Консультация для родителей: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Балыкова Полина Викторовна

     Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!» Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

       Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в силы, приучают надеяться на других.

     Вот что думают об этом психологи. «Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребѐнка и взрослого.

1.Негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

2. Упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.

 3. Строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещѐ мало умеет».

     Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

     Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они ещѐ малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень аккуратны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка еѐ почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

    Попробуем определить перечень действий, доступных детской самостоятельности:

1.Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

 2.Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать.

3.Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

4.Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

5.Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом. 6.Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

7.Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

      Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь.

     Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

 -приспособить к росту ребенка вешалку для одежды,

 -выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, носков), постоянное и удобное место для полотенца.

     Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

    Памятка для родителей:

 -Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

 -Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

 -Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

-Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

-Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

 -Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

-В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

 -Старайтесь использовать игровую ситуацию.

 -Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к р...

Консультация для родителей "Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании....

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи            начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому са...

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...

консультация для родителей"Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...