Консультация "Развитие речи с использованием мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста" (11.2021)
консультация (подготовительная группа)

Детям с нарушением речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого речевого высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл det_sad_2.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста»

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Дети, страдающие различными речевыми патологиями, без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания.

Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В работе с детьми с ОНР по обучению детей связной речи используются приёмы мнемотехники. Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника? В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, коллажа:

 • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. • Развивается мелкая моторика рук. Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее дать сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информация даётся в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет обсуждение - задаются дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх: 1. Восстанови последовательность картинок по памяти. 2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме. 3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других. 4. Найти лишнюю картинку. 5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста. 6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы). 7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Помимо менемотаблиц и коллажа,  используются  наглядные модели-условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года.

 Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке по условным обозначениям).

Стоит отметить, что с использованием  мнемотехники, связная речь детей  значительно улучшается. Дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Сценарий развлечения «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста 2020 - 2021 учебный год.

Сценарий развлечения  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «День народного единства»2020 - 2021 учебный год....

Методы и приёмы развития речи детей старшего дошкольного возраста.(10.2021)

Способ работы воспитателя с детьми, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

План работы по самообразованию на тему: «Инновационные технологии как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год».

Повысить уровень образовательной деятельности посредством использования инновационных технологий Гришаевай Н. П., в социально - коммуникативном развитии воспитанников....

Использование мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...