости, любви.

В сказках вы, родители, сможете найти материал, который поможет вашим детям стать  увереннее, терпеливее, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки — пища для подсознания.

Слова забываются — ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

 

 Волю — сложное и многогранное качество личности.

 Веру в себя — умение противостоять неудачам.

 Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

 Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.  Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

 Обязательность — умение держать слово.

 Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

 Целеустремленность — умение определять

        цель и настойчиво добиваться

ее достижения.

               Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, развивает человеческие качества, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки вы сможете развить у ребенка:

  • умение слушать;
  •  умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.

Для этого мы более подробно остановимся на вопросе — какие сказки и в каком возрасте читать.

Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

    Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может размышлять о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил. Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению (мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания).

Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

    Иначе говоря, к 2—3 годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Поскольку фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития малыша русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный конец.

    Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда вы и ребенок можете внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

    Таким образом, в возрасте от 2 до 5 лет главное, чтобы сказка имела смысл для ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

     Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение.

     В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. Вы должны знать, какую сказку стоит читать малышу и в какое время.

    Важно учитывать не только возраст чада, но и его эмоциональный настрой в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....