Консультация для родителей «Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Алла Ивановна Шебанова

К концу 1 месяца Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.

В 3-4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.

В 4-5 месяцев Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где киса?»).

В 6-7 месяцев Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.

В 8-9 месяцев Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т. п.).

В 10-11 месяцев Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т. д.).

В 12 месяцев Не употребляет осмысленно слова «мама», «папа», «тётя» и др.

В 15-16 месяцев Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.

В 19-20 месяцев Не понимает значения слов «большой — маленький».

К трём годам Не использует простые фразы, не называет своё имя, пол, возраст, не выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку» (значение простых предлогов).

Если у ребёнка наблюдаются данные проблемы, вероятнее всего у него возможны нарушения речевого развития.

Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

отоларинголог (проверит слух ребенка);

невропатолог (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т. ч. речевых центров коры головного мозга);

детский психолог, дефектолог или психиатр (для определения состояния невербального интеллекта);

учитель-логопед (для окончательного диагностирования речевых нарушений).

Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Эти процессы тесно связаны с развитием речи.

1,5 года – 10 слов;

1 год 8 месяцев – 50 слов;

2 года – более 200 слов;

3 года – 900-1000 слов.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать рече-вые средства для общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР, что осложнит его дальнейшее развитие в целом.

Причины нарушения речевого развития

Недостаточность речевого общения с ребёнком.

Известно, что дети, воспитывающие в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектом речи и др.) отстают в речевом развитии. Сама по себе эта причина не является определяющей для развития нарушения речи, но этот факт очень важен.

Неблагоприятные внешние условия в семье:

отсутствие эмоционально-положительного окружения, нервно-психическое нездоровье семьи;

индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность); неприятие малыша со стороны матери или отца; неполная семья; воспитание ребёнка в двух домах, когда ребёнок живёт с разведенными родителями в их семьях; резкая смена стратегий воспитания (у одного родителя – отсутствие запретов и наказаний, а у другого – наказание несоизмеримое с совершённым поступком);

сверхшумное окружение; психические травмы: испуг, переживания в связи с разлукой с родителями; долгая психотравмирующая обстановка в семье, связанная с постоянными конфликтами между родителями.

Невротический ребёнок всегда происходит из невротической семьи. Огромное количество речевых расстройств можно предотвратить, если взрослые будут контролировать своё поведение и стараться создать спокойную и доброжелательную обстановку дома!

Около 80% заикания имеет невротическое происхождение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Перечисленные в консультации признаки нарушения речевого развития, помогут родителям не упустить время и вовремя обратиться к специалистам...

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для родителей "Признаки нарушения речи ребенка раннего возраста"

Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным...