Консультация для родителей «Как научить детей избегать конфликтов?»
консультация

Кабалина Татьяна Николаевна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_konfliktov.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить детей избегать конфликтов?»

Представьте, что вы вдруг попали в совершенно неизвестное вам племя, где люди, хоть и говорят на понятном вам языке, но живут совершенно по другим законам и соблюдают традиции, которые кажутся вам, мягко говоря, ужасными. Что вы испытаете, поняв, что теперь вынуждены большую часть времени проводить в этом племени и жить по его законам? Шок? Растерянность? Ужас? Панику? То же самое испытывает ребенок, попадая в детский сад. Ведь детский коллектив - это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила. И чтобы существовать в этом государстве, ребенку необходимо понимать и соблюдать эти законы.

Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения

В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других - другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. И если первый год в ясельной группе вы миновали без особых сложностей, это совершенно не означает, что теперь ребенок будет с удовольствием ходить в садик и у него не возникнет никаких проблем. Перечисленные ниже трудности не проходят по мере взросления. Если в 5-6 лет ребенок впервые приходит в детский сад, он сталкивается с целым рядом трудностей, которые его сверстники переживали в предыдущих группах. Чтобы миновать возрастные трудности общения, их надо пережить. Условно возрастные проблемы дошкольника можно подразделить на четыре группы, что соответствует возрастным группам детского сада.

 Младшая группа: от 3 до 4 лет

Возрастные трудности общения. В 3-4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего карапуза существует только собственное "я", а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его "я" (поиграть, подраться, побегать, и т.д.). При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих.

В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. Часто можно услышать заявления такого рода "вчера я дружил с Петей, сегодня дружу с Валей, а завтра буду дружить с Сережей". Причем вчерашние "друзья" могут обижаться друг на друга из-за того, что сегодня симпатии одного из двух "друзей" переменились. Экс-друг может сильно переживать перемену симпатий товарища по играм. И в отместку устраивать всякие пакости вчерашнему другу.

 Как их преодолеть. Ваша задача - объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими. Не поощряйте проявление детского эгоизма. Ребенок должен понимать, что он не единственный на свете, и что у окружающих людей могут быть собственные желания и потребности, отличные от его. Почаще играйте с ребенком в ролевые игры - в игровой форме можно рассмотреть самые разные модели общения и объяснить их ребенку. Научившись в игровой форме согласовывать свои действие с кем-то еще, ребенок переносит эту модель поведения на отношения со сверстниками. Учите ребенка не только брать, но и давать.

Вас не должна пугать дружеобильность и любвеобильность 3-4-х летнего карапуза. Совершенно бесполезно объяснять ребенку, что настоящих друзей не меняют, и что друг может быть только один. Дело в том, что в этом возрасте для ребенка друг - это, прежде всего партнер по игре. Ребенок руководствуется принципом "с кем играю, с тем и дружу", не вдаваясь в психологические тонкости дружбы, - это вполне естественно. Если ребенок сильно переживает, когда вчерашний друг не обращает на него внимание, объясните крохе, что даже самые закадычные друзья не обязаны играть только друг с другом.

 Средняя группа: от 4 до 5 лет

Возрастные трудности общения. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что, действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста "Куда все, туда и я". Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.

В детском коллективе выделяются явные лидеры - заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу "дружим против Васи (Пети Маши)".

 Как их преодолеть. Можно сколько угодно повторять тираду о том, что надо думать своей головой. Но если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу "куда все, туда и я". Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки. Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру. Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу. Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот - он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя - сформировать у ребенка адекватную самооценку. Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.

И не выпытывайте у ребенка информацию о том, кто же именно является организатором и устроителем всех проделок - детский коллектив не прощает предателей. И если вы вынудите ребенка "заложить" сверстников, велика вероятность, что в следующий раз изгоем станет именно он.

 Старшая группа: от 5 до 7 лет

Возрастные трудности общения. Ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.) и действует в соответствии со своими представлениями. Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого, а в худшем - тени. Ребенку необходимо постоянно доказывать и подтверждать свое право занимать ту или иную нишу. Причем если переместиться из ведущего в ведомого не составляет труда, то обратное перевоплощение довольно проблематично. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно. Он либо пытается доказать ровесникам свое право занимать выбранную нишу, либо уходит в тень.

В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые "настоящие" друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

 

Как их преодолеть. Помогите ребенку определить собственное место в коллективе. К 5-6 годам у ребенка уже есть собственные представления, какими качествами надо обладать, чтобы завоевать симпатии коллектива. И ваша задача - не навязывать ребенку собственные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а помочь ему выработать недостающие качества. Для этого регулярно обсуждайте ситуации, которые возникают в коллективе. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Если ребенок пришел именно к вам со своими проблемами, это говорит о том, что он вам доверяет и ценит ваше мнение.

Не навязывайте ребенку собственное мнение - с кем стоит дружить, а с кем - нет. Уважайте выбор ребенка, даже если его друзья вам, мягко говоря, не нравятся. Вместо того чтобы запрещать ребенку дружить с "плохими", на ваш взгляд мальчиками и девочками, поинтересуйтесь, почему ребенок дружит именно с этими ребятами. Так вы, во-первых, узнаете какие качества, ваш ребенок больше других ценит в человеке, а во-вторых, сохраните доверительные отношения с ребенком. Если ребенок поймет, что вы уважаете его право выбора, он, принимая важные решения, не побоится спросить у вас совета.

К семи годам ребенок перестает бороться с коллективом и кому-то что-то доказывать. Если он прошел все предыдущие ступени развития, он наконец научился гармонично существовать в коллективе, усвоил его законы и правила. В 7 лет ребенок в состоянии адекватно оценить свое место в коллективе и морально готов к переходу в новый школьный коллектив, но это уже совсем другой разговор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "как научить детей общаться"

Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать".

В консультации "Как научить детей любить читать" приведены некоторые практические рекомендации для родителей, благодаря которым можно воспитать у детей любовь к чтению....

Консультация для родителей "Как научить детей любить читать?"

Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей....

Консультация для родителей "как научить детей любить Родину"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в пери...

Консультация для родителей «Как научить детей осознанно считать»

Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или… испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаив...

консультация для родителей "давайте научим детей любить своих родителей"

консультация для родителей "давайте найчим детей любить своих родителей!...