КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ"
консультация (средняя группа)

Гордиевская Елена Викторовна
  • В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки, откуда будет извлекаться и наша книга для развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_organizatsii_chteniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультации родителям по организации душеполезного семейного чтения

 Организация процесса душеполезного семейного чтения должна быть хорошо продумана.

  • В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки, откуда будет извлекаться и наша книга для развития детей.
  • В режиме жизни семьи необходимо выделить время для ежедневного общения с книгой. (Специалисты рекомендуют не менее 20 - 30 минут в день ребенку дошкольного возраста читать вслух).
  • Общаясь с книгой, следует относиться к ней как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать страницы, знать авторов, создававших литературно-художественное произведения, помещеные в книге, определить и знать ее место в домашней библиотеке. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств общей культуры человека, а закладывается оно в «золотую пору детства».
  • Взрослому читателю следует сначала самому ознакомиться с содержанием литературных произведений, условно разделить их на законченные смысловые части, если того не сделано в авторских текстах, определиться с примерным объемом содержания для одного чтения.
  • Читать  литературные тексты следует неспешно, выразительно, эмоционально. Произведения, требующие глубокого осмысления, не следует читать ребенку непосредственно перед сном. Осмысленное чтение становится источником духовного обогащения человека, поэтому в семье следует определить время не только для чтения, но и для совместных размышлений.
  • Поскольку помещенные в книгах для развития сказочные и другие тексты довольно большие по объему, рекомендуется читать их «с продолжением». Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу вместо бездумного сидения перед телевизором, формирует устойчивый интерес к детской художественной литературе.
  • Перед тем, как продолжать чтение, взрослому целесообразно попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз, предложить пересказать какой-нибудь эпизод. При этом очень важно, чтобы у детей сложилось целостное восприятие читаемой сказки или другого литературного произведения.
  • После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребенком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения (уроки послушания, любви, терпения, верности, трудолюбия, веры, смелости и т.д.)
  • Считаем, что совместные размышления по прочитанному - один из сильных моментов книг нашей серии. Родители и дети, осмысливая традиции своего народа, его моральные убеждения, культуру, вместе выходят на духовно-нравственные ценности. Жизненный опыт народа соединяется с опытом родителей, бабушек и дедушек, присоединяет пусть небольшой опыт жизни дошкольников, образуя новый социокультурный опыт. Таким образом, капля за каплей, формируется духовно-нравственный стержень маленького ребенка.
  • Взрослому нужно внимательно следить за реакцией детей при чтении и анализе произведения, обращая внимание на их эмоциональные изменения. В условленный отрезок времени следует читать ребенку по одной – две части. Далее рекомендуется передать книгу в руки ребенка. Теперь пусть он самостоятельно ее листает, пусть рассматривает, изучает рисунки. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается и к изобразительному искусству, учится видеть и понимать и графические способы передачи литературного содержания. Всмотритесь внимательно в графические рисунки книг нашей серии! Они не только высоко художественны, но и высоко духовны.
  • Рассматривание иллюстраций в конце чтения совпадает с желанием детей, углубляет понимание услышанного, уточняются отдельные, может быть не ясные места, полнее раскрывает художественные образы.
  • Уважаемые родители! Помните, что у детей дошкольного возраста есть важная особенность – постоянная потребность восприятия одних и тех же стихов, рассказов, сказок. Об этой потребности прекрасно сказал великий знаток детства Я.Корчак: «Одна и та же, без конца повторяемая сказка – словно соната, словно любимый сонет, словно скульптура, без которой и день не в день, сер и бесцветен».
  • Возвращение к прочитанному помогает ребенку лучше осмыслить содержание литературного текста, сформировать представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности, честности, учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, справедливость над произволом, добро над злом.
  • В книгах для развития детей помещен дидактический материал для проведения активных занятий. Наилучший вариант проведения активного занятия  - вначале в кругу семьи, а затем  - в детском саду. данная рекомендация связана с тем, что родители, как самые близкие люди, могут помочь ребенку и в прочтении опорных слов – понятий, обозначающих нравственные уроки, и найти совместное решение в понимании нравственных аспектов социокультурных категорий.
  • В ходе выполнения этапов работы активного занятия следует обязательно соблюдать их очередность – вначале ребенок выполняет задание самостоятельно, затем – в паре (со взрослым или сверстником).
  • Замечательно, что в процессе активного занятия дети смогут подойти к нравственным выводам вначале в кругу семьи со своими родными и близкими, а затем, со сверстниками в детском саду.

Таким образом, у ребенка еще раз появляется возможность сравнить нравственный опыт родителей с нравственным опытом сверстников. Очень важно, что при этом снова происходит приращение социокультурного опыта, на который в будущем ребенок и будет опираться.

  • На странице отмеченной в правом верхнем углу логотипом колокольчика, заключенного в сердечко, ребенку предлагается самому стать художником – оформителем одной из страниц книги.
  • Выполнение творческого задания – создание совместного рисунка, следует максимально приблизить к окончанию чтения крупного литературного произведения и совместных размышлений. Очень важно, чтобы пережитые детьми чувства и эмоции были яркими, не угасшими.
  • К созданию рисунка желательно подойти сразу или в тот же день после окончания активного занятия.
  • В книги для развития детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет) включены русские народные и авторские песни и игры. Отнеситесь внимательно к этому наследию нашего народа. Разучите их с детьми, чаще обыгрывайте предложенный фольклорный материал, ведь именно там сохраняется и до сей поры живет русская душа.

Уважаемые Родители! Помните, что нравственные черты русского народа складывались столетиями, через сказки, сказы, былины, житийные рассказы, предания они передавались из поколения в поколения как моральный кодекс, как закон жизни. Изначально наш народ отличался высокой нравственностью, благородством, гостеприимством, хлебосольством, любовью к Родине, к своему народу, почтительному, любовному отношению к родителям, людям старшего поколения. Обратите внимание на тот факт, что в наших книгах предлагаются лучшие образцы литературного наследия нашего народа.

Отечественный писатель А.Н.Толстой высоко оценивал творчество народа и оставил нам важное напоминание:    «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струны, — о славных подвигах богатырей, защитников земли, народа, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и традициям, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Дорогие наши читатели! Надеемся, что книги для развития детей 3 – 7 лет не только положат начало формирования домашней библиотеки, но и станут вашей своеобразной семейной реликвией. Грамотно организованное семейное чтение будет одинаково полезно как детям, так и вам, уважаемые взрослые!

Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книге"

Становление ребёнка как читателя происходит при помощи активного участия родителей. Семейные чтения - это разговор родителей с детьми, стимулом которого является совместное прочтение произведения лите...

Консультации для родителей "О семейном чтении и его роли в воспитании ребенка"

Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художеств...

Консультация для родителей «Польза семейного чтения».

Консультация для родителей «Польза семейного чтения»....

Консультация для родителей по семейному чтению

Консультация для родителей по семейному чтению (старший дошкольный возраст)...

Консультация для родителей: «Роль семейного чтения в формировании интереса ребёнка к книге».

Консультация для родителей, целью которой является донести до родителей то, как важно приобщать у ребёнка интерес к книгам и их чтению в семье....

Консультация для родителей "Польза семейного чтения"

В данной консультации представленн материал о пользе семейного чтения...