Консультация для родителей «Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Алла Ивановна Шебанова

К концу 1 месяца Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.

В 3-4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.

В 4-5 месяцев Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где киса?»).

В 6-7 месяцев Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.

В 8-9 месяцев Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т. п.).

В 10-11 месяцев Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т. д.).

В 12 месяцев Не употребляет осмысленно слова «мама», «папа», «тётя» и др.

В 15-16 месяцев Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.

В 19-20 месяцев Не понимает значения слов «большой — маленький».

К трём годам Не использует простые фразы, не называет своё имя, пол, возраст, не выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку» (значение простых предлогов).

Если у ребёнка наблюдаются данные проблемы, вероятнее всего у него возможны нарушения речевого развития.

Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

отоларинголог (проверит слух ребенка);

невропатолог (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т. ч. речевых центров коры головного мозга);

детский психолог, дефектолог или психиатр (для определения состояния невербального интеллекта);

учитель-логопед (для окончательного диагностирования речевых нарушений).

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Эти процессы тесно связаны с развитием речи.

1,5 года – 10 слов;

1 год 8 месяцев – 50 слов;

2 года – более 200 слов;

3 года – 900-1000 слов.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать рече-вые средства для общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР, что осложнит его дальнейшее развитие в целом.

Причины нарушения речевого развития

Недостаточность речевого общения с ребёнком.

Известно, что дети, воспитывающие в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектом речи и др.) отстают в речевом развитии. Сама по себе эта причина не является определяющей для развития нарушения речи, но этот факт очень важен.

Неблагоприятные внешние условия в семье:

отсутствие эмоционально-положительного окружения, нервно-психическое нездоровье семьи;

индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность); неприятие малыша со стороны матери или отца; неполная семья; воспитание ребёнка в двух домах, когда ребёнок живёт с разведенными родителями в их семьях; резкая смена стратегий воспитания (у одного родителя – отсутствие запретов и наказаний, а у другого – наказание несоизмеримое с совершённым поступком);

сверхшумное окружение; психические травмы: испуг, переживания в связи с разлукой с родителями; долгая психотравмирующая обстановка в семье, связанная с постоянными конфликтами между родителями.

Невротический ребёнок всегда происходит из невротической семьи. Огромное количество речевых расстройств можно предотвратить, если взрослые будут контролировать своё поведение и стараться создать спокойную и доброжелательную обстановку дома!

Около 80% заикания имеет невротическое происхождение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Перечисленные в консультации признаки нарушения речевого развития, помогут родителям не упустить время и вовремя обратиться к специалистам...

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для родителей "Признаки нарушения речи ребенка раннего возраста"

Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...