Консультация для родителей «Дети плохо едят: в чем причина и что делать?»  
консультация (младшая группа)

Алла Ивановна Шебанова

Одной из неожиданных проблем современного детского сада стала сложность с приемом пищи у значительного количества детей.

Почти в каждой группе, особенно среди детей раннего возраста, есть воспитанники, которые равнодушны или негативно относятся к еде, демонстрируют избирательность и отсутствие аппетита. Вместе с тем они имеют нормативный вес, проявляют активность и включены в жизнь детского сообщества. Факторов, которые влияют на изменение пищевого поведения, много.   Если в раннем возрасте ребенок питался преимущественно баночной едой, у него фиксируется   общий вкус смешанных между собой продуктов в специфической обработке. И когда в детском саду ребенку предлагают отдельные продукты, эти вкусы оказываются чужими.  Если в рационе ребенка не было разнообразия «чистых» вкусов, то в дальнейшем он предпочитает ограниченный набор продуктов.

Нахождение и развитие ребёнка в культурной среде, одержимой похудением, играет негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны для физического и психического здоровья ребенка и могут привести к нарушению деятельности мозга.

В норме головной мозг регулирует обмен веществ и расходование энергии, если ребенок садится за стол проголодавшимся и заканчивает есть, насытившись, а неограниченные возможности физической активности закрепляют баланс. Исключение составляет ситуация, когда в доме есть много нездоровой пищи.

Жесткие ограничения в еде, обсуждение питания как проблемы, негативное отношение к внешнему виду ребенка ведут:

к формированию неадекватного образа тела (особенно у девочек);

негативной самооценке и непринятию себя;

нарушениям мозговой регуляции пищевого поведения;

эмоциональным расстройствам.

Многолетние исследования доказали, что дети, которых сажали на диету или подвергали насмешкам в детстве, в подростковом возрасте демонстрировали серьезные нарушения пищевого поведения, в несколько раз чаще страдали ожирением или анорексией (нервным расстройством, проявляющемся в патологической худобе и отказе от питания).

Существуют критерии оценки негативного и позитивного характера пищевого поведения ребенка. На их основании следует принимать решение о необходимости профилактической или коррекционной психологической помощи.

Критерии оценки нормативности пищевого поведения:

отсутствует дефицит веса и роста;

ребенок физически активен, подвижен;

не нарушен режим сна и бодрствования;

показатели психического развития, включая познавательное развитие, соответствуют возрастной норме;

ребенок проявляет положительный эмоциональный фон, отсутствуют симптомы эмоциональных нарушений;

ребенок общается со взрослыми и стремится к совместной деятельности.

Оценивать проблему с едой необходимо применительно к каждому конкретному ребенку: хватает ли ему той энергии, которую он получает. Ведь у каждого своя интенсивность обмена веществ и свои потребности в еде.

Существует пять принципов формирования здорового отношения к еде:

1. Создавать условия для комфортного общения во время еды, поддерживать атмосферу доброжелательности.

2. Формировать у ребенка умение получать естественное удовольствие от еды.

3. Включать в рацион разные продукты, предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки.

4. Поддерживать позитивную самооценку, никогда не устанавливать негативную связь между едой и внешностью ребенка, не подвергать сомнениям его положительные представления о своей внешности.

5. Не допускать критические комментарии в отношении внешности ребенка, а оптимизировать его меню с целью коррекции веса.

Формировать здоровое отношение ребенка к еде можно и нужно в детском саду и семье. Справиться с негативным пищевым поведением можно только совместными усилиями педагога-психолога, воспитателей и родителей.

Выполнение рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей в детском саду и семье будет способствовать тому, что ребенок начнет хорошо есть.

1. Играйте с ребенком на тему еды

Пробуждайте познавательный интерес и воображение ребенка, задавайте новые акценты, обращая внимание на запах и внешний вид пищи.

Организуйте сюжетно-ролевые игры на тему еды: «Ресторанчик», «Обед», «Торжественный банкет», «День рождения» и т. д.

Включайте тему еды в игровые ситуации. Например: машинки «проголодались» и отправились на заправочную станцию «подкрепиться».

Сделайте прием пищи продолжением игрового взаимодействия. Предложите детям совершить «путешествие» в другие страны, где существуют иные традиции приема пищи.

2. Организуйте прием пищи как совместную деятельность

Садитесь за стол вместе с детьми и подсказывайте им, как пользоваться столовыми приборами, брать хлеб, отламывать вилкой кусочки, вытирать рот и руки салфеткой и т. д.

Обсуждайте вкусовые качества еды.

Напоминайте правила поведения за столом, поощряйте правильные действия ребенка во время приема пищи.

Создавайте дружескую атмосферу, хорошее настроение, обеспечивайте комфортное взаимодействие всех сидящих за столом.

3. Пробуйте еду

Не заставляйте ребенка есть, предлагайте пробовать еду в качестве интересного познавательного эксперимента.

Проведите игру в дегустацию: предложите попробовать блюдо и угадать, из каких продуктов оно приготовлено.

Предложите отгадать «вкусовые» загадки или попробовать еду с закрытыми глазами.

Обсуждайте с ребенком запах еды, т. к. большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов.

Вводите новое блюдо в рацион ребенка правильно: предложите ему подержать во рту или понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.

4. Сделайте пищу привлекательной

Украшайте блюда.

Используйте нестандартную сервировку стола: поделки из салфеток, бумаги и других материалов, сделанные дошкольниками.

Включайте альтернативные варианты приема пищи. Например, попросите родителей помочь организовать этнический полдник или провести национальный праздник с угощением. Атрибутика таких мероприятий задаст основную ноту, а небольшая вариативность меню довершит социокультурное погружение.

Стимулируйте работников кухни к творчеству, ведь творчество и кулинария – сферы пересекающиеся. Блюдам можно придать забавную, необычную форму или добавить простое украшение.

5. Не заставляйте есть, но Регулярно предлагайте

Настраивайте детей на обед, возвращаясь с дневной прогулки: обсудите, как все проголодались, попросите прислушаться к своему организму, рассказать, что они чувствуют.

Добивайтесь того, чтобы дети сами стремились сесть за стол и поесть.

Уменьшите порции, чтобы сформировать у ребенка ощущение завершенности процесса, способности позитивно «справиться» с едой. Большие объемы пищи нередко пугают, тогда как просьба добавки заразительна.

Постепенно выходите на нормативные порции.

6. Стимулируйте физическую активность

Поддерживайте физическую активность, подвижность детей, создавайте условия для разнообразных движений, обеспечивающих здоровый обмен энергией.

Обсуждайте во время выполнения физических упражнений телесные ощущения и впечатления, чтобы ребенок «знал» свое тело, чувствовал его состояние.

7. Не обсуждайте вес и фигуру

Никогда не поднимайте и не поддерживайте обсуждение с ребенком проблемы питания, веса, похудения.

Не переносите взрослые культурные стереотипы на детей.

8. Синхронизируйте питание дома и в детском саду

Старайтесь кормить ребенка дома в то же время, что и в ДОО.

Приблизьте домашнее меню к меню детского сада. Сделайте еду привычной, узнаваемой.

9. Учитывайте индивидуальные предпочтения

Помните, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор продиктован как интуитивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.

Не навязывайте ребенку свои вкусовые предпочтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы родителям.Ответы на вопросы родителей....

Консультация для родителей «Дети за компьютером: хорошо или плохо»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим за...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Родителей детей раннего возраста часто задают вопросы: " когда мой малыш должен научиться говорить, какой запас слов должен быть у него к 2-м годам" и т.д. Так как всем известно, что становление проис...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

            Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неукл...

Консультация для педагогов и родителей «Дети плохо едят: в чем причина и что делать?»

Прием пищи – важный режимный момент в детском саду. Если воспитанник плохо ест или отказывается от еды, это становится проблемой для воспитателя. Родители высказывают претензии, что ребено...

Дети плохо едят: в чем причина и что делать

Проект посвящен актуальной проблеме,прием пищи является  важным режимным моментов в жизни ребенка....